Найти в Дзене
Журнал МУЗилка

40 лет назад. 8 хитов фестиваля «Песня-84»

Под Новый год «Журнал МУЗилка» традиционно совершает музыкальные экскурсы в прошлое, обращаясь к старожилу и завсегдатаю новогоднего эфира – фестивалю «Песня года», или просто «Песня», как он назвался в ХХ веке. Ориентируясь на его программы, мы вспоминаем памятные по сей день хиты, выход и обретение популярности которых отделяет от нас круглые даты. На очереди путешествие на 40 лет назад, на 14-й в истории телевизионный песенный фестиваль «Песня-84». Из обширной программы новогоднего концерта сорокалетней давности для подробного разговора я отобрал 8 произведений. В составлении подборки я опирался на узнаваемость хитов сквозь призму прошедших лет и на воспоминания свидетелей эпохи, чья молодость пришла на 80-е. Фестиваль «Песня» и «Песня года» как старейший музыкальный форум – это своего рода эстрадная летопись, отражающая свод популярных песен и исполнителей за конкретный период. Однако надо понимать, что фестиваль не в полной мере отражал «музыкальный ландшафт» эпохи. 1984 год – кан
Оглавление

Под Новый год «Журнал МУЗилка» традиционно совершает музыкальные экскурсы в прошлое, обращаясь к старожилу и завсегдатаю новогоднего эфира – фестивалю «Песня года», или просто «Песня», как он назвался в ХХ веке. Ориентируясь на его программы, мы вспоминаем памятные по сей день хиты, выход и обретение популярности которых отделяет от нас круглые даты.

На очереди путешествие на 40 лет назад, на 14-й в истории телевизионный песенный фестиваль «Песня-84». Из обширной программы новогоднего концерта сорокалетней давности для подробного разговора я отобрал 8 произведений. В составлении подборки я опирался на узнаваемость хитов сквозь призму прошедших лет и на воспоминания свидетелей эпохи, чья молодость пришла на 80-е.

Фестиваль «Песня» и «Песня года» как старейший музыкальный форум – это своего рода эстрадная летопись, отражающая свод популярных песен и исполнителей за конкретный период. Однако надо понимать, что фестиваль не в полной мере отражал «музыкальный ландшафт» эпохи. 1984 год – канун перестройки, время, когда, с одной стороны, песни на фестиваль отбирались всенародным зрительским голосованием, но, с другой, официальная эстрада ещё оставалась подконтрольна и подцензурна, в этом смысле не вполне отражала вкусы молодежи и прогрессивные веяния. «Песня года» на всех этапах своей истории слыла довольно «консервативным» фестивалем. На её сцене, как любят говорить, оставались «одни и те же лица». И всё же дух времени, как ни крути, прослеживается и в списке хитов и в именах исполнителей, представленных в программе «Песня-84».

В начале 80-х у фестиваля не было устоявшегося тандема ведущих, как в первые годы существования, когда фестиваль вели Анна Шилова и Игорь Кириллов, и в последующие годы. Пара Ангелины Вовк и Евгения Меньшова, ставшая неотъемлемой частью «Песни года» вплоть до 2007 года, «заступила на пост» в 1988, а до этого ведущие год от года менялись. «Песню-84» провела Элеонора Беляева в компании Юрия Филинова.

-2

«Страдание»

Муз. Я. Френкель, ст. М. Танич, исп. гр. «Верасы».

Авторский тандем композитора Яна Френкеля и поэта Михаила Танича сложился ещё в 60-е, в ту эпоху они создали хиты про Сахалин, текстильный городок и многие другие. В 1984 году на экраны вышел фильм Игоря Добролюбова «Белые росы», украшением которого стала песня этого же авторского союза:

«Уж я к ней и так и этак, со словами и без слов, обломал немало веток, наломал немало дров»,

- в фильме песня под названием «Страдания» звучит от лица героя Николая Караченцова, который за своих героев исполнял песни сам.

А на эстраде песню по горячим следам взял в репертуар белорусский вокально-инструментальный ансамбль «Верасы». Со сцены фестиваля «Песня-84» песня звучала в их исполнении.

Уходящий 2024 год был ознаменован 80-летием со дня рождения Николая Петровича Караченцова, на моём канале выходил материал о песнях из его репертуара. Этот хит в статью не вошел, программа фестиваля «Песня-84» дает возможность наверстать упущенное. Пользуясь случаем, прилагаю и оригинальное исполнение из фильма.

«Два белых снега»

Муз. Ю. Саульский, ст. Л. Завольнюк, исп. Т. Рузавина и С. Таюшев

Зимняя по сезону песня «Два белых снега» композитора Юрия Саульского на стихи Леонида Завальнюка у многих ассоциируется с супружеским дуэтом выходцев из ВИА «Надежда» - Татьяной Рузавиной и Сергеем Таюшевым. Именно в их варианте, прозвучавшем в программе фестиваля «Песня-84», песня стала хитом.

Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев
Татьяна Рузавина и Сергей Таюшев

К тому моменту она была уже более-менее известна и обросла несколькими вариантами исполнения.

Первое исполнение довольно неожиданно принадлежит группе «Машина времени». Казалось бы, зачем коллективу, имеющему кучу своих хитов, которые его участники пишут сами, «чужая» песня. Судя по всему, это связано с реалиями эпохи. К началу 80-х рок-группы начинают выходить из подполья и стремятся получить официальный статус. А для этого, по негласным правилам, нужно было обязательно иметь в репертуаре «песни советских композиторов», то есть членов соответствующего творческого союза, которыми рок-музыканты, естественно, не являлись. Так, в 1981 году «машинисты», готовя программу, и взяли в репертуар песню Саульского.

Однако вскоре, после всем известной публикации «Рагу из синей птицы», композицию у них забрали. Далее песня исполнялась группой Мелик-Пашаева, а также прозвучала в фильме «Повесть о молодых супругах». Фильм не сказать, чтобы очень известный, имена исполнителей песни в этой картине найти не удалось. Пели «Два белых снега» и малоизвестные коллективы, например, некий ВИА «Костер».

В конце-концов красивая баллада попала к Рузавиной и Таюшеву, и в их проникновенном исполнении полюбилась многим слушателям.

«Что знает о любви любовь»

Муз. А. Эшпай, ст. Е. Евтушенко. Исп. Л. Гурченко

Проникновенно-щемящим было выступление на «Песне года» Людмилы Марковны Гурченко. Звезда советского кино и эстрады в свойственной ей эмоциональной манере запела философские трагико-лирические, и в то же время светлые, стихи Евгения Евтушенко о всеобъемлющей силе любви. Музыку к песне «Что знает о любви любовь» написал Андрей Эшпай.

«Шахрисабз»

Муз. Ф. Закиров, ст. Е. Березяков. Исп. ВИА «Ялла».

В репертуаре представителей Узбекской ССР вокально-инструментального ансамбля «Ялла» широко популярными оказались песни, знакомящие слушателей с географией их родной республики.

По итогам 1982 на «Песне года» коллектив исполнял хит, который сразу звучит в памяти представителей разных поколений, стоит только произнести название ансамбля - «Три колодца». Так с узбекского переводится название города Учкудук, что и обыграл поэт Юрий Энтин в тексте хита, сделавшего закрытый городок известным на весь Союз.

Спустя два года ВИА «Ялла» со сцены фестиваля «Песня» вновь воспели узбекский город – на этот раз Шахрисабз, считающийся одним из древнейших поселений во всей Средней Азии. Стихи о нём написал поэт и публицист Евгений Березяков, чья судьба была неразрывно связана с Узбекистаном.

Он работал в разных городах союзной республики, прекрасно владел узбекским языком, некоторое время Евгений Ефимович занимал пост первого секретаря Шахрисабзского горкома партии, и вдохновился этим городом. Музыку к песне ВИА «Ялла» написал солист и лидер группы – Фарух Закиров.

«Снегири»

Муз и исп. Ю. Антонов, ст. М. Дудин.

Стихи почти сорокалетней давности, отразившие трагический росчерк Великой Отечественной войны, запел со сцены фестиваля Юрий Михайлович Антонов:

«Эта память опять от зари до зари беспокойно листает страницы, и мне снятся всю ночь на снегу снегири, в белом инее красные птицы»,

- так о погибших товарищах писал поэт-фронтовик из Ленинграда Михаил Дудин, снабдив стихи отсылками к реальным местам и событиям. «Вороньей горой», которая упоминается в тексте, называется холм в Ленинградской области, ставший местом ожесточенных боёв 1941 года.

Стихотворение «Снегири», вышедшей из-под пера поэта в победном 1945, посвящено однополчанину В. Жукову.

Песней стихи Дудина о «Снегирях» стали ещё в 1976 году, их положил на музыку Евгений Жарковский. Но гораздо известней стала более поздняя композиция Юрия Антонова в авторском исполнении.

