Найти в Дзене

Читая Карла Юнга: «Попытка психологического истолкования догмата о Троице» и четверичность архетипов

Уважаемый читатель, эту статью я хочу посвятить принципу четверичности, который я использую для описания четверичности архетипов. Читая книгу Юнга, посвящённую догмате о Троице, я обнаружила интересные параллели с тем принципом, на который опираюсь в работе с архетипами. Начну с того, что четверичность, которую Вы могли видеть в моих статьях об архетипах Анимы, Анимуса и Божественного ребёнка, – не является чем-то каноническим. Скорее, это моё новаторство. Для него была объективная основа. Основа была в четверичности Анимы и Анимуса, которые были показаны в процессе обучения юнгианства. Однако, та четверичность состояла из полностью положительных объектов. В процессе обучения я внутренне сразу не согласилась с этой концепцией, хотя как кристаллическая решётка, база четверичности меня очень заинтересовала. Можно выразиться так: моё бессознательное отреагировало дуально, согласием на сам принцип и отрицанием содержания. Как мы знаем внутренний конфликт – это очень плодотворное состояние

Уважаемый читатель, эту статью я хочу посвятить принципу четверичности, который я использую для описания четверичности архетипов. Читая книгу Юнга, посвящённую догмате о Троице, я обнаружила интересные параллели с тем принципом, на который опираюсь в работе с архетипами.

Начну с того, что четверичность, которую Вы могли видеть в моих статьях об архетипах Анимы, Анимуса и Божественного ребёнка, – не является чем-то каноническим. Скорее, это моё новаторство. Для него была объективная основа. Основа была в четверичности Анимы и Анимуса, которые были показаны в процессе обучения юнгианства. Однако, та четверичность состояла из полностью положительных объектов. В процессе обучения я внутренне сразу не согласилась с этой концепцией, хотя как кристаллическая решётка, база четверичности меня очень заинтересовала. Можно выразиться так: моё бессознательное отреагировало дуально, согласием на сам принцип и отрицанием содержания. Как мы знаем внутренний конфликт – это очень плодотворное состояние (если к нему правильно подойти), ибо из него рождается что-то новое. Мой конфликт был ярким и из него достаточно быстро родилось понимание того, что позитивных аспектов должно быть 3, а четвертое должно быть представителем Тени.

Фреска Рафаэля в Ватикане «Афинская школа» (1510-1511гг.). В центре расположена фигура Платона, который указывает рукой вверх, к небесам. В руках он держит свой трактат «Тимей», который и анализирует Юнг в книге «Попытка психологического истолкования догмата о Троице»
Фреска Рафаэля в Ватикане «Афинская школа» (1510-1511гг.). В центре расположена фигура Платона, который указывает рукой вверх, к небесам. В руках он держит свой трактат «Тимей», который и анализирует Юнг в книге «Попытка психологического истолкования догмата о Троице»

Сегодня же, в этой статье я хочу обратиться к основе из коллективного бессознательного моего подхода. Первым я обращусь к Платону. Читая, я с приятным удивлением обнаружила, что идея именно такого состава четверичности существовала ещё у Платона. Он говорил о триединстве и ином, которое ему противостоит. Вот как сам Юнг расшифровывает нам идею Платона: «.. триада передаёт тройку умопостигаемому, не ставшему ещё реальностью. Для возникновения реальности необходимо второе смешение (первое подразумевает смешение тройки в триединство), вторая смесь, в которую силой привносится «иное». Последнее, таким образом, и есть то четвёртое, которое по характеру своему «противник», сопротивляющийся гармонии. Однако именно с ним, по свидетельству текста, неразрывно связано желанное бытие». Итак, концепция такой четверицы уже существовала.

Далее четвериччность Юнг описывает через проявление психологических функций. Как мы помним, Юнг разработал концепцию, по которой в психике существует 4 функции. 2 рациональных: мышление и суждение (обычно переводится как чувство) и 2 иррациональных: ощущение и интуиция (подробнее в этой статье). Вот как он описывает функционирование функций в разрезе четверичности: «В разрезе сознания находятся три из четырёх функций ориентации. Это согласуется с психологическим опытом, говорящим, что, например, рациональный тип, чьей наиболее дифференцированной (высшей) функцией выступает мышление (в смысле «интеллекта»), располагает сверх того ещё одной или, чаще всего, двумя вспомогательными функциями иррациональной природы, а именно ощущением (в смысле “function du reel”) и интуицией (в смысле «восприятия через бессознательное»). Его низшей функцией является в таком случае чувство (оценочная функция), находящаяся в отсталом состоянии и контаминированное бессознательным». По сути, здесь мы тоже видим, что есть функция, которая у нас находится в Тени. Опять 3+1.

Ещё он приводит примеры сновидений, где процесс обретения целостности (индивидуации в самом простом понимании) может отражаться через подобную четверичность, в которой представлены 3 подобных + 1 иное: «Речь может идти о трёх мужчинах и одной женщине, которые сидят за одним столом или едут в одной машине, о трёх мужчинах с собакой, об охотнике с тремя собаками, о трёх курах в одной клетке, откуда убежала четвёртая, и т.п.»

Далее я хочу обратиться к метафорическому материалу сказок. Общая канва там зачастую такая, что «всем миром» добро сражается со злом. А злодей часто один. Однако, без этого злодея герой или героиня не пройдут свой путь, не выполнят задачу и так далее. То есть здесь мы также встречаем продуктивность единства благого со злым. Вы уже и без моей подсказки, конечно, вспомнили и 33 богатырей, и 3-х девиц под окном, и массу ритуалов, где надо 3 раза повернуться, трижды прыгнуть в котёл или в 3 котла. Но именно негативный фактор или персонаж отправляют нас в это путешествие.

Дальше мне хотелось бы коснуться того целительного факта, который часто помогает нам в терапевтической работе: добро и любовь сильнее зла и разрушения. Иначе наш мир давно перестал бы существовать. Именно поэтому светлых конструктивных элементов всегда должно быть больше. Именно поэтому мы в различных религиях встречаем триединство добра, ярко проявленное в Символе веры христиан, где Отец, Сын и Святой дух объединяются через понятие единосущности. Такое триединство добра хранится в нашем бессознательном, иначе оно не смогло бы воплотиться ни в одной из религий, тем более массовой.

Таким образом, мы можем наблюдать основу для продуктивного архетипа, который должен включать триединство добра и негативный, теневой компонент. В книге мне на эту тему понравилась одна фраза, в которой я оставлю суть, убрав описательные компоненты: «без четвёртого .. нет реальности».

Удачи Вам в постижении четверичности своих внутренних фигур!

Искренне ваша,
Анастасия Малышева
Глубинный психолог
Моя страница на всероссийском сайте психологов Б17: https://www.b17.ru/anastasiya_malysheva/