Дубы, особенно старые, дают особенно богатую пищу воображению, мало какие деревья могут с ними сравниться. Очень своеобразны и дубовые леса. Как ни странно кажется на первый взгляд, не так уж часто удается увидеть в лесу, классический, как говорится, дуб - огромный, с толстым стволом, извилистыми ветвями чуть ли не от земли.
В окрестностях Рязани мне обычно доводилось изучать птиц на лесных участках лишь с незначительной примесью дубов, иногда - вообще лишь с единичными экземплярами. В некоторых широколиственных лесах попадались места, где дубов было много, до четверти, а то и трети.
И только кое-где в пойме Оки попадались небольшие лесочки или полностью из дуба, или такие, где на него приходилось от половины древостоя и более. Такие леса образуются при воздействии ежегодных весенних разливов Оки, которые дуб неплохо переносит, в отличие от многих других деревьев. Поэтому равновесие в межвидовой конкуренции сдвигается в его пользу. Но именно в таких лесах гнездящихся птиц мне встречалось меньше, чем где бы то ни было. Думаю, причина тут тоже в продолжительном половодье. Наземногнездящиеся вообще не успели бы тут поселиться, поскольку во время схода полых вод у них уже должны быть в гнездах кладки, а то и птенцы. Ну а для обитателей древесного яруса, видимо, вода под кронами тоже не кажется удачной находкой. Хотя многие крупные птицы - врановые, хищные и другие, способные летать за добычей на большие расстояния, отдают предпочтение именно затапливаемому весной лесу, обеспечивающему особенный уровень безопасности. Но я-то изучал в основном именно мелких птиц, а остальных - почти что попутно. Хотя, конечно, и по многим другим накопилось довольно много материала.
Материал этот относится ко всем лесным участкам, где я когда-либо находил какие-нибудь гнезда, как к тем, где дубов много, так и к тем, где их вовсе нет. Почему я решил объединить в своем рассказе все это вместе, уже пояснял ранее, когда речь шла о птицах, гнездящихся на березах. Из перечня гнездящихся на дубах птиц, как и там, я убрал всех дуплогнездников, поскольку о них когда-нибудь будет отдельный разговор.
Итак, кто же гнездится на дубах.
Из пяти наших видов дроздов на дубах мне попадались гнезда четырех видов (здесь и далее цифры означают долю гнезд данного вида птиц на дубах от общего числа найденных гнезд этого вида).
Белобровик - 4,8
Дрозд певчий - 11,9
Рябинник - 7,7
Дрозд черный - 3,7
Думается, что у белобровика и черного дрозда доля таких гнезд могла бы быть гораздо больше, изучай я их в иных местах. Дело в том, что значительная часть материала по этим двум видам получена в рязанском лесопарке, где дубы представлены единичными экземплярами. А белобровиков я и вообще находил в других местах довольно редко, лесопарк же они прямо-таки облюбовали. Пятый наш дрозд - деряба - гнездится у нас в основном в сосновых лесах, и только на соснах я его гнезда и находил.
Среди вьюрковых дубы обожают дубоносы.
Видимо, не зря даже в названии этой птицы отражен дуб. Может быть, не столько за их "дубовый" клюв оно было дано.
Вот такие цифры получились по вьюрковым:
Дубонос - 25,9
Зяблик - 16,0
Щегол - 15,4
Зеленушка - 9,2
Среди других мелких птиц на дубах удавалось находить гнезда еще трех видов:
Жулан - 1,7
Мухоловка серая - 6,0
Пересмешка - 7,1
Среди врановых чаще всего на дубах поселялись черные вОроны. А гнезд серых ворОн и грачей на этих деревьях я видел очень мало. Видимо, потому, что грачи и вороны в основном гнездятся у нас в населенных пунктах, в частности, в самом областном центре. А в озеленении города дуб практически не используется. Вот такие цифры получились по врановым:
Ворон - 9,5
Ворона - 3,4
Грач - 1,5
Довольно часто селились на дубах вяхири - на этих деревьях встретилось 4,2% их гнезд.
Ну и конечно, дубы ассоциируются в первую очередь с хищными птицами. Мне попадались гнезда трех их видов. Самым большим любителем дубов оказался черный коршун - 27,2% гнезд.
Видимо, это не столько связано с его любовью к дубам, сколько с предпочтением пойменных лесов, где как раз дубы преобладают. С другой стороны, есть у нас в пойме Оки и сосновые леса на реликтовых дюнах. На соснах я кого только не находил, но не коршунов. А на одной из немногих осин, выросших в таком сосновом лесу, коршун однажды поселился. Стало быть, сосна явно им не по вкусу.
На втором месте оказался канюк - 14,3% гнезд. А на третьем - перепелятник - 5,3%. Вот они у нас лиственных деревьев как раз избегают. Обычно селятся на хвойных, а если их нет, то на яблонях, хотя бы единичных, среди других деревьев. Если уж нет и яблонь, тогда на всех остальных, и на дубах в том числе.