Найти в Дзене

Папа и мама, какие они?

Громкий, требовательный звонок во входную дверь.

- Откроет кто-нибудь или нет! – кричит мама с кухни, – у меня руки грязные!

Ни ответа нет, ни действия, зато есть ещё один продолжительный звонок.

И бежит мама с кухни в коридор, на ходу вытирая руки о фартук.

- Пускать что ли нас не хотите? – громогласный звук голоса дяди Фёдора заставил подняться папу с дивана, а Маню и Ваню выглянуть из своих комнат.

- Задремал немножко, – извиняющимся тоном объясняет папа, здороваясь и обнимая свою сестру.

- Ну конечно, не слышат ни звонок, ни меня, оба в наушниках, – ворчит мама на своих детей, а Маня и Ваня, осознав, что к ним в гости приехали родные и обожаемые дядя Фёдор и тетя Ань, кинулись наперегонки здороваться и обниматься.

- Как давно не виделись! - Сестра папы с мужем – нечастые гости, живут в деревне в соседней области, своё хозяйство, да и современные средства связи спасают при желании обменяться новостями.

Причиной же вторжения стала просто кошмарная ситуация в семье брата: отношения плохие между супругами – это полбеды, но дети! Недавнее общение с ними по телефону вкупе с рассказами их родителей нарисовало ужасную картину: из чудесных, умненьких и активных созданий Маня и Ваня превратились в заторможенных и безразличных зомби, живущих в своём виртуальном мире и обречённых на угасание в нём.

- «Да, всё плохо, - наконец-то призналась в последнем телефонном разговоре мама Мани и Вани, - не знаем, что делать с ними, особенно что-то страшное творится с Маней, она с этим своим аниме, совсем от рук отбилась, очень нужна помощь».

И стала Анна собираться в дорогу.

- «Я просто обязана попробовать достучаться до них, я не могу больше оставаться в стороне от этой катастрофы!» - Сестра папы, Анна Викторовна, или тётя Ань, как её называли дети, была опытным практикующим психологом и понимала, что без профессиональной помощи их родственникам не обойтись!

- «Нет пророка в своём отечестве, - комментировал происходящее Фёдор, её супруг. - Тебе будет нелегко, я поеду с тобой. - У него тоже болела душа за Маню, Ваню и их родителей.»

- «У тебя есть уже какой-то план, знаешь с чего начать? – Фёдор по дороге узнавал подробности предстоящих событий.»

- «Конечно! Мне отлично понятна суть происходящего: виновники данной трагедии не кто иные, как родители! А значит и исправить ситуацию без родителей не получится. Следовательно, как приедем, сразу будем разговаривать с ними.»

- «Хорошо, что твой брат любит тебя и уважает, как специалиста в своей области, это должно помочь тебе в общении с ним, - уверенный тон мужа не оставлял и тени сомнения, что жена сможет решить все проблемы.»

И вот, эмоции от личной встречи потихоньку улеглись вместе с ужином и чаем, дети опять разошлись по своим комнатам, а взрослым предстоял важный и серьёзный разговор.

- Кто такой ПАПА? Что он для ребёнка? – Задала вопрос Анна Викторовна, и, поскольку все молчали, продолжила, – папа - это олицетворение силы и опоры.

Когда дети маленькие, папе совсем несложно быть самым сильным, самым смелым, надёжным, защищающим от всего и всезнающим. Так было и у вас в семье: Маня и Ваня видели рядом с собой сильного, умного и помогающего папу, верили и доверяли ему всем своим существом.

- Да, это точно, было прекрасное время, мы жили дружно и весело, - вставила своё слово мама, а папа тяжело вздохнул, подтверждая мамино воспоминание.

- Дети растут, набираются знаний и опыта, - продолжала сестра-психолог, - и требования к этим всем качествам повышаются. Понятно, чтобы оставаться таким же незыблемым авторитетом во всех вопросах, папа также должен расти, то есть развиваться.

