А вы знали, что в святоотеческом учении есть взгляд на происхождение души - а именно гипотеза предсуществования души, гипотеза традуционализма и гипотеза креационизма? Все три по сути отвергаемы. Так что каков этот взгляд - не совсем ясно.
Кому интересно - Святоотеческое учение о душе человека В.Ф. Давыденко
Гипотеза предсуществования душ
Гипотезою о предсуществования душ, по учению Оригена, предполагается, что души в самом начале, еще до создания чувственного мира, быв сотворены совершенно одинаковыми по своей природе, впоследствии времени, смотря по степени большего или меньшего охлаждения в своей любви к Богу, больше или меньше ниспали в своем нравственном отношении, и что, поэтому, они в видах наказания и исправления, посылаются Богом в те или иные тела, соответственно с их прежними состояниями и заслугами, а также соответственно с тем обрекаются на те или иные внешние состояния и условия внешней жизни. Гипотеза предсуществования душ привлекла к себе внимание Оригена особенно тем, что ею легко разрешалось непонятное и для всех загадочное явление неравенства между людьми как по их духовным дарованиям, так и в отношении к их внешним состояниям и условиям, распределяемым независимо от каких-либо с их стороны личных заслуг со дня самого рождения. Эго была наиболее выгодная сторона гипотезы, дававшая каждому успокоительную уверенность в том, что степени счастья и страданий распределены между людьми совершенно справедливо в зависимости от добродетелей или пороков самых душ до их соединения с телами.
И далее:
Если бы, действительно, души человеческие, говорит Иреней Лионский, существовали где-либо до вселения их в тела, то в их памяти и сознании несомненно остались бы какие-нибудь воспоминания из этого периода их жизни. Между тем всякий по собственному опыту может сказать, что никакого периода из жизни и деятельности до начала сознания души наши не помнят. «Переселение душ из тел в тела, говорил он, мы опровергаем тем, что души ничего не помнят из прежде бывшего»
Ну и отличненько - тут простая логика - раз мы этого не помним - значит этого и не было. Такие объяснения вкратце дает святоотеческое учение о том, о чем задумывался и толковал Ориген и прочие философы. А это значит, для нас, православных, что ежели мы заговорили о карме, о прошлых жизнях - значит мы говорим ересь. Ибо этого не существует с точки зрения православия.
св. Григорий прибавляет: «боюсь чтобы к этому не присоединилась нелепая мысль, будто бы душа имела другую жизнь, а потом уже соединилась с этим телом, и за прежнюю жизнь одни получают здесь дар пророчества, а другие, жившие там худо, осуждаются. Но так как допустить это крайне нелепо и несообразно с учением Церкви, то пусть другие забавляются такими учениями, нам же забавляться такими толками не безопасно».
Не безопасно, однозначно. Пусть паства одной рукой чистит кармическое поле, а другой рукой ставит свечи за здравие, а что у нее мешанина в голове - у паствы, так то ничего, убогие люди, заблудшие, не воцерковленные.
Этак мы, товарищи попы, никуда не придем. Тупик это. 🤷♀️
Гипотеза традуционализма - преемственного рождения душ от родителей.
Теория традуционизма с особенною полнотой впервые была развита стоиками. Главным же распространителем ее в христианском мире и последовательным защитником является великий учитель христианской церкви Тертуллиан, который развил это учение на почве борьбы с Оригеном и его гипотезой предсуществования душ. Восставая против учения о предсуществовании душ, как мнения несообразного с здравым смыслом и не имеющего никакого значения, Тертуллиан со всею решительностью утверждает, что души человеческие происходят не другим каким способом, а только путем последовательного рождения их от подобных себе душ, точно также как тела рождаются от подобных себе тел.
Христианская церковь убеждена в невещественности души человека и отцы восточной церкви отвергали теорию традуционалистов, задавая себе вопрос, каким образом душа человеческая, будучи по своей простоте и духовности неделимою, может рождаться от души, подобно телесному организму, и давали на него положительный ответ, подобно св. Иоанну Златоусту: «душа не рождает и не рождается».
Однако гипотеза хорошо объясняет наследственный прародительский грех. Устанавливая между людями тесную и неразрывную связь, вплоть до самого Адама, эта гипотеза устраняла недостатки всех других учений, при объяснении наследственности греха Адамова в роде человеческом. В этом полагалось ее исключительное и особенное значение.
Но на первый же взгляд нельзя не видеть, что ее достоинства даже в этом отношении весьма условны и преувеличены. В самом деле, если преемственная связь человеческих душ служит причиною непосредственного перехода прародительского греха от предков к потомкам, то в силу этой же естественной связи от родителей к детям должны переходить и все их личные свободно нажитые грехи. Но допущение этой мысли могло бы извращать самое понятие о природе души, с которой грех в этом случае должен быть связан нераздельно, как нечто ей присущее.
то есть тоже не то.
Третья теория - креационизм.
Гипотезою творения душ предполагалось, что души человеческие не существуют от начала мира и не производятся родителями в момент зачатия, но созидаются Самим Богом в то время, когда образуется для них тело. Гипотеза креационизма встретила в церкви христианской весьма благоприятный прием. В то время, когда гипотезы рождения и предсуществования душ признаны были противоречащими догматическому учению церкви и несостоятельными во многих других отношениях, гипотеза креационизма все более и более укоренялась в сознании св. отцов и христианских писателей, пока, наконец, не заняла господствующего положения в церквах восточной и западной.
Достоинством гипотезы является и то, что при посредстве ее легко объясняется ничем иным необъяснимое, необычайное разнообразие индивидуальных особенностей, наблюдаемых нами в духовной природе человека. Единственным успокоением человека в данном случае может служить его уверенность в том, что Сам Бог по своей премудрости и благости распределяет между людьми различные таланты, давая иному десять, иному пять и иному один, сообразно с своими премудрыми целями. В этой уверенности и родители «испрашивают себе у Бога рождения детей, показывая этим, что не от них самих зависит иметь их... По этой же причине часто от родителей ученых (нередко) дети рождаются глупые, равно как, наоборот, от глупых рождаются умные»
Однако и это не то:
Хотя верующий человек и может найти успокоительную уверенность в Боге, неравномерно распределяющем между людьми духовные дарования, по своей особой премудрости и благости, тем не менее пытливый человеческий ум, ищущий во всем разумных оснований, может высказывать и основательные возражения против этого, как высказывает их Ориген по поводу учения креационистов.
Возражения мы, пытливые умы, имеем, а то, еще какие.
Итак, выводы церкви:
Дается же от Бога душа тогда, когда образуется тело, и сделается способным принять ее и когда она входит, то разливается по всему телу подобно тому, как огонь в раскаленном железе». Можно заметить, что мнение о творении душ осталось господствующим и в западной церкви, как в средние века, так и в позднейшее время.
Всё.
Мне кажется, надо как-то возрождать традицию святоотеческого учения и разбираться. Мы ведь люди современные, не удовлетворены мы этим.
В общем, слишком много догматизма в церковном учении и это вступает в противоречие с развитием современного общества и не отвечает на те вопросы, которое общество ставит перед собой. Вот что хотела проиллюстрировать.
Кому не было скучно, а может даже любопытно было - подарите лайк 🤗