Найти в Дзене
Вокруг да около

Дневник репетитора: мы выбираем

Нас выбирают
Как это часто не совпадает

В этой публикации попробую ответить на вопрос "Как правильно расстраиваться реагировать на отказ клиента от занятий?"

Когда я только начинала "репетировать", болезненно воспринимала любой отказ своих клиентов от дальнейшей работы.

Судорожно анализировала, что не так: некачественно работаю? не та методика? лично не сработались? позволила себе чего-то лишнего?

Сильно ранило, когда клиент, уходя, говорил, что решил свой вопрос и больше в услуге не нуждается, а потом узнавала, что он продолжил уже с другим специалистом и ему все нравится.

Ещё "обижали" уходы "по английски"

Но все проходит.

Я выросла как профессионал и дозрела просто как человек, наработала опыт принятия отказов, научилась сама отказывать, если видела, как неэффективно мы работаем. Ну и самое главное- поняла, что мы все можем уходить и приходить, когда нам это нужно. И не стоит это принимать только на свой счет.

То есть ответ на вопрос "Как правильно расстраиваться реагировать на отказ клиента от занятий?" довольно прост: "Спокойно" и уж точно не надо расстраиваться. Например, Вы решили прогуляться и вдруг к вам приехали родственники и "заставили" отказаться от первоначальных пданов. Есть смысл расстраиваться. То то и оно.

А вот от чего лично я расстраиваюсь (надеюсь, что и эту стадию я успешно преодолею), так это от обмана.

Приведу пример из своей практики. Самый свежий. Просьба о занятиях с ученицей 9 класса. Оценка между "2" и "3". Сразу говорю, что начинать нужно с двух занятий в неделю. (Во-первых, в случае непридвиденной отмены всегда есть вероятность проведения хотя бы одного еженедельного занятия, а во-вторых, это может снизить загруженность при выполнении домашних заданий)

В ответ получаю, что не могут определиться, так как нет постоянного расписания консультаций. Советую "зарезервировать" время на всякий случай (так как потом лучше отменить "неудобное" время, чем найти подходящее "окно"), но снова получаю уклончивый отказ и просьбу сообщать по возможности о появляющихся "окнах"

-2

Я "девушка" доверчивая, всегда открыта для общения, стараюсь работать честно, без обмана, поэтому априори не допускаю подвоха с другой стороны.

-3

Проходит три месяца. Занимаемся 2-3 раза в месяц. В конце концов мне надоела эта канитель и я спрашиваю прямо у девочки. В ответ "конечно-конечно". Внимание-ответ мамы:

-4

Через три месяца мне сообщают истинную (надеюсь) причину, а почему сразу так не сказать. К чему эти уклончивые "отмазки"?

Я, конечно, не обиделась(ну может чуть-чуть). Но, я не люблю, когда меня обманывают и я узнаю это спустя три месяца. Мне неприятно. Не на то, что, у клиента нет средств, этому я сочувствую и как раз понимаю, а на то, что я бы предпочла получить такой ответ сразу, когда обговаривали условия.

Теперь они меня пытаются "кормить обещаниями", что начнут заниматься два раза в неделю, но с января. Я ничего не отвечаю. Жду первого занятия (оно 9 января), посмотрим как будут развиваться события, хотя ни времени, ни желания на второе занятие с этой ученицей у меня нет.

Перечитываю свои архивные публикации, написанные несколько лет назад. Интересно посмотреть, что происходило в этот же день, например
в эти дни четыре года назад, мы занимались в режиме, навязанном нам "модной" болезнью. Как мы тогда выдержали, удивляюсь до сих пор.

До встречи!