Ты когда последний раз плавал, катался на велосипеде или на лыжах с детьми? Помнишь? – Вопрошает сестра брата. - Насколько хороша твоя физическая форма, и как с этим обстоят дела у Мани и Вани?

- Я Ваню отдал в отличную спортивную секцию и постоянно напоминаю обоим о пользе зарядки и физических упражнений, - начал было отвечать папа, но понял бесполезность этих действий в свете вопросов сестры.

- Ты хотя бы понимаешь, почему Ваня бросил эту спортивную секцию?

Вопрос повис в воздухе. После небольшой паузы, Анна продолжала доводить свою мысль до логического вывода:

- Быть сильным физически – это только малая часть общего развития папы параллельно с развитием детей и на шаг впереди них.

Ведь дети, в свою очередь, из года в год интересуются всё более серьёзными вещами, требующими глубокие знания в тех или иных вопросах, а также более критично прислушиваются к советам, замечая любые несоответствия в разговорах.

Скажи мне, мой брат, как давно ты перестал объяснять непонятное, грамотно и искренне отвечать на вопросы Мани и Вани? Не можешь вспомнить? Может такого никогда и не было?

Сколько уже времени Маня не следует твоим советам или она вообще прекратила обращаться к тебе за помощью?

В курсе ли ты Ваниных проблем в школе и насколько контролируешь его взросление как мужчины? Даже не думал об этом?

Вопросы сестры-психолога оставались без ответа, а по выражению лица и позе она отлично понимала, что её брат пробует дать ответ самому себе, но у него это плохо получается.

- В общем, папа – это быть со своими детьми, жить в детях! - Резюмировала сестра-психолог что такое папа.

- Но ведь у меня времени на всё не хватает, я работаю, устаю, – наконец-то выдавил из себя папа хоть какое-то, на его взгляд, оправдание.

- Давай посмотрим правде в глаза – ты просто не справился со своей ролью отца – это факт, подтверждённый действительностью.

- Как это связано? – Мама тоже не могла до конца осознать причину-следствие.

- Всё очень просто. У детей как бы уплывает из-под ног опора, они теряют силу, не понимают, что происходит и чувствуют себя обманутыми. Подсознание Мани кричит: «вот был в моей жизни папа, а сейчас я его не чувствую, где он?». Ванино ему вторит: «Папа же мне обещал быть со мной, и обманул?»

Анна увидела по реакции брата, что слова её он услышал и осознал. Она продолжала:

- И неважно, куда папа самоустранился: поменял местожительство или просто прилип к дивану, ощущения у Мани и Вани одинаковые и однозначные - их предали, обманули и бросили на произвол судьбы. - И опять в точку, брат схватился руками за голову и удручённо молчал, сказать ему пока было нечего.

- У мамы же в семье с рождением детей главными задачами по отношению к ним являются жизнеобеспечивающие функции: кормить, поить, одевать, купать, убирать, гулять и т.п. - Перевела нить разговора Анна Викторовна на маму.

- Да уж - согласилась мама, - помню: целыми днями крутишься как белка в колесе, о себе забываешь, вся в заботах о детях. Они у меня всегда были в полном порядке.

- Совершенно верно, твой уход за детьми мне всегда казался идеальным, и я старалась даже в чём-то брать с тебя пример, поэтому и Маня с Ваней росли такими милыми, красивыми, здоровенькими и активными. В общем, образцовыми детьми, как с картинки.

Данные заботы потихоньку уменьшаются и исчезают, ребята взрослеют и уже могут сами о себе в бытовых вопросах позаботиться, правильно?

- Да, – согласилась мама, пока для неё всё было понятно и приятно.

- Поэтому, здесь функция мамы уменьшается, и на первый план выходит Мама как женщина: для дочери – образец для подражания, для сына же – пример будущей супруги.

- Уж как женщина, я всегда была на высоте! - С гордостью замечает мама, - за собой ухаживаю, наряжаться люблю, каблуки вон какие, комплементы со всех сторон летят!

