Найти в Дзене
By A.G. | кинематограф

Почему «Иваново детство» — самый настоящий фильм Тарковского.

Оглавление

Многие знают Андрея Тарковского по его всемирно известным фильмам, таким как «Солярис» «Сталкер» и «Зеркало». Однако не все осведомлены о том, что свой путь в кино Тарковский начал не с фантастических и философских произведений, а с темы Великой Отечественной Войны, которая была особенно близка и значима для советского, а впоследствии и российского народа , — с военной драмы «Иваново детство».

Источник фото: Яндекс картинки.
Источник фото: Яндекс картинки.

Великая Отечественная Война.

В семье почти каждого гражданина России были и есть люди, которые пережили великую трагедию, выпавшую на долю советского народа в 1941–1945 годах прошлого века. Эта беда не знает границ и национальностей, потому что война затронула всех, и каждый народ сражался как один. Каждая народность Советского Союза внесла свой вклад в победу над фашистскими захватчиками. Поэтому во многих семьях, живущих на территории бывшего Советского Союза, есть свои истории о войне.

Андрей Тарковский снимал фильм «Иваново детство» в эпоху хрущевской оттепели, когда память о войне была ещё свежа, а те, кто был непосредственным участником тех трагических событий, были ещё молоды. В 1962 году уже стало возможно больше говорить о войне, и на экраны советских кинотеатров начали выходить такие шедевры, как «Летят журавли» «Судьба человека» и «Баллада о солдате» снятые в то же время.

Источник фото: Яндекс картинки.
Источник фото: Яндекс картинки.

Для молодого режиссёра Тарковского лучшим способом заявить о себе было снять военный фильм. Он создал не просто военную драму, а историю о маленьком Иване, дите войны, который потерял всё в результате этой страшной трагедии.

Почему «Иваново детство» — самый настоящий фильм Тарковского.

Я хотел бы поделиться своим взглядом на творчество Андрея Тарковского. Я посмотрел все его работы и, несмотря на критику в интернете, считаю, что его творчество не для всех.

Когда Андрей был молод и только начинал свой путь в кино, он не был замутнён философскими и метафизическими размышлениями. В своём первом фильме «Иваново детство» он показал, что значит быть настоящим режиссёром. В этой картине мы можем увидеть все приёмы, которые Тарковский будет использовать в своих последующих работах.

Без фантастики, но с глубоким символизмом Андрей Тарковский создал поистине прекрасную и печальную кинокартину. Конечно, есть и более серьёзные военные драмы, но я не ставлю «Иваново детство» выше других советских фильмов о Великой Отечественной Войне.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

Здесь мы говорим именно о творчестве Тарковского, о том, как он начинал и чем закончил. На мой взгляд, Андрей заблудился. Да, он вышел на мировой уровень, но не потерял ли он свою идентичность, став гражданином мира, а не Советского Союза?

В СССР, благодаря «Иванову детству» ему стали открыты двери в любую студию. Он мог бы оставить больше наследия советскому и российскому народу, не покидая свою Родину. Но, как говорится, гениев никогда не понять. Тарковский заплатил свою цену, войдя в историю мирового кинематографа ценой, потери Родины.

Фильм «Иваново детство» был снят по повести Владимира Богомолова «Иван» о мальчике, который, потеряв на войне родителей, стал разведчиком в тылу врага. В фильме всё настоящее, но всё слишком выразительно: игра актёров, сюжет, сцены. Всё как будто говорит: «Вот он я! Смотрите меня таким, какой я есть, отдаюсь вам на суд». Именно поэтому этот фильм ценен. В нём нет скрытых подтекстов и философских размышлений, как во многих других работах Тарковского. В этом фильме только судьба человека в мясорубке войны. Это история, и она была. Это как пересказ того, что было для памяти следующих поколений. А почти всё остальное в творчестве Тарковского - лишь диалог с самим собой о том, как могло бы быть и как могло бы не быть.

Атмосфера.

Как я уже говорил, фильм «Иваново детство» очень эмоциональный. Каждая сцена, каждый кадр наполнены эмоциями: безудержная месть ребёнка за потерю родителей, ни к чему не приводящая любовь, внезапная утрата кого-то близкого. В этом фильме одно сменяется другим. И это не плохо.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

По моему мнению, фильмы о войне не должны быть сглаженными. В них всё должно быть ярко и эмоционально, чтобы передать атмосферу тех времён. В этом фильме Тарковский уже создал концепцию и фундамент для будущих работ.

Вы заметили, что почти в каждом фильме Тарковского есть трагическая судьба ребёнка? Или, может быть, вы обратили внимание на то, что режиссёр часто использует воду как символ чистоты и очищения? В начале фильма Иван приходит с другого берега с местью на сердце, а в конце фильма, как будто бы очистившись от злобы, снова проходит через воду, идя на смерть.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

Уже в этом фильме мы можем увидеть фатальность героев Тарковского. Хорошей концовки не будет, лишь подведённый итог истории. Это станет визитной карточкой режиссёра.

Я уже писал о фильме «Сталкер» Тарковского, который стал более поздним творением режиссёра.

В нём Тарковский уже вовсю использовал символику. Ещё одним символом, сопровождающим фильмы гениального режиссёра, является война. Где-то это отсылка к реальной войне, а где-то к возможной, как в фильме «Жертвоприношение». В этом фильме мы наблюдаем детство маленького ребёнка, живущего в доме у моря в преддверии войны. Три постоянных символа — это ребёнок, вода и война.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

Итог.

Для меня фильмы Тарковского являются знаковыми. Многие могут сказать, что он предал свою страну. Однако мне понравился комментарий подписчика "Мой ХХ век!" под моим отзывом о фильме "Сталкер": "Мне кажется, что после "Сталкера" Тарковский решил уехать. Это не было попыткой найти новую родину, а скорее стремлением обрести реальность в ином окружении, в другой культуре".

Действительно, возможно, стоит посмотреть на отъезд мастера кинематографа Тарковского как на преодоление культурных границ и выход на новый уровень творчества. Ни для кого не секрет, что в СССР существовала жёсткая цензура, и, возможно, Тарковский не смог полностью раскрыть свой потенциал, работая только в советском пространстве. Создав замечательные фильмы в СССР, он не менее значимо проявил себя и за границей.

Возможно, стоит рассматривать Тарковского не как диссидента, а как культурного просветителя, хотя бы отчасти. Если посмотреть его интервью, то становится очевидно, что он скучал по родине и умер на чужбине. Кстати, во время съёмок "Сталкера" он получил болезнь, работая на родине.

Источник фото: Кинопоиск.
Источник фото: Кинопоиск.

Я не призываю никого оправдывать Тарковского. Я лишь хочу отметить, что его творчество заслуживает внимания. Я думаю, что оскорблять этого режиссёра будет только необразованный человек. А образованный напишет критическое замечание без оскорблений в адрес режиссёра и меня, как автора данной статьи.

Дорогие читатели!

Мне будет приятно, если после просмотра фильма наши мнения совпадут. Но если нет, то прошу вас принять точку зрения обычного зрителя, который делится своими впечатлениями.

Я очень ценю все отзывы, которые получаю. Они вдохновляют меня на новые работы. Большое спасибо вам!

P.S: Дорогие читатели, вы так же можете читать меня, на моем телеграмм канале https://t.me/chanelbyag

  • Благодарен что дочитали до конца статью!
  • Если вы смотрели «Иваново детство», поделитесь своим мнением в комментариях.
  • До встречи на очередном киносеансе с By A.G. | кинематограф , гармонии и удачи!