Найти в Дзене

Лётная Жизнь на фото - Аэродром Смирных 1979-80 -15. На аэродроме зима

Лётчик-оператор Галактионов

– Лётчики-операторы в последнее время стали «дефицитом». Их всё время не хватает, при составлении плановой таблицы полётов, фамилии операторов тасуют как колоду карт. Уже не стоит вопрос штатного экипажа, ставят операторов к любым лётчикам, но с молодыми лётчиками всё же командиры стараются ставить по возможности штатных лётчиков-операторов. Также командиры всё время решают, кого из операторов ставить на Боевое Дежурство. Лётчиков-операторов и так не хватает по штату, а повседневная жизнь всё время подбрасывает свои нюансы. Во-первых, операторы должны уходить в очередной отпуск, во-вторых, они иногда болеют. Бывает, при заступлении на Боевое дежурство доктор не допускает по состоянию здоровья лётчика-оператора, так это почти катастрофа, если предстоят полёты. Приходится забирать оператора с полётов, переделывать плановую таблицу, порой кто-то из лётчиков лишается планового полёта. Такое положение с нехваткой операторов, как рассказывают, стало буквально в последние годы. Раньше таких проблем не было. В основном лётчиков-операторов набирали через военкоматы из лётчиков, закончивших Авиацентры ДОСААФ, которые проходили там двухгодичное обучение на Л-29 и МиГ-17. Выпускались они из этих Авиацентров младшими лейтенантами запаса. Таким выпускникам предлагали идти на действительную службу в армию и многие соглашались. Они проходили обучение на лётчика-оператора Як-28П и становились полноправными офицерами Советской Армии. Дальнейшая их служба ничем не отличалась от службы выпускников военных лётных училищ. Но со временем такие «запасники» закончились, а Авиацентры уже перестали существовать. Стали присылать лётчиками-операторами выпускников СВВАУЛШ отделения штурманов-операторов, но их было крайне мало. Вот Галактионов и был из таковых.

-2

Лётчик Витя Бобровский (СВВАУЛШ-77)

– На этом фото очень типичное фото «среднего» представителя лётного состава. Это Витя Бобровский, мой однокашник. Одет в демисезонную куртку, на голове защитный шлем ЗШ-3, впереди висят ларинги (ларингофоны, аналог микрофона), по бокам виднеются «поплавки» от АСП-74 (Авиационный Спасательный Пояс). В этот период одновременно использовались и старые спасательные жилеты АСЖ-58, и новые спасательные пояса АСП-74. Пояса в отличие от жилетов, конечно, были удобнее, - занимали мало места, совсем не мешали, удобно и быстро надевались. АСЖ-58 был «обременительнее», - банально мешал, неудобно было одевать его с застёжкой на спине, в кабине цеплялся за подвесную систему парашюта. Но в смысле применения, АСЖ-58 был как-то понятнее и привычнее, а АСП-74 даже на тренировках в воде как-то «уважения» не вызывал. Сфотографировал я Витю то ли перед вылетом, то ли после вылета. Хоть и ходит молва, что у лётчиков не принято сниматься перед вылетом, особо мы этим не заморачивались.

-3

Лётчик Володя Савицкий (АВВАКУЛ-77) после полёта пишет замечания за
полёт

– После полёта лётчик должен записать в журнал подготовки самолёта замечания о работе самолётного оборудования. Обычно, делалась стандартная запись «Замечаний нет». Но, если были недостатки в работе или отказы, самолёт отстранялся от полётов до устранения этих замечаний. А значит у кого-то из лётчиков срывался вылет. И вообще, это было почти ЧП. Поэтому прежде, чем записать в журнал замечание, лётчик советовался с техником самолёта или соответствующим спецом, насколько это серьёзный отказ и возможно ли его устранить за время подготовки самолёта к повторному вылету. Если отказ был несерьёзным и его можно было быстро устранить, делалась запись в журнале «Замечаний нет». Чаще всего так и было. За время подготовки самолёта устраняли отказ и самолёт продолжал летать согласно плановой таблицы. Если отказ нельзя было быстро устранить, тогда уже делалась соответствующая запись в журнал, самолёт «вычёркивался» из плановой таблицы и на него набрасывались специалисты и устраняли отказ. При более серьёзном отказе могли самолёт и отбуксировать в ТЭЧ (Технико Эксплутационную Часть). Так что, вроде бы, «простая» запись замечаний за полёт была совсем «не простой» процедурой.