- С этим никто не спорит, - чуть улыбаясь, продолжает сестра-психолог, - но именно женщиной можно быть только с мужчиной. А поскольку настоящий мужчина у детей ассоциируется всегда с папой, значит и авторитет как женщина мама может заслужить только являясь папиной женщиной. - Такой поворот, совершенно логичный, заставил всех на минуту задуматься и переварить услышанное.

- Давайте вспомним что ваши дети чаще слышали: выяснение отношений или страстные (может нежные) фразы? – психолог направляла русло разговора в сторону восприятия детьми отношений родителей.

- Что они наблюдали чаще: картину вы в разных комнатах и не общаетесь или, заигрывая друг с другом, вместе делаете дела? Сколько раз Маня убегала в свою комнату, когда слышала мамино обвинение, что папа опять врёт? – Все озвученные ситуации вставали перед глазами родителей в другом свете. Почему же они в эти моменты совершенно не обращали внимание на детей?

- Что обычно наблюдали дети, когда мама встречала папу с работы: трепетные объятия с многообещающими взглядами или обиженную мину и брошенные несколько фраз сквозь зубы?

- Но ведь он действительно меня обманывал и даже не чувствовал себя виноватым! – Разгорячилась мама. Её обида на папу из-за его поведения не давала ей покоя. – Я не могла больше терпеть его предательство и даже поднимала вопрос о разводе! – Мама пока не понимала, в чём же действительно была её ошибка, и при чём здесь ситуация с детьми.

- Теперь мне понятно, почему мне тогда позвонил Ваня и спросил: действительно ли мама с папой их любят? Может ли быть такое, что они разведутся, и что тогда делать им. Ещё он добавил, что успокаивал по этому поводу Маню, и смог убедить её, что такое невозможно, но сам находится в смешанных чувствах и решил мне позвонить. Значит, это правда, что мама предлагает папе развод? Получается, всё ещё хуже, чем я представляла.

- Ты так говоришь, как будто только я виновата в наших с мужем отношениях. Разве не я - жертва его обмана? - Мама продолжала обвинять папу, и сестра-психолог решила вернуться к самой сути вопроса.

- До ваших отношений, если эта необходимость останется, мы дойдём после. Сейчас речь идёт о ваших детях, а именно что выдаёт им подсознание, и какие последствия получаются.

А подсознание выдаёт следующее: если мама не может быть желанной для папы (папа уходит из семьи, или у родителей просто плохие отношения), и ребёнок это видит, чувствует и пропускает через себя, внутренний голос кричит: «мама, мамочка! Ты же обещала, что “всё будет хорошо”», а подсознание отвечает: «мама меня обманула в самом главном, она не смогла выполнить свою роль хранительницы домашнего очага».

Результат данного вывода: мама теряет авторитет как женщина в глазах детей.

А сама мама, почувствовав это своё шаткое положение (а подсознание мамы согласно с детскими выводами: ведь и правда крепкой семьи нет), самоустраняется от полного присутствия в жизни своих детей.

Психолог сделала паузу, наблюдая насколько в полной мере дошло услышанное, и, судя по удивлённому взгляду мамы, решила повторить:

- Вот в чём глобальный обман, следим за цепочкой взаимосвязей: нереализованность как женщины, потеря мужчины – папы своих детей, потеря авторитета у детей, самоустранение из их жизни, глубокая психотравма детей.

- Ещё раз заглянем в подсознание ребят, – психолог поняла, что настал момент, когда надо не стесняться уже в выражениях и называть вещи своими именами. - С пьедестала падает любимая и дорогая мамочка, которая для них, а особенно для дочери, превращается в полную дуру, растяпу, по факту – неудачницу, не живущую, а медленно умирающую. - Воцарилось гробовое молчание, в котором, судя по всхлипываниям, до мамы стал доходить порядок вещей и весь ужас нанесённого ею урона детям.

