Продолжение популярного детективного сериала "Под кожей" в этом году вызвало много противоречивых отзывов. Одни его ругали, мол, ничего общего с первым сезоном и вообще запороли историю, другие хвалили, но очень осторожно, что первый сезон был интереснее, но этот тоже неплох. Я специально не стала по своему обыкновению писать статью по первым сериям, это не тот сюжет, где можно определиться по 6-8 эпизодам. И вот я посмотрела дораму целиком и готова поделиться.
Под кожей, 2-й сезон, Китай, 2024, 28 серий по 45 мин.
Так вот, мне кажется, сезон 1 и сезон 2, это совсем разные истории, да, "общая вселенная", общие главные герои и все. И странно было бы ожидать иного, на две трети сменилась команда, режиссер, сценарист, они "написали" свой фанфик по мотивам. Он не хуже и не лучше, он просто другой.
Если первый был интеллектуально-эстетический. Настолько художественно прекрасным, что я все расследуемые в нем дела вспоминала только через призму произведений искусства. Второй, это крепкий социальный детектив и даже психология здесь только побочная дочь проблем общества. А картины и всякие прочие красивости - это завитушки, которых могло бы и не быть, просто дань уважения перовому сезону и профессии главного героя. Теперь он не преподаватель Академии художеств и не художник, он скорее профайлер со специфическими инструментами и методами работы, а также полноправный член команды по расследованию особо опасных преступлений.
Современное общество полно невероятных возможностей, связанных с развитием науки и техники, появлением интернета, но люди, их психология, социальные повадки и культурные привычки, их духовное развитие осталось на прежнем уровне. А скученность больших городов, расслоение общества, экономическая бедность или богатство одних, духовная нищета других, психическое нездоровье многих порождают не только физические болезни, человек ведь может болеть и морально. Вот именно это и лежат практически во всех случаях, расследуемых во 2-м сезоне командой наших героев.
Большинство китайских детективов, виденных мною, это либо шарады - игры разума, как в первом сезоне, либо исследуют и осуждают пороки давно прошедших дней, в лучшем случае десятилетней давности. А эта история насквозь современная и проблемы в ней сегодняшнего дня(и не думаю, что только китайские).
Тяжелый путь айдолов к успеху, через что им приходится проходить ежедневно, ежеминутно, какова цена успеха и стоит ли оно того, закулисье "праздника жизни", демонстрируемого на многочисленных шоу.
Брошенные дети, как в развитом обществе в XXI веке могут происходить ситуации, показанные в дораме. Даже дикие звери редко оставляют свое потомство, неужели человек хуже зверя и может так относится к своему ребенку и как общество может попустительствовать такому обращению. И это же не единичный случай. Жизнь сирот в дораме показана очень печально, вне зависимости под призрением они государства или остаются вне его внимания.
Эпидемия самоубийств в обществе, чего не хватает современному человеку, если все, как кажется, создано для его удобства, комфорта и благополучия.
Семья - это основа любой цивилизации, и если в ней согласья нет, то и общество не может быть здоровым.
Одиночество в толпе, когда вокруг всего много, а по настоящему невозможно сойтись ни с кем. Ни родные, ни близкие на помощь тебе не придут, полная разобщенность людей вызывает страх перед окружающим миром.
Агрессия направленная на себя, агрессия направленная во вне, ненависть к окружающему миру, зависть и ревность к успеху, готовность топтать упавшего или непохожего на остальных, все это приводит к уменьшению значения, принижению человеческой личности и соответственно к преступлениям....
Не говоря уж о многом другом, о преступлениях, что были во все времена, в том числе те, которые совершаются с помощью новейших достижений науки и техники(просто в разные времена эти "достижения" разные). Криминальные дела, расследуемые во втором сезоне, они более страшные в своей обыденности.
И еще, китайцы попытались все ситуации свести к торжеству законности и порядка, но вот это торжество в некоторых случаях не приводило к моральному удовлетворению, ни жертвы, ни преступники(которых иной раз было по настоящему жалко, настолько изуродована психика и жизнь этих людей) не получали однозначного ответа на свои запросы. Часто хотелось задать вопрос и к чему все эти фанфары, если мертвых не вернуть и морально убитых не воскресить никакими средствами.
У нас есть такое выражение "жить по понятиям", в определенном смысле это тот фундаментальный вопрос, что задавал один из героев нашего известного фильма: "В чем правда, брат". Государство стремится заменить понятия правовой системой, но оно фактически всегда опаздывает. Понятийное сознание невозможно отменить. И это конфликт, мне кажется, никогда не будет разрешен. И жертвы и преступники в ходе действия предъявляют оправдывающие их логические построения, и с их точки зрения они поступают правильно, однако их правда жизни не всегда совпадает с выводами закона и порядка.
Художник Шэнь И в этом сезоне действует скорее как психолог, он стремится проникнуть "под кожу" во внутренний мир исследуемых лиц, тогда как в первом он скорее использовал именно свои художественные навыки и искусствоведческий опыт.
"Завитушки" - произведения искусства в этом сезоне добавлены скорее для антуража и, насколько хватает моих познаний, не всегда оправданно с точки зрения сюжета. Обо всем писать не буду, только о том, что зацепило.
В первом эпизоде Шэнь И для того, чтобы расколоть преступницу показывает ей картину Марка Шагала и говорит, что свадьба, это не всегда счастье и радость... Но демонстрируемый портрет первой жены Шагала Бэллы как раз ничего подобного не предполагает. Художник безумно любил свою жену, их брак был счастливым ровно настолько, насколько он мог таковым быть у бедного начинающего художника и богатой дочери ювелира, с большой разницей в возрасте, да еще на переломе эпох. Художник посвятил Бэлле множество картин, он писал ее в самых разных видах и по разным поводам. В том числе и знаменитый полет над Витебском. Есть ее портрет 1909 года в черных перчатках и есть картина, показанная в дораме - "Черная перчатка"(1929) , это как раз отсылка к тому старому портрету двадцатилетней давности. "С ней должен быть я - вдруг озаряет меня! ...И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа", так он написал через много лет о своей жене. Они благополучно прожили вместе 29 лет до самой смерти Бэллы, в отличие от героев дорамы.
Сюжет с картиной Россетти "Леди Лилит". Кажется, что да, Лилит по мифологии первая жена Адама, темная искусительница, как и пытающаяся стать таковой героиня дорамы. Но сам портрет, это совсем другое. Девушка на картине просто любуется собою в зеркале, она лениво расчесывает свои роскошные волосы, энергетики тьмы тут нет и в помине, более того цветы, на фоне которых и размещена героиня, символизируют совсем иное. Белые розы - чувственную любовь, мак в правом нижнем углу - сон и забвение и только наперстянки у зеркала - некоторую неискренность. Ничего общего с одержимой местью героиней из расследуемого дела. Для расследуемого дела можно было бы взять, например, картину современника Россетти Кольера, весьма энергичная дева со змеей выглядит более перспективно для того, чтобы сравнить ее с танцующей стримершей.
Сюжет с девушкой, жертвой насилия, отомстившей отчиму, и ее концептуальной связи с Беатриче Ченчи, итальянской аристократкой, жившей в XVI веке, казненной по обвинению в убийстве своего отца, тоже показался мне не совсем корректным. В деле Беатриче Ченчи слишком много темных пятен. Начать с того, что она не убавляла свой возраст, чтобы избежать наказания, в момент казни ей был 21 год, но если верить портретам, то выглядела она действительно невинным цветочком и не зря народ Римский возмутился и протестовал против ее казни. Второе, даже под пытками Беатриче не призналась в преступлении, в котором раскаялись ее предполагаемые сообщники, нежный цветочек оказался с очень сильным характером. А пытки были страшными и длились целый год, именно из-за того, что она не признавала свою вину.. В третьих, мотивы, насилие по отношению к дочерям со стороны ее отца тоже не было доказано, как и то, что она совершила преступление из-за того, что отец не давал ей разрешение на брак с любовником(предполагаемый любовник под пытками сдался). И вообще, дело темное, погребенное в пыли времен, сейчас многие историки считают, что все это было инспирировано папой римским Климентом VIII, который просто позарился на богатства семьи Ченчи и провернул эту операцию с целью "честного" отъема денежных средств и земельных угодий. Поэтому невинный вид Беатриче(и ее невиновность), возможно, были подлинными, в отличие от героини дорамы, которая конечно жестоко пострадала, но и сама чересчур разошлась в деле мщения.
Про Саломею, Винсента ван Гога, Джакометти и прочих писать не буду, о них довольно подробно все рассказано в самой дораме.
Трейлеры Light Breeze
Сценарист: Чжан Цай /Отель мира, От любви к счастью/
Режиссер: Лю Шуцяо /Город хаоса, Чтобы быть с тобой, Снова первая любовь/
Ничего из работ авторов не видела. Но сказать, что эта их работа была неинтересна, не могу. И с художественной стороны дорама выстроена основательно, персонажи и расследуемые случаи цепляют и заставляют задуматься. И даже если банально вы знаете, что "преступление совершил дворецкий", прищучить этого самого дворецкого оказывается не самым простым делом. А частенько оказывается, что там вовсе и не "дворецкий" виноват, на правеж отправили невиновного(или не совсем виновного), а за его спиной прячется настоящее зло, а может и не совсем зло... в общем, все запутано. Но на этот случай(для распутывания) и имеется в группе такой гениальный профайлер как Шэнь И. Возможно, некоторые его догадки прямо из области мистической эквилибристики, но сценарист свое дело знает туго и под мистику подводит крепкий обоснуй и всегда доверие зрителей к главному герою будет оправдано.
Возможно, это не так эффектно как в первом сезоне, но достаточно увлекательно, чтобы добраться до конца.... а конца то и нет. А есть задел для третьего сезона.
Броманс? Очень жаль, что некоторые его не увидели, он есть, отношения между Шэнь И и Ду Ченом продолжают развиваться. Если в первом сезоне мы больше узнали о прошлом художника, то в этом сценаристы вытащили на свет историю жизни Ду Чена. А Шэнь И полностью погрузился в свое подсознание и подсознание жертв и преступников. Еще помогал членам группы развязать все сложные узлы в их жизни.
Вообще в этом сезоне к расследованиям вплотную подключились члены группы, они перестали быть статистами и обрели плоть и кровь, их истории очень искусно были вплетены в расследуемые дела. И, мне показалось, что эта история более цельная, чем первый сезон, где над сценарием работала куча народу и иногда поступки персонажей в одной серии не всегда сочетались с их же делами в других.
В ролях: Тань Цзяньци /Я так скучаю по тебе, Я скучаю по тебе(фильм), Ты в безопасности, Под кожей, Придворная дама, Какая сегодня ночь, Бесконечная тоска в разлуке/ Актеру многое по плечу, сцена с воспроизведением постановки пекинской оперы сыграна шелеврально, кто там более сумасшедший Шэнь И или преступник, иногда было непонятно.
Цзинь Шицзя /Тяньцзиньская мистика 2, Дело об убийстве в башне Горизонт, Их имена, Когда-нибудь или однажды, Сердце, История, годы любви/ Хороший актер, но что в 1-м, так и во 2-м сезоне Тань Цяньци он не переиграл, может так и было задумано.
Чжу Цзяци, Чжан Байзя, Лу Яньци, Цинь Хай Лу, Сэ Кэинь, Чжэн Юньлун, Линь Байжуй и многие другие.
ОСТы великолепные, если кто-то из наших китаистов переведет, буду очень рада. Пару исполнил сам Тань Цзяньцы (Портрет, Идти вперед со светом) и остальные: Ван Юэсинь (Время имеет свет), Чжоу Яньчэнь (Водоворот), последний снимался в этой дораме.
Если кому интересно, то вот тут о первом сезоне:
А вот тут отдельно о всех произведениях искусства, упомянутых в первом сезоне(я разошлась, по моему, 25 мин Дзен дает на прочтение сего опуса, кому не жалко времени, могут прочитать).
#дорама #китай #под_кожей #Тань_Цзяньцы #Цзинь_Шицзя #детектив