-4

Лётчики Коля Зайцев (СВВАУЛШ-77) и Олег Калинкин(АВВАКУЛ-75)

– Как-то само собой образовалась у нас своя тесная «компания». В её состав входили - я с Колей Зайцевым, и Володя Зибницкий с Петей Сахаровым, - это все жильцы нашей холостяцкой квартиры. Ещё примыкал к нам Олег Калинкин, Пети Сахарова однокашник. Он только один из нас был женатым. У всех в нашей компании были мотоциклы, кроме Олега. У нас с Колей по Чезету, у Володи Зибницкого был Иж, у Пети Сахарова Урал с коляской. Будто по мотоциклам компания подобралась. Шутка. Что интересно, - не так уж и много у нас в полку было мотоциклистов. А у нас вон какой процент. Вместе на мотоциклах на рыбалку выезжали, особенно хорошо для этого подходил Петин Урал, в коляске и сетку можно положить, и рыбы с рыбалки можно было хорошо загрузить. На природу ездили, на морской берег в Бошняково и в баню часто вместе выбирались в Ельники, где баня была просто замечательная. По разным праздникам собирались нашей компанией, чаще в нашей гостеприимной холостяцкой квартире. Получалось не часто, - кроме нас с Колей остальные несли Боевое Дежурство. Свободного времени у них было не так много, тем более, чтобы посидеть за праздничным столом. Так, чтобы это было не накануне полётов или Боевого Дежурства.

-5

Я с Боливаром и Петя Сахаров (АВВАКУЛ-75)

– Выбирались мы иногда по выходным в посёлок. На почту зайти, по магазинам прогуляться, прикупить что-нибудь. Да и просто побродить пешком по улицам Смирных, развеяться от аэродромно-полковой жизни. Как говорится, - людей посмотреть, себя показать. Вот выбрались с Петей Сахаровым и нашего нового жильца Боливара с собой прихватили. Выглядывает у меня из куртки, с окружающим миром знакомится. Хоть и зима на улице, и снега много, а мороз слабенький. В этом отношении климат здесь был хороший, крепкие морозы были редкостью. Этот мелкий котейка появился недавно в нашей квартире, нашёл я его в соседнем подъезде, услышал писк. Выкармливали его всем составом квартиры, начинали с пипетки с молоком. Вырастет он в замечательного и даже знаменитого на весь наш авиагородок кота. В гости часто ходил к соседям, в лётную столовую запросто заходил. Станет полноправным членом нашей холостяцкой квартиры. Каждый день с радостью будет встречать нас со службы.

-6

В лётном профилактории. Аэродром Сокол

– У нескольких лётчиков в полку подходил срок очередного отпуска, и чтобы продлить его, наши командиры решили отправить их в профилакторий в Хабаровск. В эту группу попали и мы с Колей Зайцевым. Полетели попутным Ан-26 до аэродрома Сокол, что под Южно-Сахалинском, там должен быть другой борт до Хабаровска. Но другой борт отправился не в Хабаровск, а в другое место и мы застряли в Соколе. Чтобы время не терять и отпуск продлить, нас определили в местный профилакторий. Хотя он для это не очень-то и подходил, - был в это время без персонала и даже без повара. Получили мы на продскладе продукты, даже не стали брать все, настолько много их было. А из всех круп, макарон взяли только гречку. Гастроном был невдалеке, там мы «обеспечивались» разными напитками. Готовили сами гречку с тушёнкой и стали «продлевать» себе отпуск. Пришлось купить кастрюлю. Целую неделю били баклуши в профилактории. Странно, но не нашлось в местном полку однокашников. А то бы мы «развернулись». Хотя гости из местного полка по вечерам у нас всё же бывали. Вечера проходили не то, чтобы бурно, но не скучно. Потом мы отсыпались до обеда. С большим трудом мы дождались окончания этого «продления» и с огромным облегчением уехали наконец домой на поезде. Нам повезло, что многодневное «продление» прошло безо всяких приключений. На фото мы перед «заездом» в профилакторий, - Чергизов, Левицкий, Дансаранов и Зайцев.

27.12.2024 – Севастополь.