В Курской области имя старицы монахини Мисаилы (в миру Матрены Гавриловны Зориной), которая проживала в селе Муравлёво Курского района, хорошо известно. Однако до недавнего времени подробности её жизни в годы Великой Отечественной войны оставались недостаточно исследованными. Но не так давно мы о них писали. Читайте об этом в нашей подборке в конце статьи.
Известность пророчицы Мисаилы простирается от Вашингтона и до Чукотки. Множество людей обратилось к ней за казалось бы простыми жизненными наставлениями, поддержкой и даже избавлением от беснования. Тропа к её последнему пристанищу до сих пор не зарастает, паломничество не заканчивается даже в наши дни.
Старица Мисаила, обладая даром прозорливости, была светочем духовной жизни многих, укрепляя их веру и надежду в Бога. Она всегда сохраняла спокойствие, видела только доброе в жизни, наставляла на смирение, учила не осуждать других и любить всех.
Старица часто советовала тяжелоумышленным (бесноватым) заказывать молебны Божией Матери и святителю Николаю, призывала к смирению и близости к Богу, и говорила: "Смирение и терпение важнее поста и молитвы", "где возможно, лучше помолчать", "слово как серебро, молчание как золото".
Когда её здоровье пошатнулось перед кончиной, старицу спросили, к кому обращаться после неё. Она предсказала, что Сергей, гармонист, вернувшийся из армии, станет духовным оплотом Курской области. Этот Сергей в будущем стал афонским старцем Ипполитом. Она говорила, что к нему будут ездить люди со всех городов страны и будут еще чудеса в Рыльске по его молитвам совершаться. И это действительно сбылось.
К старице обращались за советом, и она отвечала всегда один раз, никогда не повторяясь дважды. Если считала дело полезным, благословляла его, а если нет – ограничивалась фразой: "Совета не дам, но и вашей воли не заберу".
Она видела истинное положение дел у посетивших её и могла предсказать их будущее, на основании чего давала исчерпывающие ответы.
Самовидцы вспоминают
Лидия Каткова
Я была у матушки и все сбывалось
Лидия Николаевна Каткова, регент Вознесенского храма в Ельце, вспоминает:
- В детстве я слышала о матушке от других. Моя мать, будучи глубоко верующей, сталкивалась с преследованиями и вынуждена была переезжать из одного города в другой. В 1953 году мы навестили матушку. Она была уже стара, плохо слышала и едва ходила, но во время молитвы преображалась, становилась как бы невесомой. Увидев её в окружении толпы людей, моя мать замялась, не зная, как спросить о судьбе отца. По окончании молитвы, благословляя всех крестом из Иерусалима, матушка одновременно отвечала на все вопросы. Когда пришла очередь моей матери обратиться к старице, она благословила её и высказала: "Задать вопрос об отце вы желали? Он жив, но вы будете молиться за его упокой". После того как всякое ожидание возвращения супруга исчезло, мама, следуя совету священнослужителя, провела первую заупокойную молитву, в то время как я продолжала молиться за благополучие отца. В ночь, последовавшую за заупокойной службой, моей крестной приснился сон, в котором она увидела моего отца и предложила ему дары, приготовленные для панихиды, говоря: "Николай, это для вас". Однако он отверг их, заявив: "Мне это не надо, Лида и так заботится обо мне".
В домике у матушки
Старица достигла возраста ста трех лет и принимала людей со всей страны. Она обладала множеством святынь из Иерусалима, к которым позволяла прикасаться не всем, так как многие приезжали из любопытства. Она радостно принимала любые пожертвования, словно они были ей крайне необходимы, но в итоге отдавала их другим, направляя значительную часть на реставрацию церкви "Всех скорбящих Радость". После её кончины фрагменты дубового пенечка, который подкладывали ей под ноги, разошлись как святыни.
Предсказала то, что не сразу поняли
При прощании с нами, старица, улыбаясь, благословила нас, уверив: "Вас они не коснутся, насмешки падут на них, а вы будете свободны".
Было непонятно. В пути же произошел следующий случай. В моем школьном блокноте я зарисовала тринадцать разрушенных по пути храмов. На одной из станций трое милицейских вошли в вагон, окружили нас с матерью, конфисковали блокнот и задержали. Затем нас доставили в Белгород и передали в местное управление. Нас долго удерживали, пока двое следователей не ушли, оставив только одного. Следователь связался с милицейским участком по месту нашего жительства, и после установления, что никаких данных против нас не имеется и наш отец погиб на фронте, нас отпустили. Тот, который нас задержал, в итоге подвергся насмешкам за арест несовершеннолетнего.
Вот, что это значило и всё сбылось!
А я ранних лет пела в церковном хоре. Как школьница, столкнулась с запретом посещения церкви детьми, и в результате псаломщица, стремясь угодить властям, не разрешала мне присоединяться к пению на клиросе. Разделив свои переживания с матушкой Мисаилой, я была утешена её словами, что скоро псаломщицы не станет. И впоследствии действительно храм был закрыт.
