Ольга Назайкинская, директор Центра трансформации образования СКОЛКОВО
К концу года редакции мировых словарей традиционно выбирают слово года – важное понятие для отрезка времени, выражающее «дух времени». Что определило уходящий год для людей, изменяющих университеты? Думаю, для нас словом года стала «культура». В разных контекстах – организационная культура, корпоративная культура, культурная норма, конфликт культур.
Почему оно? Я отметила, как много в этом году было обсуждений на эту тему у лидеров изменений в университетах: руководителей, сотрудников и преподавателей. У всех, с кем мы работаем, появляется этот вопрос: как менять культуру университета? С одной стороны, люди чувствуют необходимость этого, с другой – осознают болезненность этого процесса. «Культура» было одним из самых частых слов, которые говорили наши респонденты во время глубинных интервью, отвечая на вопрос о том, что позволило им успешно реализовать трансформационные проекты. Работа с культурой, смена культуры — это главный признак удачного трансформационного проекта. Без изменения культуры, в частности представлений и поведения людей, работающих в университете, никакая трансформация не случится.
Попробую дать определение этому понятию в контексте университета. Правда, здесь не обойдешься без метафор: культура — это многослойный пирог. В основании лежат представления о том, что такое университет, какой он, в чем его специфика, что такое вообще высшее образование и зачем оно современному человеку. Следующий слой – то, что мы называем культурной нормой, в том числе негласной. Это представление о том, что в университете правильно и что неправильно, что дозволено и что нет. И уже финальный верхний слой — это поведение, то есть паттерны, в которых проявляются все нижние слои. Как мы себя ведем, как мы взаимодействуем друг с другом, как мы коммуницируем, как мы принимаем решения — все это, конечно, в пределах университета.
Почему всех так волнует изменение культуры? Первое, как я уже сказала, без изменения культуры не произойдет трансформации. В университете должна развиваться культура принятия и адаптации изменений, культура сопроектирования, культура развития. Да, трансформация вызывает сопротивление, это нормально, но невозможно его преодолеть на уровне организационных и административных решений, финансовой мотивации. Нужно менять поведение и паттерны, которые нами руководят в ежедневной университетской жизни на всех уровнях. Причем у каждого: студента, преподавателя, сотрудника, исследователя, руководителя. В процессе появления культуры изменений в университетском сообществе развиваются новые качества. В частности, готовность к переменам, когда изменения перестают воспринимать как что-то угрожающее. Появляется смелость, иногда даже бесстрашие, вызов, интерес к изменению. Как следствие, усиливается доверие к команде трансформации, растет уровень доверия друг к другу. Важное изменение в культуре университета — открытость к другим культурным, профессиональным нормам, к взаимодействию с внешними экспертами, с другими типами деятельности.
Что противостоит переходу к культуре изменений? Культура бюрократии и формализма. Когда к вопросам развития подходят формально: все показатели достигнуты, отчеты написаны, но никаких смысловых изменений в деятельности не произошло. Эта культурная норма на этапе трансформации вступает в конфликт с культурой подлинных изменений, которую выражают те, кто проводит реальную трансформацию. Важно этим конфликтом продуктивно управлять. Нет задач переломить противников через колено, есть задача стремиться к открытости и прозрачности внутри коллектива, проводить дискуссии, тем самым транслировать новую культуру продуктивного диалога, критической коммуникации, конструктивной критики, открытости в принятии решений.
Говоря о столкновении культур, вспомним и про их конвергенцию. Есть такой тезис, что в отечественных вузах преобладает всего два типа культуры — бюрократическая и академическая, развивающаяся внутри кафедр и исследовательских групп. Реальность, конечно, сложнее — в современном университете формируются и развиваются новые, даже исторически не свойственные направления работ. Для некоторых вузов, ранее специализировавшихся только на подготовке кадров — это исследования, для других – «третья миссия», ответственность за социальное и культурное развитие территории присутствия, для большинства — разработки и инновации.
Формирование новых направлений деятельности требует, чтобы внутри университета появлялись носители исследовательской, предпринимательской, инженерной культуры. Нормы и паттерны, порождаемые этими культурами, будут сталкиваться в стенах университета. И вновь важно управлять этим конфликтом, не позволить этим культурам поглотить или уничтожить друг друга, а найти для них и для их носителей способы сосуществования. Это возможно при переходе к культуре изменений, ведь одним из показательных проявлений этой культуры является открытость к внешнему, способность выстраивать партнерства, что пока не характерно для российских университетов en masse, привыкших к взаимодействию в парадигме «заказчик — исполнитель». Тем не менее я верю, что культура изменений будет распространяться повсеместно, как неизбежное условие успеха в непредсказуемом мире. Желаю всем в наступающем году найти в себе силы для перемен и стать культурнее во всех смыслах!