Найти в Дзене
Живописные истории

Пьер Боннар «Обнаженная в ванне», 1936 г.

Традиционная обнаженная натура, будь то полулежащая на шелковых подушках и роскошном постельном белье или лежащая под открытым небом на зелёной траве, или купающаяся под ясным голубым небом, воспринимается обычно частью окружающего мира.

Обнаженные натуры Пьера Боннара (1867-1947) совсем другие.

Их декорация — современная ванная комната, место уединения.

Деталей на этой картине немного — белая ванна, керамическая плитка на стене, покрытый линолеумом пол и белый же коврик для ванной.

Обнаженную женщину в ванне мы видим сверху. Её тело растянуто практически на всю ширину холста. Его очертания приглушены и размыты водой. А профиль лица, нечеткий и затененный, его трудно разглядеть.

Свет, неровно отражающийся от воды и твердых полированных поверхностей ванны и стен, переливается голубым, белым и золотым, смягчая все, к чему прикасается.

К 1936 году изображение обнаженной, лежащей в ванне, стало одним из главных увлечений Боннара.

Одиннадцатью годами ранее он уже написал две картины, «Ванна» (галерея Тейт, Лондон) и «Обнаженная в ванне» (частная коллекция), но тема была явно далека от завершения в его воображении, поскольку он снова и снова обращался к ней.

Ванна
Ванна

Более двадцати карандашных набросков обнаженных фигур, лежащих в ванне, найдены в альбомах-дневниках Боннара, которые он вел с 1927 по 1936 год.

Ему было около семидесяти лет, он был признанным выдающимся художником Франции и вел тихую, почти уединенную жизнь вдали от всеобщего внимания.

Большую часть времени Боннар проводил в Ле-Канне, небольшой деревне на юге Франции, где он жил со своей женой Мартой и их собакой.

Ему всегда нравилось отвлекаться на путешествия, разъезжая по Франции с наполовину завершенными холстами, привязанными к крыше автомобиля, часто останавливаясь на долгое время на побережье Нормандии.

Эта картина, возможно, была написана в Довиле, где Боннар провел большую часть 1936 года.

С 1925 года он не решался сделать обнаженную фигуру в ванне темой крупной картины — показатель того, насколько сложной, по его мнению, была эта задача. Только когда нынешнее полотно было завершено, он признался, каких усилий оно ему стоило:

Я больше никогда не осмелюсь взяться за такую ​​сложную тему.

Но почти сразу же начал работать над другой версией («Большая ванна, обнаженная», 1939, частная коллекция).

-3

Несмотря на то, что Боннар ненавидел вторжения в свою личную жизнь, его живопись всегда была тесно с ней связана.

Обнаженная в ванне — Марта (Мария Бурсен), его многолетняя спутница, и с 1925 года жена.

Её болезнь, возможно, туберкулез, к тому времени уже была довольно запущенной, и она начала уходить в изоляцию, которая окончательно отрезала её от всех социальных контактов вплоть до её смерти в 1942 году.

На этой картине, как и на многих других, она изображена как молодая женщина, с которой Боннар познакомился в 1893 году.

Вскоре после того, как картина была написана, «Обнаженная в ванне» была приобретена для недавно построенного Музея современного искусства в Париже, что сделало её одной из немногих крупных (93x147 см), картин позднего Боннара, попавших в публичную коллекцию при его жизни.

-4