Предсказала мое будущее
Матушка Мисаила предсказала мне служение в храме и руководство хором. И вот уже три десятилетия я занимаю должность регента церковного хора. В возрасте шестнадцати лет мне впервые предложили это положение, поскольку церковь нуждалась в регенте. Получение соответствующего разрешения от ответственного лица потребовало поездки в Липецк, в которую меня сопроводила староста храма. Поездка была утомительной, и во время нее я заснула. Во сне мне явилась матушка, которая подошла, благословила меня и заверила:
«Всё будет хорошо, ты будешь служить в соборе».
Это случилось в 1956 году.
Сегодня мне пятьдесят восемь лет. Когда-то вместе с матерью мы подарили матушке фотографию, на которую она, указав на меня, пророчила:
«Станешь достойной монахиней».
И добавила:
«Ты оставишь мирскую жизнь, уйдешь в монастырь, чтобы молиться Богу и кланяться кресту. В старости ты будешь жить в монастыре под покровом Пресвятой Богородицы».
Мое стремление к монашеской жизни было сильным уже в школьные годы, и я пыталась поступить в монастырь, не желая ждать старости. Однако мне отказали и сказали прийти, когда мне исполнится восемнадцать.
В старшей школе я не вступила в комсомол, поскольку если в монастырь не принимают до достижения восемнадцатилетнего возраста, то почему в комсомол можно вступить ранее.
Я бережно храню иконку матушки, ощущая ее поддержку на протяжении всей моей жизни.
Завещание
Матушка завещала своим чадам перед кончиной, чтобы они посещали ее могилу и общались с ней, как с живой, обещая что никогда не покинет их в их горестях.
Анна Фазулина
Хорошо помню матушку
Анна Тимофеевна Фазулина из города Курска делится своими воспоминаниями:
- Я неоднократно навещала матушку и хорошо ее помню. Впервые я пришла к ней в 1942 году. Ее жилище было скромным: стол и две скамьи, а в углах стояли иконки. Я пришла вместе с невесткой, которая была скептически настроена, сомневаясь в дарах матушки. Но мы все же решились идти. Когда мы вошли, матушка, словно читая наши мысли, сказала:
«Да что я знаю, но проходите, проходите».
Я спросила ее о своем отце, жив ли он. Матушка заверила, что отец жив, все у него хорошо, и скоро мы получим от него известия и отправимся к нему, но предупредила, что дорога будет трудной.
Затем, обратившись ко мне, она сказала:
«Ты не знаешь ни одной молитвы, но придет время, и ты их узнаешь, и Господь будет тебя хранить». И дала мне молитву «Святый Боже».
Случай
Помню такой случай. В 1942 году на станции, недалеко от Полевой, занятой немцами, наши танкисты ворвались в поселок, завязался бой, жители попрятались кто куда, немцев выбили. Одна женщина очень плакала, ей сказали, что во дворе ее дома лежит военный лицом к земле. В свое время матушка Мисаила ей говорила: «Твой сын домой придет, но порога не переступит». Когда бой закончился, ее дочка пошла домой посмотреть — это действительно был их сын и брат.
Зимой, в конце 1942 года, мы жили на вокзале станции Ямская и хотели уехать домой в Курск. Как-то шли мы мимо матушкиного дома: мама, моя тетя и я. Тетя говорит: «Давайте зайдем». А мама ей в ответ: «Что она знает?» Все же мы зашли. Матушка нам, как в прошлый раз, ответила, что она ничего не знает, но войти пригласила. Тетя сказала матушке, что мы решили ехать домой. «Собрались — и поезжайте, детей поморозите и назад приедете», - таков был ответ.
Не доезжая до Курска пятнадцати километров, мы зашли в какой-то дом отдохнуть, а нам сказали, что ехать не надо, так как немцы заставляют рыть могилы и расстреливают. Переночевали и решили вернуться обратно. Дошли до деревни Кувшиново, стали переходить поле, дошли до его середины, как вдруг начался сильный ураган. Снег залеплял нам глаза. Дороги все замело, и мама шла на лай собак. Дошли до деревни. Там мы пробыли сутки, пока не расчистили дорогу, и вернулись назад. От матушки мы жили в восьми километрах. Она говорила моей маме: «Когда будете идти мимо меня, заходите, а потом дальше пойдете». И так они (моя мама и тетка) делали. Трижды они заходили к матушке, она в это время кушала, маму мою сажала с собой, а тетку — нет. Мама тетке говорила: «В чем дело, она меня сажает, а тебе слова не говорит». А тетка ей отвечала: «Потому что я гадаю». Когда мне мама рассказала, я ей объяснила: «Да это потому, что когда тетя работала директором детского дома, к ней приехала ее мама (моя бабушка) и она отправила ее назад, а бабушка умерла с голоду. Это было еще до войны».
Вот какая была матушка Мисаила, ей Господом было открыто очень многое.