- Итак, наблюдаем следующую общую картину – продолжала Анна, понимая, что родители готовы вместе с ней осознать, откуда возникла большая проблема у Мани и Вани. - Дети видят, как родители не живут, они потихоньку умирают. А связь с родителями у детей ой какая прочная! И у детей включается протест: они не хотят умирать, ведь им ещё так мало лет! И не хотят так жить, как родители, пассивно деградируя. У них назло просыпается активность, сопротивление. Это срабатывает природный защитный механизм, который подсказывает самый простой выход: нет родителей, нет проблем, то есть, уйти из этой реальности в любую другую, виртуальную, каждый в свою или вместе в одну, но подальше от этой ужасной домашней атмосферы.

Вот примерно таким образом Маня оказалась погружённая в аниме, а Ваня, бросив спортивные занятия, играет целыми днями на компьютере, - резюмировала свою речь сестра-психолог.

Все молчали.

Папа потихоньку осознавал, насколько ему дороги Маня и Ваня, не понимал, как он мог от них так отстраниться в последнее время, но чётко знал, что не хочет окончательно разрушить свою семью. Он будет бороться и возвращать доверие своих детей.

Мама просто была сильно ошарашена получившейся картиной, у неё перед глазами так и стояли два гробика и плачущие сироты Маня и Ваня. Но что делать дальше она пока не понимала. «Хорошо, что у нас есть свой психолог в семье», - подумала она и немного успокоилась.

«Сейчас всё будет зависеть от родителей», - мысленно прокручивала ход состоявшегося разговора папина сестра и определяла какие варианты выхода существуют.

Первым заговорил папа:

- Хоть и были моменты в твоей речи, когда мне хотелось возразить, но в целом, я думаю, ты права. И хватит уже вспоминать что было, давай практически смотреть на ситуацию и исправлять её. Я готов действовать в интересах Мани и Вани, я понимаю, что надо наладить с ними контакт, осознаю, что это далеко не просто. Поэтому, постараюсь слушаться твоих советов и рекомендаций, как опытного специалиста. – Было видно, что эти слова папе даются с большим трудом, признаться самому себе, и потом вслух, что был неправ – это всегда душевная работа, а для папы Мани и Вани она была ещё и непривычная.

- Я тоже готова следовать твоим указаниям, но, честно, совсем не понимаю, что я могу сделать, - добавила мама к папиным словам.

- Прежде всего, перед тем как лезть с чем-то к Мане и Ване, необходима своя внутренняя работа. Ваша жизнь теперь кардинально должна поменяться, так как приоритеты расставляем чётко: дети и семья на первом месте. И не для галочки и только на словах, а реально на деле это показываем. Это правдиво не получится, пока внутри каждого из вас не установятся новые ценности. Вы оба должны пересмотреть свою жизнь и определить действительно, что для вас ценно, что вы никогда и ни за что не согласитесь отдать. Если у самих не будет получаться, я всегда на связи.

Мама и папа слушали внимательно совершенно новые для себя задания и очень старались понять, что же от них в итоге требуется.

- И самое главное – перестать врать Мане и Ване, от слова совсем. Нет больше таких тем в вашей жизни, где требуется обмануть или уклониться от ответа детей! - А этот постулат сестре-психологу хотелось вбить в головы родителей тяжёлой кувалдой, чтобы каждое слово, каждое действие проходило через него.

- Но как воспримут дети сейчас наше изменившееся поведение? - Мамин вопрос выражал всю трудность начала выхода из ситуации.

- Всё верно, скорее всего, дети сразу не поведутся, не поверят, страх опять быть обманутым их остановит. Но ваши действия и меняющаяся при этом реальность в итоге пересилят недоверие, и в этот момент вы почувствуете, что находитесь на верном пути.

Умела сестра вселить уверенность и ответить на любой вопрос.

- А пока вы анализируете полученную информацию, работаете над собой и разбираетесь со своими планами на жизнь с учётом новых приоритетов и ценностей, я, чтобы не терять время и хоть как-то контролировать ситуацию, попробую поговорить с Маней и Ваней».

Продолжение следует…