От автора. Сценарную программу избегания человек пишет себе сам. И программа эта строится на парадоксальном отношении к себе и другим.
Т. Миллон в 1981 г. предложил термин «избегающая личность», который прочно закрепился в психологии. Автор выделил две главные характеристики избегающей личности: 1 – активная обособленность и 2 – страх и недоверие к другим. На этих двух характеристиках и строится сценарная программа человека, для которого общение становится зоной потенциальной опасности. В чем парадоксы этого сценария?
Первый парадокс связан с самой потребностью в общении. Любая личность начинается с социальных потребностей. Избегающая личность желает общаться с людьми, но научает себя игнорировать данную потребность, а потом игнорировать и чувства, которые можно получить от общения. Сначала игнорирует положительные эмоции, а потом и отрицательные, которые, по мнению избегающей личности, неизбежно должны возникать, если в ситуации есть другие люди. Отсюда и первая дистанция в межличностных отношениях. Дистанция постепенно увеличивается и начинает деформировать саму потребность в общении. В какой-то момент она звучит следующим образом: хотеть общаться с людьми равно испытывать страх. От этого страха и уходит человек, отказываясь от общения.
Но потребность-то все равно сохраняется, ее нельзя полностью игнорировать. Как тогда ее удовлетворять? Заменив на потребность в структурировании внешнего мира и контроле ситуации общения. В этом структурированном мире человек сдержан из-за опасения, что скажет, сделает, почувствует что-то неправильное (глупое, лишнее, дерзкое, конфликтное и т. д.). В этом структурированном мире человек контролирует свои признаки тревоги, стыда, беспокойства при общении с другими. Зона безопасности этого структурированного мира ограничена контактами с теми людьми, в принятии которых точно уверен избегающий человек. Но и в этом структурированном мире все еще преувеличена опасность!
Второй парадокс – самооценочный. О чем думает избегающая общения личность? Во-первых, о том, что необходимо скрывать от людей свое истинное «Я»: «Чтобы понравится другим, нужно притворяться», «Хоть на некоторое время нужно обмануть других, чтобы они не разочаровались во мне», «Меня примут, если не заметят, какой я». Во-вторых, о негативной реакции других людей: «За эти мысли меня осудят», «Услышат, что я говорю, посчитают глупым», «Страшно, если обо мне будут говорить плохо». В-третьих, о том, что позитивного отношения к нему не может быть: «Он относится ко мне хорошо, потому что я смог его обмануть, знал бы меня лучше …», «Это человек из вежливости улыбается, а выйдет за дверь и …».
Ориентируясь на свои негативные убеждения о людях, избегающий человек в какой-то момент утрачивает адекватные внешние критерии оценки ситуации общения, а затем и внутренние критерии оценки себя при взаимодействии с другими. А это уже сильнейший удар по самооценке. Получается, как оценивать себя не понятно, люди оценивают плохо, но именно эта оценка людей и становится основным правилом для собственной самооценки. Возникает зависимость от оценки других, от негативной оценки других! Конечно, это вызывает страх, и конечно, от такого страха хочется уйти.
Третий парадокс связан с ожиданием принятия от других. Несмотря на то, что избегающий общения человек относится к себе спорно, он надеется, что другие когда-нибудь не осудят его, а примут. Для этого он и носит маску «хорошего человека». Но когда принятие не чувствует, обижается на другого. И обида эта может быть очень сильной, тягостной и небезопасной для избегающей личности. Чтобы ее не чувствовать, человек дополнительно убеждает себя в правильности стратегии избегания.
Чтобы разглядеть истинное отношение другого к тебе, нужно другому доверять. Но избегающая личность воспринимает открытость и честность другого как опасность быть разоблаченным. Чем искреннее другой, тем больше угроза! И когда искренний другой покажет свое принятие, избегающий это принятие оценит негативно, как осуждение, порицание, недомолвку. И … обидится!
И в заключении, еще один парадокс избегающей личности. Избегающий общения человек боится негативной оценки и социальных контактов, не доверяет людям, держит под контролем любые отношения с ними, но продолжает придерживаться стратегии избегания, считая ее лучшей для себя. Свой выбор он делает в сторону ухода от реальности, а не ей навстречу. Но разве не повод переосмыслить свой выбор, когда он начинает причинять страдания? Для размышления.
Автор: Мартьянова Галина Юрьевна
Психолог, Супервизор
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru