Традиционная обнаженная натура, будь то полулежащая на шелковых подушках и роскошном постельном белье или лежащая под открытым небом на зелёной траве, или купающаяся под ясным голубым небом, воспринимается обычно частью окружающего мира.
Обнаженные натуры Пьера Боннара (1867-1947) совсем другие.
Их декорация — современная ванная комната, место уединения.
Деталей на этой картине немного — белая ванна, керамическая плитка на стене, покрытый линолеумом пол и белый же коврик для ванной.
Обнаженную женщину в ванне мы видим сверху. Её тело растянуто практически на всю ширину холста. Его очертания приглушены и размыты водой. А профиль лица, нечеткий и затененный, его трудно разглядеть.
Свет, неровно отражающийся от воды и твердых полированных поверхностей ванны и стен, переливается голубым, белым и золотым, смягчая все, к чему прикасается.
К 1936 году изображение обнаженной, лежащей в ванне, стало одним из главных увлечений Боннара.
Одиннадцатью годами ранее он уже написал две картины, «Ванна» (галерея Тейт, Лондон) и «Обнаженная в ванне» (частная коллекция), но тема была явно далека от завершения в его воображении, поскольку он снова и снова обращался к ней.
Более двадцати карандашных набросков обнаженных фигур, лежащих в ванне, найдены в альбомах-дневниках Боннара, которые он вел с 1927 по 1936 год.
Ему было около семидесяти лет, он был признанным выдающимся художником Франции и вел тихую, почти уединенную жизнь вдали от всеобщего внимания.
Большую часть времени Боннар проводил в Ле-Канне, небольшой деревне на юге Франции, где он жил со своей женой Мартой и их собакой.
Ему всегда нравилось отвлекаться на путешествия, разъезжая по Франции с наполовину завершенными холстами, привязанными к крыше автомобиля, часто останавливаясь на долгое время на побережье Нормандии.
Эта картина, возможно, была написана в Довиле, где Боннар провел большую часть 1936 года.
С 1925 года он не решался сделать обнаженную фигуру в ванне темой крупной картины — показатель того, насколько сложной, по его мнению, была эта задача. Только когда нынешнее полотно было завершено, он признался, каких усилий оно ему стоило:
Я больше никогда не осмелюсь взяться за такую сложную тему.
Но почти сразу же начал работать над другой версией («Большая ванна, обнаженная», 1939, частная коллекция).
Несмотря на то, что Боннар ненавидел вторжения в свою личную жизнь, его живопись всегда была тесно с ней связана.
Обнаженная в ванне — Марта (Мария Бурсен), его многолетняя спутница, и с 1925 года жена.
Её болезнь, возможно, туберкулез, к тому времени уже была довольно запущенной, и она начала уходить в изоляцию, которая окончательно отрезала её от всех социальных контактов вплоть до её смерти в 1942 году.
На этой картине, как и на многих других, она изображена как молодая женщина, с которой Боннар познакомился в 1893 году.
Вскоре после того, как картина была написана, «Обнаженная в ванне» была приобретена для недавно построенного Музея современного искусства в Париже, что сделало её одной из немногих крупных (93x147 см), картин позднего Боннара, попавших в публичную коллекцию при его жизни.