Сегодня ко мне на разбор попал советский фильм эпохи Перестройки, крайне неоднозначно встреченный зрителями – «Меня зовут Арлекино» 1988 года от режиссёра Валерия Рыбарева. К слову, литературной основой картины послужила пьеса Юрия Щекочихина под названием «Ловушка 46, рост второй».
Отзывы об этой киноленте можно поделить на три категории: одни называют это «нелепицей», абсолютно не имеющей ничего общего с действительностью и продвигающей деструктивные ценности в массы; другие считают «Арлекино» глубоким, почти что философским, анализом эпохи через призму восприятия молодых людей; третьи называют его обычным проходным перестроечным кино, никак не выделяющимся на фоне общей массы аналогичных проектов того времени.
Так кто же из них прав? Ну, я на этот вопрос не дам ответ, зато могу поделиться с вами своим собственным мнением, составленным после просмотра.
Начнём с небольшого исторического контекста. Скажем кратко – поздние восьмидесятые были своего рода предвестником «лихих девяностых». Уже в то время, если смотреть в ретроспективе, стало понятно, что старый СССР стремительно исчезает.
Идеи и ценности, некогда воцарившиеся в советском обществе, начали постепенно отходить на второй план. На смену стремлению к светлому коммунистическому будущему и общему благу пришёл, как его называют, «дикий капитализм» (не совсем научный термин, но всё же отлично передаёт суть эпохи), когда люди начали жить по принципу: «Или ты – или тебя».
Пожалуй, первыми эти изменения прочувствовали молодые люди. Старшее поколение, выращенное на тех самых светлых идеях о добре и справедливости, ещё оставалось при своём мнении, в то время, как молодёжь решила жить по-новому, полностью отрекаясь от всего, чем жили их родители.
Собственно говоря, об этом нам и рассказывает фильм «Меня зовут Арлекино». Главным героем выступает молодой человек по имени Андрей Савичев (Олег Фомин), также известен под прозвищем «Арлекино». Он является лидером преступной группировки, состоящей из его ровесников, живущих в маленьком вымышленном посёлке под названием Вагонка.
По ходу сюжета ребята несколько раз попадают в различные передряги, а «кульминацией» становится уход подружки Арлекино Лены (Светлана Копылова) к богатенькому мажору по прозвищу Интер (Игорь Кечаев). Впрочем, совсем скоро она возвращается к Андрею, чем недоволен уже сам Интер, решивший «разобраться» с Леной и её парнем, но был арестован милицией.
Ощущения после просмотра у меня остались весьма смешанными. Из минусов хотелось бы, в первую очередь, отметить отсутствие как такового чёткого сюжета. В фильме просто происходит ряд бессвязных событий, но никакой внятной развязки или причинно-следственных связей нет – персонажи просто делают…всякое, а заканчивается всё практически ничем.
Картина в каком-то смысле ощущается достаточно пустой и поверхностной. Лента не пытается исследовать первопричины молодёжного бандитизма, не пытается показать какой-то моральный урок, в конце концов, Арлекино постоянно оправдывает свои собственные неописуемые поступки рассуждениями в духе: «Не мы такие – жизнь такая».
Вторым весьма ощутимым минусом стала общая дешевизна проекта. Разумеется, во времена Перестройки все фильмы снимались с весьма ограниченным бюджетом, но здесь техническая составляющая действительно слабая. Прямо заметно, что у авторов не было денег совсем.
Однако я бы не сказал, что фильм мне категорически не понравился. Несмотря на значительное количество сценарных и технических проблем, в фильме «Меня зовут Арлекино» всё-таки есть нечто интересное. Во-первых, сам образ Андрея Савичева, хоть и является весьма поверхностным, достаточно чётко при этом отражает суть бессмысленного подросткового бунтарства.
Все эти его противостояния с популярными в то время субкультурами и попытки вести нонконформистский образ жизни со своими «волками» в итоге не приводят Арлекино ни к чему хорошему. Он как был мелким хулиганом без будущего – так и остался им под самый конец.
Как бы Арлекино ни пытался «найти себя» в переменчивом мире, в конце он всё равно остаётся ни с чем. Он жил одной только идеей противопоставления себя другим, что в целом весьма характерно для подростков, а уж тем более, для подростков из поздних восьмидесятых, но эта дорога завела его в тупик.
Тем не менее, странный непоследовательный сюжет, «пластмассовые» персонажи и отсутствие какой-либо внятной идеи – думаю, во многом по этим причинам фильм восприняли так прохладно. Что касается излишне жестких сцен, на которые часто ссылаются в отрицательных рецензиях, то, знаете, они есть во многих советских и российских картинах, считающихся культовыми. Взять в пример хотя бы того же «Брата», где подобного в кадре гораздо больше, чем у «Арлекино».
Только вот у «Брата» был вполне осязаемый посыл (ступив на путь преступности, Данила практически лишился тех людей, которыми дорожил, в лице брата Виктора и Светланы), интересные многогранные герои и, само собой, прекрасная режиссура Алексея Балабанова, что позволило «Брату» стать всеми любимой классикой.
Резюмируя, у фильма «Меня зовут Арлекино» был хороший потенциал стать отличной социальной драмой, раскрывающей проблемы советского общества, воочию наблюдающего за тем, как их привычная картина мира постепенно рушится.
Однако, к большому сожалению, вместо хорошей социально-психологической драмы получилось весьма «пресное» и поверхностное кино, лишь демонстрирующее саму проблему, но абсолютно не пытающееся исследовать её.
Автор: Алексей Королёв