Каждый народ силен своими традициями, которые часто бывают непонятными для жителей других регионов. Киргизы не исключение. Если вам интересно узнать почему юрта стоит дороже авто, а хвост барана — это уважение, то для вас эти 10 удивительных обычаев Кыргызстана.
1. Юрта для покойника
Эта традиция жива до сих пор. Когда кто-то из семьи уходит в мир иной, родные строят рядом с домом особую юрту. В ней 2 дня и 3 ночи находится усопший, чтобы с ним могли попрощаться все, кто захочет. Все это время с телом находятся родные.
Юрта — это синоним жизни для киргиза. И чтобы ему на том свете жилось хорошо, надо его достойно проводить. Юрта для прощания — самое малое, что могут сделать родные. Поэтому даже сейчас в столице среди многоэтажек можно иногда наблюдать такие юрты. И никто не возмущается, так как это старинный обычай.
2. Ала-качуу
Несмотря на все усилия властей в Киргизии до сих пор существует обычай похищения невесты. Раньше считалось, что только правильно украденная невеста сможет составить счастье правильному мужчине. Когда-то девушек увозили из родительского дома на лошади, теперь это часто делает на автомобиле.
Сегодня традиция ала-качуу официально запрещена, а всех ослушников ждет наказание. Но участь 15 000 девушек каждый год предрешена — их все равно украдут. Проблема в том, что сбежать потенциальная невеста не может, ее хорошо стерегут. Рано или поздно, она все равно обязана выйти замуж за похитителя. А если старшая женщина в семье жениха надела похищенной девушке на голову белый платок, она официально становится невестой.
У девушки есть только одна возможность сбежать из дома похитителя до надевания платка — перешагнуть через его мать в буквальном смысле. Чтобы девушка не сбежала мама или бабушка жениха ложатся на пороге и переступить через них означает для девушки позор.
3. Юрта дороже авто, а дача из контейнера
Киргизы — загадочный народ. Их традиционная юрта боз-уй недавно была причислена ЮНЕСКО к всемирному наследию. Возможно, поэтому, сделать юрту или купить ее сегодня по карману не каждому киргизу.
Цена на самую дешевую юрту начинается от 90 000 рублей, а верхнего предела не существует. Можно найти жилище и за 15 000 и за 20 000 долларов. Все зависит от размера боз-уй, материалов и украшений.
Кстати, сегодня юрты используются как в качестве жилья, так и при перегоне скота, а также как мобильные магазины в сельской местности, избирательные участки и передвижные медпункты.
А вот в качестве дачного домика что киргизы, что казахи используют готовые морские контейнеры. Они стоят гораздо дешевле юрты или дачного домика, поэтому местные покупают 1 — 3 контейнера, прорезают окна, делают дверь и ставят в нужном месте.
4. Стол на полу
Современной мебели в традиционных юртах кочевников нет. Стола, за которым едят, у киргизов тоже нет. Еда раскладывается на полу, точнее на расстеленном покрывале, либо ставят низкие платформы, имитирующие стол.
Если учесть, что сидеть за таким столом надо по-турецки, или вообще на корточках, то после часа застолья непривычных туристов приходится поднимать поддерживая за белы руки, настолько затекают у них ноги.
5. Баран это не только ценное руно
Но и килограмм 25 — 30 вкуснейшего мяса. А еще жир и субпродукты, которые тоже идут в дело. Баранов в Киргизии едят на особо важные празднества. Но самое интересное начинается за столом — гостям подают куски мяса согласно их статусу.
Например, голову предлагают самому почетному и уважаемому гостю. Старейшине достается тазовая кость. Почетная гостья получает хвост.
Тот, кто получил баранью голову может распорядиться ею по своему усмотрению, поделившись с другими. Но сначала ему нужно вынуть глаза, разрезать их пополам и предложить тому, кого хотел бы чаще видеть.
Левое ухо достается хозяину дома, правое — его детям. А нёбо презентуется молодой девушке.
6. Без омена нельзя
Традиция произносить «омен» пришла к киргизам от мусульман. Когда-то давно в прошлом это был религиозный обряд, нечто вроде католической молитвы-благодарения Всевышнего за посланный обед. Омен произносили как перед принятием пищи, так и после обеда, перед тем, как встать из-за стола.
Сегодня это скорее дань традиции, чем религия. И все же, ее соблюдают. Например, омен говорят за столом, после того, как почетный гость произнес речь-напутствие для присутствующих. После омена еду со стола брать нельзя. Но не волнуйтесь, киргизские застолья обычно длятся не меньше часа, а то и двух, поэтому голодными не уйдете.
7. Калым
Сумма денег, которую обязан выплатить семье невесты жених, или его родные. Так сказать, отступные в честь передачи дочери в чужой дом. А когда-то в счет калыма засчитывали и скот: лошадей, коров, овец.
8. Корундук — смотрим не бесплатно
Раньше родных и друзей приглашали на смотрины, когда рождался ребенок, или в дом покупалась ценная вещь. Сегодня многие просто отправляют друзьям и родным фото малыша, купленного автомобиля, полученного диплома о высшем образовании и прикрепляют номер карточки. А те, кто увидит фото и порадуется за счастливца, должен отправить взамен небольшую сумму денег.
Эта сумма денег и называется корундук. Мне лично нравится этот обычай, вот бы нам перенять. А то как не выложишь фото, сразу набегают критики. Лучше бы по 100 рублей скинулись.
9. Тушоо кесуу
Волнительный и яркий праздник тушоо кесуу символизирует тот радостный момент в семье, когда маленький ребенок учится делать свой первый шаг. Для этого собираются родные и близкие друзья и проводят необычный ритуал.
Ребенку не туго связывают ножки черной шерстяной ниткой — «путами». Нитка обозначает жизненные трудности и удачу, с которыми сталкивается каждый человек. Малыша держат за руки бабушки, а рядом стоят аксакалы.
В это же время устраивают шуточные забеги для детей и подростков. Тот ребенок, который прибежит первым, должен разрезать путы ножиком, а потом взять ребенка за руки и сделать с ним несколько шагов. При этом говоря, что малыш обязательно станет таким же быстрым и ловким победителем в жизни. Все детям раздают сладости, поэтому они очень любят этот праздник.
10. Суйунчу
Для нас это непонятно, а вот киргизы всегда так делают. Суйунчу — это приятный рассказ о каком-нибудь радостном событии. После которого рассказчику дарят небольшой подарок.