Найти в Дзене

"Что кому зачтется…"

Тамара долго собиралась в гости. То дела не отпускали, то здоровье подводило. И вот, наконец, собралась. «Ехать то всего четыре часа, а собиралась год, вот бестолковая…»- поругивала она себя. Сев в комфортабельный автобус, женщина взглянула в окно. Она любила смотреть в окно во время поездки. Вдоль всей дороги между ухоженными селами, маленькими городками мелькали посадки, поля, посаженные или уже убранные. Сейчас, через небольшое время она увидит своих детей, и, конечно внучек. Хоть они и навещали ее, но ей хотелось, чтобы это было чаще. Тамара Павловна улыбалась своим мыслям. Хорошо, как хорошо! Встреча была бурной. Всей семьей гуляли, стряпали на кухне. Внучки, обрадованные приездом бабушки, высыпали свои новости. Особенно младшие. Старшие уже подростки, в эмоциях сдержаны, в рассказах тоже. Только по большому доверию делятся своими секретиками с бабушкой. Время, как известно, пролетает быстро. И вот уже обратный путь. Тамара, счастливо улыбаясь, задремала. -Вставайте скорее!- гром

Тамара долго собиралась в гости. То дела не отпускали, то здоровье подводило. И вот, наконец, собралась.

«Ехать то всего четыре часа, а собиралась год, вот бестолковая…»- поругивала она себя.

Сев в комфортабельный автобус, женщина взглянула в окно. Она любила смотреть в окно во время поездки. Вдоль всей дороги между ухоженными селами, маленькими городками мелькали посадки, поля, посаженные или уже убранные. Сейчас, через небольшое время она увидит своих детей, и, конечно внучек. Хоть они и навещали ее, но ей хотелось, чтобы это было чаще. Тамара Павловна улыбалась своим мыслям. Хорошо, как хорошо!

Встреча была бурной. Всей семьей гуляли, стряпали на кухне. Внучки, обрадованные приездом бабушки, высыпали свои новости. Особенно младшие. Старшие уже подростки, в эмоциях сдержаны, в рассказах тоже. Только по большому доверию делятся своими секретиками с бабушкой.

Время, как известно, пролетает быстро. И вот уже обратный путь. Тамара, счастливо улыбаясь, задремала.

-Вставайте скорее!- громкий крик разбудил женщину.- Выходим! Впереди пожар.- Водитель помогал людям выходить. Перед автобусом стояли люди в военной форме, указывая, куда надо бежать.

- Быстрее, бегите через овраг. Там, на холме вас встретят!

В автобусе, переполненном людьми, возникло самое страшное - паника. Какой - то мужчина в яркой ветровке, чувствуя свою силу, хотел прорваться первым. Его резко осадил молодой паренек, пропуская всех впереди себя. Мужчина грязно изругался. Плач детей, крики перепуганных людей, пламя впереди, и начавшиеся взрывы, далекие, но хорошо слышимые, еще больше усиливали страх.

Тамара выбежала из автобуса одной из последних. Впереди бежал тот самый мужчина в яркой ветровке, держа за руки двух детей. Дети плакали, путались в сухой траве. Мальчик, по виду, дошкольник, упал. Мужчина резко дернул его за руку, ругаясь.

Мальчик плакал и пытался бежать как можно быстрее. Но снова, запутавшись в траве, упал. В это время прогремел еще один взрыв. Люди из первых автобусов, легковушек уже были далеко впереди.

Мужчина побежал один, оставив детей позади.

-Папа, папа! – Девочка - подросток прокричала вслед убегающему отцу, помогая брату подняться.

Тамара Павловна, поравнявшись с детьми, подхватила мальчика на руки.

- Беги вперед!
Девочка побежала, постоянно оглядываясь назад.
-Беги! Я его не брошу!

В голове мелькнула мысль сквозь усиленно бьющийся пульс: «Силы покидали ее.…Это точно про меня». Подталкивая, каким то чудом взявшимся у нее силам, то опуская ребенка на землю, то вновь подхватывая на руки, подталкивая девочку вперед, Тамара потеряла осознание страха, боли, времени.…

Вдруг она увидела трех молодых военных, протягивающих к ней руки.

-Держите детей…,- едва выдохнула она, успев увидеть, что детей ловко подхватили и потянули наверх.

Наверное, на какое- то время, может на доли секунд Тамара отключилась. Сквозь пелену она услышала требовательный голос.
-Женщина! Мать! Держи руку! Да очнитесь!
Тамара открыла глаза. Двое молодых людей протягивали к ней руки. Третий, подхватив мальчика на руки, побежал с детьми к безопасному месту.
«Господи, какие молоденькие, как мои»,- мелькнула мысль.
Она протянула к ним руки и рванулась вперед. Мужчины подхватили ее. И с силой потянули на себя. Через секунду все трое были на холме.
-Бежим быстрее! За скалой безопасно!

Спасенная побежала. Она бежала быстро. Потому что не могла иначе. Эти молодые мужчины, «мальчишки», как она называла их в уме, не должны из-за нее погибнуть или получить ранение. Она понимала, что без нее они бы давно были в безопасности, и прибавила скорость. Сзади рвануло. Потом еще и еще раз. Все трое продолжали бежать, а сзади продолжали звучать взрывы. Женщина слышала шум падающих камней, песка, чего то еще.
За скалой вдалеке стояли автобусы, машины скорой помощи, пожарные машины, красивые легковые машины.
-Бегите в автобус, вам окажут помощь, - крикнул один из ее спасителей.

Из окна автобуса Тамара Павловна видела, как мужчины подошли к офицеру и, взяв под козырек, что- то доложили. Офицер с усталым видом пожал парням руки, похлопал по плечу.
Несмотря на все пережитое, женщина не чувствовала усталости. С ней бывало иногда так. Когда неизвестно откуда появлялась бодрость. Она знала, что без успокоительных эта «бодрость» не пройдет. Но об этом не хотелось думать. Вообще не хотелось ни о чем думать.
Автобус был оборудован «под медкабинет».
-Как вы себя чувствуете? – Спросил подошедший доктор.- Валентина, померьте давление. Тамара Павловна послушно села на сиденье и протянула подошедшей медсестре руку.
-Вот так я съездила в гости и отдохнула,- усмехнулась она своим мыслям.
- Ничего, это поправимо. Главное, что все живы,- медсестра ловко делала свое дело, - давление повышено. Сейчас я вас уколю.
Женщина позволила и это сделать. Посидев еще немного в автобусе, она вышла на улицу. Солнце поднялось уже высоко, ласковое лето звенело птичьими трелями.

«Надо найти детей и успокоить. Наверное, они перепуганы» - Тамара решила спросить о них у представителей МЧС.
Вдруг она увидела вольготно сидящего мужчину, подставившему лицо солнцу. Яркая ветровка выдавала того, сбежавшего от своих детей. Он дремал.
«Так это тот, который бросил своих детей. Неужели,… это Сергей?!»- Тамара Павловна не сомневалась в том, что узнала его.
На виске запульсировала жилка. В глазах на секунду потемнело.
-Ах ты! Сволочь! - Тамара подбежала к мужчине, замахнулась и ударила его своей сумкой. - Как такого земля носит!? Детей бросил…Шкуру свою спасал!- Удары продолжали сыпаться.
Мужчина пытался закрыться рукой, вырвать сумку, но, видимо, не так- то просто справиться с разъяренной женщиной. Особенно если она защищает детей.
На шум собрались люди. Полицейский, встав между дерущимися, развел руки в стороны.
Потом, выждав сравнительно спокойной реакции с обеих сторон, представился.
-Капитан Ив...кий, в чем дело?
-Товарищ капитан, она сумасшедшая. Налетела на меня, начала дубасить сумкой.- Мужчина выражал свой неподдельный гнев. По испуганному взгляду было видно, что он узнал Тамару. Но сделал вид, что впервые ее видит.
- Ах ты! Он бросил своих детей там, на дне оврага! Я бежала сзади. Все видела.
- Мои дети живы и здоровы, сейчас отдыхают. А ты истеричка!
-Вы можете быть свободны, а вы…, -капитан посмотрел на мужчину,- пройдемте со мной.
-Но мои дети…
-Это не займет много времени. Вернетесь к детям.

Тамара нашла своих спасителей. Оттого, что все спасены, оттого, что есть на свете такие люди, настоящие, смелые, добрые, женщина расплакалась, обнимая всех троих.
-Я всегда буду вас помнить! Храни вас Господь!- Женщина размашисто осенила мужчин крестом.
В рупор произнесли, что пора всем разместиться по автобусам и срочно уезжать.

Тамара ничего не рассказывала своим детям, но средства массовой информации и сарафанное радио делали свое дело.
-Мама, ты как себя чувствуешь, почему ничего не сказала?- голос сына был взволнован.
-Да все нормально. Что рассказывать? Жива, здорова. Сходила к врачу. Назначили лечение. Уже бодра и весела.- Тамара пыталась говорить бодро, с иронией, чтобы не волновать детей.
-Мам, рядом со мной Наташа. Ты на громкой связи. Завтра приедем. Держись. До связи…
-Очень хорошо. Буду ждать.
-Отдыхай, лечись.

«Дети мои. Конечно, не поверили ни одному моему слову»- женщина не могла забыть тот злополучный день. Перед глазами стояли брошенные отцом дети, молодые отважные мужчины, бойцы, спасшие ее и детей… «Уж они - то точно своих не бросят…».

Тамара не могла, даже спустя месяцы, забыть тот случай. В голове крутились сценки: Сергей бросает детей и убегает, молодые солдаты спасают их, Тамара бежит, бежит.…И тот страх подвести ее спасателей засел где-то в глубине души. С детьми она не хотела разговаривать об этом. Ведь после придется рассказать все, а она этого не хотела.

- Привет, подруга. Хочу напомнить тебе, что у меня сегодня день рождения. Конечно ни ахти какой праздник, но я тебя приглашаю. Будем вдвоем. Мои на море, отзвонились, поздравили. – Лена, лучшая подруга жила на окраине города.
- Я помню. Да, Леночка, конечно, приеду. С удовольствием.- Тамара поняла, что теперь, по прошествии времени она сможет поделиться с подругой своими переживаниями, засобиралась.
Но не успели женщины сесть за стол, как по включенному телевизору Тамара увидела знакомые лица.
- Сделай погромче!
В передаче рассказывалось о том дне, ведущий на фоне видеосъёмок вкратце рассказывал о происшедшем в тот день.
Тамара вглядывалась в лица гостей.
-Андрей, Володя здесь, а Иван? Почему его нет.
Елена Алексеевна, вопросительно посмотрев на подругу, присела рядом.
- Мы знаем, что вам пришлось спасать женщину с детьми. Что вы чувствовали при этом? - Ведущий подошел к молодым военным.
- Сначала женщина спасала детей, а потом мы их. Жаль, что ее нет на передаче. Мы даже не знаем о ней ничего. Только то, что зовут Тамара Павловна.

-Здравствуйте. Вас беспокоит Тамара Павловна. Я та самая женщина, которую спасли герои вашей передачи. Сергей, Володя, здравствуйте. А где третий, Иван? С ним все хорошо?
-Тамара Павловна, оставьте свои координаты.- Ведущий оживленно давал какие то знаки своим помощникам.
- Я очень далеко. На передачу не приеду, извините.
- Тамара Павловна, Иван далеко, на Камчатке, приехать не смог. Мы трудимся, как и прежде, в Подмосковье.- Андрей улыбнулся своей широкой улыбкой.
- Я вам очень благодарна, мальчики, нет, настоящие мужчины. Говорю на всю страну: я горжусь вами. Подрастающее поколение должно брать пример с вас, и таких, как вы. Год назад только Иван был женат. А теперь какие ваши новости?Володя поднял правую руку. На безымянном пальце блеснуло колечко.
-Поздравляю от чистого сердца.… Несмотря на тот ужас, я рада, что на нашем пути встретились вы и ваши товарищи. Счастья всем вам. Бог даст, встретимся…
-Вера Павловна…- ведущий снова хотел что- то ей сказать, но женщина уже положила трубку.
После передачи Лена, приобняв подругу, попросила:

-Ну, а теперь рассказывай…
- Ты уже все знаешь. Там,- Тамара кивнула на телевизор,- все рассказали.
А самое неприятное, Леночка, то, что дети, с которыми я бежала, были дети Сергея. Он их бросил, а сам побежал вперед. Только заклинаю тебя, никто! Слышишь, никто не должен знать, что это был отец моих детей. Лена, никто!