Такую не очень интересную для меня тему предложила авторам "РЕШ". Я опасалась, что буду сыта телесной жизнью персонажей по горло, но этого не случилось. И вот почему.
Все разные
✅Часть авторов вообще не заморачивалась раскрытием темы)).
Например, у Марины Степновой лишь тоска маленького мальчика по телесному - объятиям, поцелуям, всему, что мама зовет "несносными нежностями". У Анны Хрусталевой никому нет дела до тела Зинаиды Петровны, как и до её прошлого и до неё самой. Только искусственная часть этого тела напоминает о том, что был человек.
А те, кто в тему попадал, написали о разном. У Веры Богдановой девочки-подростки не принимают своего тела и в прямом смысле разрушают его. У Алексея Варламова оно становится инструментом насилия, а потом - расплаты, у Татьяны Щербины - метафорой и т.д.
✅ Степень откровенности варьировалась.
Дальше всех пошли Екатерина Манойло, физиологически подробно ознакомившая нас с тремя своими беременностями и родами, и Денис Драгунский с его оммажем Льву Николаичу, из которого я не поняла, что потерял бы рассказ, проведи автор своего героя через меньшие мерзости.
✅ Жанры тоже выбирали разные.
У Евгения Водолазкина - эссе. В нем сравнивается "Отчаяние" Набокова и детектив Дороти Ли Сейерс с подозрительно похожими сюжетами, а тело - это труп.
Майя Кучерская разыграла чудесную хулиганскую пьесу, где действующие лица - части тела влюбленного подростка.
Магический реализм, фантастика, антиутопия, рассказ в лучших советских традициях и типа стихи - разнообразно получилось.
Мой топ-7
Из 39 рассказов я буду перечитывать 17. Немало. А вот 7 самых любимчиков.
Елена Колина "Член шайки, или История одной любви"
Ляля к 10 годам начинена Бальзаком и Золя. В её семье одежда функциональна, удовольствие от еды заключается в том, что за едой можно читать, и в их большой квартире всё интимное - переодевание там или храп во сне - остается без свидетелей.
Другое дело Ирка с её кофточками в блестках, наваристым маминым борщом и мамиными объятиями, шлепками и откровенностями.
Ляля очарована Иркой, как запретным плодом, но и Ирке с её мамой интересна Ляля с пересказами Стендаля и Мопассана.
Всё рушится, когда Ляля переживает сильнейшее потрясение, а Ирка посягает на святое - Незнайку!
Ася Володина "Безымянный"
Герой рассказа однажды просыпается без безымянного пальца. Оказывается, это оптимизацию запустили, в тестовом режиме. Жена что-то такое читала в телеграме, рассказывала, но когда он слушал?
Все происходит буднично, как у Данилова в "Саша, привет!". И палец вроде не особо нужный.
Жутко. С некоторых пор слишком реально.
Михаил Турбин "Рыбка"
Знакомимся с героем, когда он на приеме у врача. Что-то такое у него нашли непонятное, неправильное, похожее на рыбку.
Вроде бы положено думать как больному. А не думается. Всё как всегда - разговоры с женой, сбежавшей к дятлу, дочку отвести на рисование...
Хорошо пишет, ты как будто внутри.
Алексей Сальников "Водоплавающая кошка"
Как только наступает лето, мальчика Сашу подстерегают травмы и опасности. Много свободного времени и соблазнов - покататься на велосипеде без рук, проверить, через сколько ступенек сможешь перепрыгнуть с разбегу, научиться плавать.
Кричать не было смысла: Саша знал, что никого рядом нет.
Так он думал. А зря! Трудно было доискаться одинокой смерти в их маленьком посёлке.
Не зная, что опаснее - выпускать Сашу на улицу или оставлять одного дома и устав выслушивать от соседей "по-моему, он у тебя отчаянно не желает дожить до приема в пионеры", мама отправляет Сашу под надзор двоюродной сестры Оли.
Как ни парадоксально, при трагическом эпизоде в сюжете рассказ смешной и светлый. А ещё он очень узнаваемо передает порывы детской души:
Сама форма велосипеда, его видимая лёгкость, и быстрота, и блеск спиц и крутящихся катафотов требовали путешествия за пределы, очерченные двумя домами, помойкой и котлованом будущей стройки.
Татьяна Толстая "Про испанцев, еду и любовь"
1,5 страницы текста!!! Никакого сюжета, просто мужчина и женщина на пляже. Едят. И все про них ясно читателю.
Василий Авченко "Отец Мороз"
Очень зимнее эссе о том, что холод и мороз - наше национальное достояние и наши союзники.
Елена Посвятовская "Пятница вечер"
Просто один вечер трех женщин разного возраста. Они как прошлое, настоящее и будущее друг друга.
Хотелось бы рассказать ещё про десяток, но кто ж осилит читать?) Пусть лучше каждый найдёт что-то своё.
Здесь о презентации книги на non|fiction и штришки к портретам авторов: