Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Новая «Аврора» вдруг остановилась рядом с заводом в Твери. Оттуда пришли мастера и начали чинить вагоны

Оглавление

Спустя неделю после запуска «Аврора» снова выбилась из график. Скоростной поезд неожиданно остановился в Твери почти на два часа. Проблемы выявили сразу у двух новых тележек. Починить их решили непосредственно во время рейса с пассажирами.

Запуск скоростного поезда «Аврора» стал одним из самых ожидаемых событий конца года. Этот поезд анонсировали как символ отечественного транспортного прогресса, его широко рекламировали, начиная с Петербургского экономического форума.

Ожидания были высоки: поезд полностью российского производства, от вагонов до тележек, и должен был стать новым этапом в развитии железнодорожного сообщения. Однако реальность оказалась далека от идеала.

Заявления и первые впечатления

«Аврора» стала первой ласточкой новой линейки скоростных поездов, созданных в рамках импортозамещения. Вагоны производятся на Тверском вагоностроительном заводе, который ранее выпускал похожие вагоны для поездов Москва – Воронеж и Москва – Брянск. Однако главной новинкой стали не сами вагоны, а тележка – уникальная разработка ТВЗ.

Эта тележка модели 68-4120 была заявлена как технический прорыв. Среди её особенностей: увеличенная нагрузка на ось – 20 тонн вместо прежних 18, торсионный стабилизатор нового типа, повышающая устойчивость конструкции. Новая тележка обещала обеспечить высокий уровень безопасности и комфорта для пассажиров.

-2

Но всего через неделю после запуска этот проект столкнулся с серьёзной проверкой на прочность.

Остановка в Твери

Днём 25 декабря скоростной поезд «Аврора» №744, следовавший из Москвы в Санкт-Петербург, неожиданно выбился из графика. На станции Тверь он был вынужденно остановлен из-за технических проблем. Как сообщили пассажиры и подтвердили в РЖД, задержка составила 1 час 44 минуты.

-3

Именно в Твери находится завод, где собираются вагоны «Авроры». И с завода к поезд пришли специалисты, чтобы осмотреть неисправность и решить, может ли поезд продолжить движение. Проблема оказалась в новой тележке: сразу у двух вагонов было обнаружено отслоение резины шарнира конического продольного поводка.

Еще в Москве специалисты ТВЗ, которые пока сопровождают «Аврору» во всех рейсах, укрепили узлы поводков проволокой. После ремонта поезд продолжил путь, прибыв в Петербург с задержкой в 1 час 15 минут.

И хотя кажется, что задержка была не критичной, надо понимать, что скоростной поезд, в котором большинство мест – сидячие – провел в пути 6 часов 40 минут.

Технические сложности и последствия

Эти события поставили под сомнение надёжность новой тележки, на которую делался столь значительный акцент. Ещё до запуска «Авроры» Трансмашхолдинг (ТМХ), в состав которого входит ТВЗ, уверял, что новые тележки соответствуют всем современным требованиям безопасности.

Однако отслоение резины в ключевых элементах конструкции свидетельствует о том, что внедрение новых технологий в производство прошло не безупречно. Судя по тому, что проблемы были выявлены сразу на двух тележках, речь может идти о бракованной детали. И если это так, то дальше специалисты должны решить: что же делать с вагонами.

Кстати, изначально были предположения, что во всем виноват электровоз ЭП2К. Но довольно быстро стало понятно, что он ни при чем.

-4

Критики обратили внимание на то, что проблемы возникли на начальном этапе эксплуатации. Это вызывает вопросы о тестировании и надёжности узлов. А учитывая, что речь идёт о скоростном поезде, подобные сбои недопустимы: любые задержки и неисправности снижают доверие пассажиров, а вопросы безопасности после трех крупных крушений поездов этого года (сход с рельсов в Коми, столкновение с «Камазом» в Волгоградской области и столкновение с поездом в Мурманской) становятся все более актуальными.

Молчание производителя

ТВЗ и Трансмашхолдинг пока не прокомментировали случившееся.

Тверской вагоностроительный завод. Архивное фото
Тверской вагоностроительный завод. Архивное фото

Это стало поводом для критики со стороны пассажиров и специалистов отрасли. Пользователи социальных сетей активно обсуждают происшествие, а инцидент уже назвали «тревожным звоночком» для будущего отечественного производства скоростных поездов.

Ранее ТМХ подчёркивал, что тележка 68-4120 предназначена для повышения комфорта пассажиров и обеспечения безопасности на высоких скоростях. Однако инцидент в Твери показал, что эти обещания пока остаются лишь словами.

Пассажиры, находившиеся на борту «Авроры» во время задержки, поделились своими впечатлениями с журналистами.

«Ехала в поезде с надеждой на комфортное путешествие. Всё было отлично, пока нас не остановили в Твери. Час сидели без движения, никто толком не объяснял, что происходит. В результате опоздали, планы сорваны», – рассказала одна из пассажирок журналистам «Фонтанки».

Наши подписчики в телеграме отметили, что ремонт на ходу вызывал у них беспокойство.

«Всё-таки это скоростной поезд, а не обычная электричка», – пишет Александр.

«Что? Починили с помощью проволоки? Еще же синий скотч есть», – иронизирует Владимир.

Эксперты в области железнодорожного транспорта считают, что причина случившегося – в спешке при разработке и запуске тележек. Новые технологии требуют времени на отладку и испытания, а в случае с «Авророй» этого времени явно не хватило.

Интересно, что модель вагона «Авроры» – не новая. Такие же модели давно используются на маршрутах Москва – Воронеж и Москва – Брянск (на фото справа).

-6

Проблемы возникли исключительно из-за новой тележки, что подтверждает необходимость тщательной проверки инновационных решений перед их внедрением.

Безусловно, запуск нового поезда – событие значимое. Но громкий пиар и большие обещания должны подкрепляться реальными результатами и тщательными проработками, а чтобы поезд не сталкивался с такими проблемами в рейсах с пассажирами, его нужно тщательнее обкатывать.