Юрий Михайлович – ровесник победы. К стихам, написанным в год его рождения, он обратился в 1983.

«Оно давно мне нравилось. Тема войны для меня свята. Я родился в год великой Победы, рос в семье военнослужащего», - говорил Юрий Антонов о мотивах, побудивших положить на музыку эти стихи.

Впервые песня прозвучала в снятой на Беларусьфильме короткометражке «Неизвестная песня» в 1983 году. По итогам следующего года «Снегири» Антонов пел в новогоднем эфире «Песни-84».

«Ноктюрн»

Муз А. Бабаджаняна, ст. Р. Рождественский, исп. И. Кобзон

Поэт Роберт Рождественский, чья поэзия пронизывает разные эпохи советской эстрадной музыки, много соавторствовал с Арно Бабаджаняном. Целая вереница их совместных песен стали хитами в репертуаре Муслима Магомаева. Исполнял он и «Ноктюрн», песню, которая стоит несколько особняком в творческом наследии тандема Рождественский – Бабаджанян. Но первым исполнителем этого хита был Иосиф Кобзон, он и представил её на «Песне-84». Более того, именно Иосиф Давыдович инициировал создание этой песни.

К моменту проведения фестиваля «Песня-84» Арно Арутюновича Бабаджаняна уже не было на свете, композитор покинул этот мир в 1983. При его жизни «Ноктюрн» не был песней и существовал лишь в инструментальном варианте как пьеса для фортепиано с оркестром. Бабаджанян написал её в 1980 году и посвятил своей любимой и единственной супруге. Пьеса исполнялась им на концертах.

Кобзону мелодия настолько понравилась, что он попросил композитора сделать из него песню, обратившись к Рождественскому за текстом. Песенного будущего этой своей музыки композитор не видел и ответил певцу отказом.

Бабаджанян, Арно Арутюнович (1921-1983)
Бабаджанян, Арно Арутюнович (1921-1983)

Об этом рассказывал сын композитора:

«Однажды Кобзон сказал Бабаджаняну: «Слушай, Арно, давай попросим Роберта, пусть напишет стихи — я очень хочу исполнить эту песню». На что отец ответил: «Нет, эту вещь трогать не надо. Вот когда меня не будет, что хотите, то и делайте».

Именно так Кобзон и поступил. Когда Бабаджаняна не стало, певец сам пришел к Роберту Ивановичу и попросил его написать слова к ноктюрну. Зазвучав с проникновенными стихами Рождественского, песня, которую окрестили «гимном вечной любви», стала мемориальной по композитору Бабаджаняну. Вслед за Кобзоном песню своего ушедшего друга стал исполнять и Магомаев, и у многих слушателей песня ассоциируется с ним.

На «Песне-84» лирическая композиция «Ноктюрн», прозвучавшая во второй части программы, была далеко не единственной в исполнении Кобзона. Фестивали советской эпохи не обходились без патриотических и военных песен и хитов авторства Александры Пахмутовой. Обе эти тенденции сошлись в представленной Иосифом Давыдовичем знаменитой песне на стихи Михаила Львова «Поклонимся Великим тем годам». Также в его исполнении прозвучал «Довоенный Вальс» Павла Аэдоницкого и Феликса Лаубе.

«Затмение сердце»

Муз. Р. Паулс, ст. А. Вознесенский исп. В. Леонтьев

«Революционер» советской эстрады – так в начале карьеры называли Валерия Леонтьева. В эпоху, когда слово эпатаж ещё не было столь распространено в обиходе, он представал в довольно смелых образах, самостоятельно создавая себе сценические костюмы. На фестивале 1984 уже широко популярный артист был раскритикован как раз за внешний вид.

«Хотелось бы, чтобы во время исполнения песни «Затмение сердца» Леонтьев снял шарф»,

- такая фраза из официально протокола художественного совета цитируется в одном из материалов, посвященных «Песне-84».

Хит-лауреат – творение композитора Раймонда Паулса, с которым Леонтьев в те годы активно сотрудничал. Выпущенная в 1984 году пластинка Леонтьева «Диалог», куда как раз и вошла композиция «Затмение сердца» на стихи Андрея Вознесенского, полностью состоит из песен на музыку Раймонда Вальдемаровича.

