Найти в Дзене
KinoGeek

Рецензия на фильм "Партенопа": тёплая живопись от итальянского классика современности

Аристократический и высокоградусный стиль главного итальянского поэта современности, Паоло Соррентино, можно или любить, или ненавидеть. Его слепое повиновение творческому пути Федерико Феллини и искренняя тяга к раскрытию обратной стороны староевропейской утопии стали приверженцами посылов фильмов постановщика. Будь то гедонистические элегии про зарвавшихся аристократов или депрессивных писателей, рефлексивные притчи про бурное отрочество, медитативные истории о противостоянии молодости и зрелости или выворачивание духовно-нравственных канонов с ног на голову. Соррентино очень любит баловаться с изящной формой, и от того его следующий проект стал столь неоднозначным даже в фанатское базе режиссёра: "Партенопу" обругали на Каннском кинофестивале, а в широком прокате ленту добила массовая истерия непочитателей пышной визуальной оболочки. Так ли всё плохо с лентой на самом деле? Спойлер - нет

Действия "Партенопы", как и полагает работам Соррентино, развиваются на территории Неаполя, затрагивая историю города с начала 1950-х и вплоть до современности. В водах Тирренского моря рождается девочка, имя которой дают в честь древнегреческой сирены, ослеплявшей путников своей неземной красотой. Картина рассказывает о полном становлении героини, как индивидуальной личности, и внешних факторах, что привели к изменениям её своенравного характера. Шаловливые интрижки с местными альфонсами (одного из них, американского писателя, как раз играет Гари Олдман), заигрывания с парнями из более бедной социальной прослойки, непереносимая семейная трагедия и шаги в обучении антропологии: "Партенопа" - гигантский кино-роман, даже по меркам прошлых фильмов постановщика, что проводит зрителей сквозь ворох городских изменений

-2

Соррентино давно провёл ребрендинг собственного стиля: ныне режиссёр изучает не чёрную сторону гедонизма, а собственные комплексы и страхи, что вымещаются на его героях в их бурной молодости. Неспроста "Партенопа" - первый проект за всю карьеру Паоло, где главная роль отводится не мужчине, а женщине: Соррентино не видит разницы между полами. Мы все люди со схожими проблемами и преградами: и от того же сочувствие мы можем провести даже в сторону чертовски красивой девушки, неспешно гуляющей по ночным улочкам Неаполя. К слову про Неаполь: город, которому Соррентино, кажется, и хочет посвятить всю свою оставшуюся карьеру

-3

Соррентино обожает проводить параллели между городской жизнью и путешествием одного конкретного человека: в "Великой красоте" меланхоличный герой Тони Сервилло созерцал архитектурные красоты современного Рима, а в "Руке бога" и "Партенопе" основным источником вдохновения становится уже Неаполь - собственно, город, где родился и вырос сам режиссёр. Медитативное и скованное наблюдение за общественными беспорядками в столь грациозном и, как кажется поначалу, совершенном месте - тот эффект, которого Паоло и добивался от зрителя. Неаполь в картине прекрасен: бирюзовый штиль Тирренского моря, ясное голубое небо, великолепные береговые красоты, эпатажная архитектура, которую хочется рассмотреть целиком и полностью даже за столь ограниченный хронометраж. Кажется, Соррентино полноценно дозрел до переквалификации в документалиста: настолько чётко и ровно постановщик показывает свои излюбленные места, что не влюбиться в них после просмотра представляется невозможной задачей

-4

И хоть сама Партенопа (богиня Челесте Далла Порта) проходит в ленте не столь значительную метаморфозу, в сравнении с предыдущими проектами нашего мастера, её неровный и хаотичный путь - это путь каждого человека, чьё "внутреннее" постепенно начинает преобладать над "внешним". Молодая Партенопа наслаждается своей красотой и возбуждает ей преимущественное количество мужского населения Неаполя: созревшая же версия героини посвящает всё своё время учению антропологии в местном университете, во главе с начитанным и саркастичным преподавателем (Сильвио Орландо, уже игравший у Паоло в "Молодом Папе"). Этот разрез в пути героини - тот элемент, что и подчёркивает хаотичность Неаполя, прорезающего время и пространство

-5

Часы замирают, события застывают на одном месте, но присущая Соррентино пошлость никуда не исчезает. За этот немаловажный фактор "Партенопа" и может получить приличную порцию критики: в погоне за красотой и грациозностью, итальянский постановщик заигрывается в художника и тем самым теряет нить повествования. Хотя за одну немаловажную деталь "Партенопу" можно выделить на фоне остальных, практически однотипных, проектов Паоло: кажется, режиссёр перестал дотошно косплеить стиль Феллини. Новая лента Соррентино отталкивается от режиссуры фильмов итальянского классика, находя тем самым свой собственный путь. Столь интересно, получится ли последователю Федерико удержать на своих плечах заданный спектр развития

-6

"Партенопу" бессмысленно ругать за нативные повторения отработанных приёмов и искусственный вызов сентиментальности: всё-таки этим грешат практически все фильмы Соррентино, ставшие для итальянского кинематографа уже бессмертной современной классикой. Подобно сказочному Неаполю, стиль постановщика будет штормить от откровений до переизбраний: и за это многие из нас так сильно любят творчество этого меланхолика. "Партенопа" лишь подтвердила его экранное желание не останавливаться на достигнутом, даже если в погоне за изящной женской формой Соррентино могут настигнуть проблемы его последней экранной героини - женственной нимфы, чьи внешняя и внутренняя оболочки конфронтируют вплоть до перемещения временных рамок в современность. Но это та самая летняя и по-настоящему тёплая живопись, которая так нужна любому из нас в холодный зимний вечер

-7