Известно, что русское казачество в значительной своей части не поддержало революцию и в гражданскую войну больше выступало на стороне белых. За это и стало преследоваться новой властью. По донским станицам огнем и мечом прошелся «демон революции» Троцкий. После его рейда само понятие «казак» оказалось под запретом. Даже в армию их призыв ограничили, так как казаки считались «ненадежными элементами».
Однако со временем драма гражданской войны подзабылась. Когда же в свет вышли книги Михаила Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина», отношение к Донскому казачеству в корне изменилось. Тут еще надо учитывать, что Троцкий стал врагом страны. В середине 1930-х в Москву потянулись давать концерты казачьи ансамбли.
В одно из таких турне в 1936 году вместе с казачьим коллективом в столицу поехал некто Тимофей Иванович Воробьев, с которого, как считалось, Шолохов списал образ деда Щукаря. Известно, что тот за словом в карман не лез, балагуром и шутником был отменным. Для него Шолохов придумал особое задание. Воробьев должен был преподнести Сталину румяный донской калач, вручение которого было только первым шагом из задуманного писателем.
В самый ответственный момент Тимофей Иванович поднял калач, лежащий на вышитом рушнике, и направился к Иосифу Виссарионовичу. Подошел к «самому» и в привычной для себя цветистой манере сказал обязательные в таких случаях слова. Однако в них была одна тонкость. Воробьев обращался к Сталину как к истинному казаку. Вождь принял подарок, улыбнулся и даже похлопал его по плечу.
Присутствующие вздохнули спокойнее, но тут в ситуацию вмешался Шолохов. Он вышел вперед и предложил крайне рискованное дело: принять главу государства в казаки. Этому воспротивились Ворошилов и Ежов, зная отношение Сталина к казачеству. Но последнее слово все-таки оказалось за вождем.
А Сталин согласился. Только поставил условие: его прием в казаки должен пройти на сходах открытым голосованием. И по Дону прокатилась волна казачьих сходов. Понятно, что сам Главный в них участвовать не мог, что объяснялось государственной деятельностью вождя. Когда же зашла речь о его национальной принадлежности, ситуацию разрядил один из старейших казаков. Он напомнил, что в былые времена в казачьи ряды принимали людей любой национальности. Главное, чтобы он был отменным бойцом, храбрым в бою, честным и отзывчивым на беду.
Кто же мог усомниться, что глава государства в полной мере обладал всеми этими качествами?! Так что по решению станичных сходов Иосифа Виссарионовича единогласно приняли в казаки. Все было запротоколировано и отправлено в Москву. С тех пор в некоторых случаях Сталин стал выходить в люди в штанах с яркими красными лампасами. Донцы тогда шутили, что они, мол, на самого Сталина лампасы одели.
Ещё больше интересных историй в моём 📕Телеграм-канале. Обязательно загляните
Этот случай сыграл в дальнейшем весьма положительную роль. От системы «расказачивания» донцов в стране окончательно отошли. Когда же спустя несколько лет грянула Великая Отечественная война, то на Дону в кратчайшие сроки были сформированы две казачьи кавалерийские дивизии, показавшие себя в боях с самой лучшей стороны.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.