Александра Алябьева
Предсказала как сложится жизнь
Алябьева Александра Трифоновна, г. Курск, 2000 год рассказала:
- Моя сестра Анна до войны вышла замуж, но брак был неудачным (у мужа оказалась жена с ребенком). Отправила Анна его к семье. А во время войны в Курске появились военные, бежавшие из окружения, которым некуда было деться, возвращаться к своим — ждать неминуемого расстрела. Мы жили близ села Беседино на Выселках (10 дворов). Через нашу деревню проходили эти солдаты. И один из них решил остаться, жениться на сестре. Человек незнакомый, как поступить? Решили сходить к матушке за советом. А идти долго. Пока шли, дорогой сестра стала роптать: «Да что мы идем, да что она знает». Но все-таки дошли. Сразу с порога матушка повторила слово в слово, о чем был разговор. Но сестра встала на колени и попросила прощения. Матушка приняла нас. Когда все рассказали матушке, она задумалась, закрыла глаза, а потом благословила на брак. Они поженились. Он затем довоевал до конца войны, вернулся. Воспитали четверых сыновей и дочь, дожив до глубокой старости
Любовь Савченко
В домике матушки
Любовь Михайловна Савченко, родившаяся в 1941 году в Курске, делится воспоминаниями:
Летом 2012 года, в течение четырех месяцев, я проживала в доме Л.М. Соколовой, младшей внучки монахини Мисаилы. Этот дом находится всего в четырех метрах от жилища монахини в селе Муравлево Курского района. Людмила Матвеевна страдала от недуга, ограничивающего её способность ходить, и я занималась её уходом, а также принимала паломников, проводя их в домик матушки. Там находилась "кухонька" - место, где матушка Мисаила провела многие годы, с 1937 по 1953, в маленькой комнате, где стояла русская печь, на которой она спала.
Во время одного из приемов группы паломников я вдруг почувствовала необычайный аромат неизвестных цветов, хотя в помещение никто не вносил цветы. Этот запах, ощущаемый исключительно мной, был кратковременным.
Годом ранее я также проживала у Людмилы Матвеевны и в тот период на чердаке образовалось гнездо шершней, насекомых, напоминающих пчел, но значительно крупнее и издающих гудящий шум. В деревянных стенах дома была щель, через которую проникал шум от шершней. В вечерние часы, когда зажигали свечи в помещении с образами Мисаилы, около двух десятков шершней пробирались внутрь. Они оседали на ламповом абажуре, электрических проводах и занавесях, метались в полете и издавали гул. Во время моих молитв они не вызывали у меня страха. К утру насекомые бесследно исчезали.
Однако однажды шершень ужалил Людмилу Матвеевну за руку, когда она случайно придавила его, лёгко на постель. Этот инцидент произошел в её спальне, куда насекомое проникло. Мы старались изолировать наши комнаты, дабы предотвратить вторжение шершней. Жало насекомого вызвало у Людмилы Матвеевны острый крик от боли, сопровождавшийся покраснением и отеком. Благодаря моему прошлому опыту врача-аллерголога, я располагала необходимыми препаратами, и к утру боль утихла.
Через некоторое время, проснувшись утром, я интуитивно почувствовала, что в моём тапке скрывается шершень, хотя даже не знала его названия. Обнаружив насекомое, я смогла его уничтожить, хотя он оказался удивительно устойчив. Я уверена, что это Мисаила предупредила меня о грозящей опасности.
Валентина
Поговорила с матушкой на могилке и получила от неё ответ
Валентина (12.07.2013) делится своей историей:
- Я хочу поделиться своей историей и выполнить данное обещание матушке Мисаиле. Год назад я узнала о ней и решила посетить её могилу, поскольку в моей личной жизни возникли проблемы. В ходе панихиды, когда священнослужитель молился, я мысленно рассказывала о том, как мой возлюбленный покинул меня и сам не мог понять, что с ним происходит. Тогда я услышала внутренний голос, обещавший, что мой Юрка вернётся ко мне.
Спустя три месяца он действительно вернулся, и мы возобновили отношения. Мисаила оказывала мне помощь неоднократно. Она слышит каждого и помогает всем.
Память
По благословению архиепископа Германа, отец Владимир, настоятель храма преподобного Серафима Саровского, и при содействии отца Сергия, устроил над могилой Мисаилы часовню к празднованию Светлого Христова Воскресения, а в селе Муравлево возведён домик рядом со старым, который уже не подлежит реставрации.
Многие узнали о жизни монахини Мисаилы благодаря публикациям в книгах и статьям в издании «ДДД», включающие в себя "Жизнеописание старицы Мисаилы" (2002), "По молитвам бабушки" (2006) и "По молитвам бабушки-молитвенницы земли Курской" (2007), повествуют о непростом пути матушки, начавшей свой духовный путь с шести лет и продолжившей его до последних дней своей жизни.
За ее терпение и духовное смирение, Пресвятая Богородица одарила Мисаилу тремя дарами: даром прозорливости, исцеления и мудрого совета, которые оказывались жизненно важными для многих в моменты испытаний.
В течение 60 лет, к её скромному домику неуклонно шли толпы людей, как в прочем и сегодня идут люди, просят и получают по вере просимое.
Слава Богу за всё!