О создании текста песни «Затмение сердца» вдова автора стихов Андрея Вознесенского, писательница Зоя Богуславская, упомянула в документальном фильме, посвященном собственному 100-летию, связав появление поэтического текста с историей их любви. В браке с Андреем Андреевичем они прожили 46 лет, душа в душу. По словам Богуславской, за почти полвека брака, они почти не ругались. Серьёзно поссорились всего два раза, как раз одна из таких ссор и побудила Андрея Андреевича на создание строк «Затмение сердце какое-то нашло».

«Расскажите, птицы»

Муз и сл. И. Николаев, исп. А. Пугачева

Говоря о «Песне-84», не обойтись без Аллы Пугачевой, более того, ею можно было занять половину подборки. Певица была на пике популярности, и в том году в финале фестиваля выступила аж с тремя композициями, которые через призму лет представляются равнозначными хитами её репертуара.

Две из них – авторства Игоря Николаева, тогда ещё молодого начинающего композитора, работавшего у Пугачевой в «Рецитале». В следующем 1985 оба хита-лауреата были изданы на «Мелодии» синглом с названием «Расскажите, птицы», который стал для композитора дебютной авторской пластинкой. К одноименной композиции Николаев написал и музыку, и слова.

Премьера композиции состоялась в декабре 1983 года. Она вошла в сборник Пугачевой, выпущенный в 1984-м в Швеции. А вот в СССР на больших, долгоиграющих пластинках не издавалась, что не помешало ей остаться хитом на долгие годы.

«По куплету всему свету вы раздайте песню эту»,

- песенные строки знакомы нескольким поколениям.

Другая песня Николаева, изданная на том же сингле и представленная на фестивале – «Айсберг», не меньший, а, может быть, даже и больший хит. Композицию часто называют первым большим хитом авторства Николаева. Сочинив мелодию, молодой композитор решил отправиться за текстом ни к кому-нибудь, а к многоопытному Михаилу Исаевичу Таничу. Поэт, в свою очередь, посетовав на молодость и неопытность, посоветовал начинающему автору поработать с его супругой. В результате появился хит, ставший знаковым для обоих. Подробную историю «Айсберга» я когда-то рассказывал на канале в материале-диптихе, посвященном хитам поэтессы Козловой.

В третий раз Пугачева появилась на сцене «Песни-84» под финал программы, запев: «Без меня тебе, любимый мой, земля мала, как остров». Написали этот хит авторы, с которыми Пугачева плотно и продуктивно работала, сформировав творческое трио: поэтом Ильей Резником и композитором Раймондом Паулсом.

Эпилог

Была на фестивале и ещё одна песня из репертуара Пугачевой, но пела её не она – а сам автор – композитор Никита Богословский.

С ним у Пугачевой были натянутые отношения и, казалось бы, этот автор совсем не свойственен для репертуара Аллы Борисовны.

Песню «Кукушка» на стихи Михаила Пляцковского Никита Владимирович решил предложить Пугачевой, руководствуясь принципом от противного, прислал её по почте в фирменном конверте с припиской «Попробуйте, мадам». Пугачева, в свою очередь, взяла да и включила её в репертуар «назло» автору. Выражаясь современным интернет-языком, при помощи этой песни композитор и певица «троллили» друг друга.

Версия Пугачевой с хулиганским «ку-ку» в припеве ввела Богословского в замешательство, вызвала противоречивую реакцию, он то хватил её, то ругал, заявил, что это уже совсем не та песня. Композитор потребовал, чтобы на «Песне-84» Пугачева выступала с любой другой песней, только не с его «Кукушкой». Алле Борисовне, мягко говоря, было, что петь. А Богословский в рамках того же фестиваля представил публике своё авторское видение того, как должна звучать его композиция. Эту историю я когда-то уже рассказывал на своем канале.

Не так давно у меня выходил материал о популярном в 80-х трио «Меридиан», которые выступали на «Песне-84» с хитом «Любовь, не покидай меня». Написал её постоянный автор репертуара и руководитель коллектива Микаэл Таривердиев на стихи Пабло Неруды в переводе В. Лазарева.

Можно вспомнить её много переносящих в то время памятных песен с фестиваля 1984. На нём также выступали София Ротару с 2-мя композициями, Евгений Мартынов, Эдуард Хиль, Валентина Толкунова, Лев Лещенко и многие другие очевидные и не очень для того времени артисты. Всего в обзоре не уместишь.

Материал создан в развлекательных целях на базе информации из открытых источников.
Спасибо, что дочитали до конца буду рад вашим лайкам и подпискам на канал. Слушайте любимые песни разных лет и помните, что разговоры о музыке всегда субъективны.


Читайте также: