Найти в Дзене
AESLIB

Он за час «решил вопрос», артисты переехали в хорошую гостиницу

Дороги были перекрыты, по ним в Москву шли настоящие, а не бутафорские танки. Патрульный узнал его и махнул рукой: проезжайте! Этот актёр снялся в 130-ти полнометражных фильмах, в 6 сериалах, в 12-ти киножурналах «Фитиль» в 11-ти «Ералашах», 15 фильмов поставил сам. Он одинаково хорошо играл бригадиров, лесорубов, колхозников и бандитов. По актёрскому амплуа Михаил Кокшенов – простак, всегда смешной недотёпа и простофиля, недалёкий увалень, грубоватый растяпа, комичный дурень, наивный добряк. Однако Кокшенов в кино кардинально отличался от самого себя в жизни: это были два совершенно разных человека, что говорит о высоком уровне актёрского мастерства, ведь играть самого себя проще, чем кого-то другого. Булат Окуджава говорил, что Кокшенов – хорошо замаскировавшийся интеллигент. Леонид Гайдай, показывая пальцем на Кокшенова, утверждал, что для того, чтобы сыграть дурака, надо быть очень умным. Родился Михаил 16 сентября 1936 года в Москве. Его родителей перевели в столицу с Дальнего Вос
Оглавление
Дороги были перекрыты, по ним в Москву шли настоящие, а не бутафорские танки. Патрульный узнал его и махнул рукой: проезжайте!

Не такой он дурак, как кажется

Этот актёр снялся в 130-ти полнометражных фильмах, в 6 сериалах, в 12-ти киножурналах «Фитиль» в 11-ти «Ералашах», 15 фильмов поставил сам. Он одинаково хорошо играл бригадиров, лесорубов, колхозников и бандитов. По актёрскому амплуа Михаил Кокшенов – простак, всегда смешной недотёпа и простофиля, недалёкий увалень, грубоватый растяпа, комичный дурень, наивный добряк. Однако Кокшенов в кино кардинально отличался от самого себя в жизни: это были два совершенно разных человека, что говорит о высоком уровне актёрского мастерства, ведь играть самого себя проще, чем кого-то другого. Булат Окуджава говорил, что Кокшенов – хорошо замаскировавшийся интеллигент. Леонид Гайдай, показывая пальцем на Кокшенова, утверждал, что для того, чтобы сыграть дурака, надо быть очень умным.

Детство

Родился Михаил 16 сентября 1936 года в Москве. Его родителей перевели в столицу с Дальнего Востока, где отец Михаил Михайлович работал горным инженером, возглавлял крупный металлургический комбинат в Приморье. В 1937-м в Москве отца арестовали и вскоре расстреляли. Мама больше замуж так и не вышла. Когда началась война, мама, Галина Васильевна работала санитаркой в 1-м мединституте, а 5-летний Миша находился на попечении бабушки Нины Васильевны. Детство Миши прошло на улице, отъявленной шпаной он не был, но привязать для смеха к кошкиному хвосту пустую консервную банку, нечаянно разбить стекло в соседском окне – это запросто, ведь режиссёр «Ералаша» «бразильскую систему» тогда ещё не придумал. Маму частенько вызывали в школу и в детскую комнату милиции. Учился Миша плохо и неохотно: в пятом классе с пятью двойками в годовом табеле его оставили на второй год. По мнению Кокшенова, это был лучший показатель успеваемости в школе № 9 в Хвостовском переулке.

Геологоразведочное отделение индустриального техникума

После школы Кокшенов хотел по примеру деда Василия Борисовича стать моряком, но ближайшая мореходка была в Ленинграде, и мама не отпустила. Тогда он решил поступить в речной техникум, ведь все реки всё равно впадают в моря, но туда его не взяли. Делать было нечего, пришлось идти по стопам отца, и Михаил поступил на геологоразведочное отделение индустриального техникума, окончив который в 1957 году, получил распределение в «Главнефтерудпром» в Смоленске. И в техникуме, и в Смоленске была художественная самодеятельность, драматические кружки, Михаилу там понравилось, а геологоразведка из-за постоянных разъездов, бытовой неустроенности и каждодневных пьянок с коллегами от скуки быстро надоела, он решил стать актёром и поступить в театральное училище.

Щукинское училищ

С первого раза в Щукинское училище при театре им. Евгения Вахтангова Кокшенова не взяли, и он снова стал геологом: уехал в Бижеляк Челябинской области на озера Акакуль и Улагач. Пили там ничуть не меньше, но досуг был немного разнообразнее: ловили рыбу, а то, что не съели выбрасывали в озеро, и приходили толпы раков. Их ловили, ели, а остатки снова выбрасывали в реку. В общем, круговорот и практически безотходное производство.

Через год Михаил, чтобы не пойти в армию, подал документы в горный институт, но экзамены с треском провалил, и со второго раза поступил в «Щуку». В училище нужно было раз-два в год показывать работы, которые сами поставили. Для своих показов Михаил миниатюры писал сам, но в своём авторстве не сознавался, говорил, что эти «вирши» принадлежат перу известных авторов, например, Николаю Лескову. В конце 60-х в период расцвета «Литературной газеты» и её клуба «12 стульев» там, наряду с Михаилом Жванецким, Аркадием Аркановым, Григорием Гориным, Семёном Альтовым, Лионом Измайловым, Александром Ивановым и другими советскими сатириками и юмористами, публиковались короткие смешные рассказы и зарисовки Кокшенова. Через много лет Кокшенов начал писать киносценарии, и по каждому он лично снял комедию.

Театр

Ещё участь в Щукинском училище, Кокшенов понял, насколько важен костюм для артиста и для мужчины, поэтому одежду для себя он подбирал тщательно, как для сцены, так и для жизни. После окончания в 1963-м году «Щуки», Кокшенова по рекомендации Народного артиста СССР Николая Охлопкова, возглавлявшего театр последний год, распределили в труппу театра им. Маяковского, где он прослужил положенные по закону три года. По словам самого Кокшёнова, за это время он прошёл в театре большой путь от четвёртого ворона без реплик до главного ворона, который мог даже каркнуть во всё воронье горло, хотя, конечно, были и более значительные роли. Когда стало можно, Михаил ушёл в театр миниатюр к Владимиру Полякову, написавшему вместе с Борисом Ласкиным сценарий для «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Ещё до Михаила Жванцкого миниатюры Полякова исполнял Аркадий Райкин, а в театре в разное время играли Марк Захаров, Зиновий Высоковский, Рудольф Рудин, Владимир Высоцкий и другие прекрасные актёры. Через несколько лет Кокшенов перешёл в Театр-студию киноактёра, где числился до 2010 года, но в репетициях и постановках не участвовал.

Дебют в кино

В кино Кокшенов начал сниматься ещё во время учёбы в «Щуке». Это было строго запрещено, но если нельзя, но очень хочется, то директор Борис Захава разрешал. В 1957 году на экраны вышел фильм Александра Зархи «Высота» с Николаем Рыбниковым и Инной Макаровой, где Кокшенов сыграл безымянного комсомольца, но роль была такая маленькая, что в титрах его не указали. Через четыре года на съёмках «Девчат» Юрия Чулюкина, в котором снова был Рыбников, Кокшенов чуть не лопнул, выпив в столовой девять стаканов воды из графина, но в титры снова не попал. Почти через четверть века история с водой повторилась на съёмках картины Геральда Бежанова «Самая обаятельная и привлекательная». Кокшенов был уже известным актёром, а его герой обаятельный простак Лёха Пряхин должен был выпить стакан газированной воды без сиропа из автомата – такие автоматы стояли практически в каждом учреждении, и газировка в них была без сиропа и бесплатная. Партнёры Михаила в сцене известные хохмачи Александр Ширвиндт и Леонид Куравлёв нарочно запарывали дубли, и Кокшенов выпил 8 стаканов.

"Девчата" (1961)
"Девчата" (1961)
"Коллеги" (1962)
"Коллеги" (1962)
"Таёжный десант" (1965)
"Таёжный десант" (1965)

После «Девчат» были «Коллеги» Алексея Сахарова по Василию Аксёнову и «Увольнение на берег» Всеволода Миронера, где снова места в титрах для Кокшенова не нашлось.

"В огне брода нет" (1967)
"В огне брода нет" (1967)
"Самая обаятельная и привлекательная" (1985)
"Самая обаятельная и привлекательная" (1985)

«Женя, Женечка и Катюша»

В 1964-м 30-летний режиссёр Алексей Салтыков, имевший уже за плечами прекрасный фильм «Друг мой, Колька!» снял картину «Председатель», которую зрители признали лучшей в 1965 году. Кокшенов играл там довольно заметную роль Миши Костырева, и его стали узнавать на улицах и в транспорте. Но исключительное место в жизни Кокшенова заняла лирическая военная полукомедия, полудрама «Женя, Женечка и Катюша», поставленная в 1967 году Владимиром Мотылём по их совместному с Булатом Окуджавой сценарию. Кокшенов играл огромного, туповатого, малограмотного и скупого ефрейтора Захара Косых, который вечно гнобил интеллигентного худенького рядового Женю Колышкина в исполнении Олега Даля – Мотыль специально подбирал актёров, чтобы они даже внешне были полными антиподами. Дуэт получился замечательный. Снимали картину в Калининграде, бывшем Кёнигсберге. Кое-какие сцены и реплики Кокшенов и Даль придумывали сами, приносили Мотылю и Окуджаве. Что-то они брали, что-то отвергали.

"Женя, Женечка и "катюша"" (1967)
"Женя, Женечка и "катюша"" (1967)

«Хозяин тайги»

В те времена в моду вошли «качалки», и Кокшенов, и без того мужчина не маленький, стал завсегдатаем этих заведений. Благодаря рельефной мускулатуре Владимира Назарова пригласил его на роль сплавщика Коли Ипатова в детектив «Хозяин тайги» с Валерием Золотухиным и Владимиром Высоцким. Снимали картину в Красноярском крае на притоке Енисея реке Мана. Во время съёмок эпизода, когда Ипатов падает с брёвен в ледяную воду Енисея, Кокшенов нарушил технику безопасности и едва не утонул, а потом ещё получил нагоняй от костюмера за сгинувшие в водной пучине резиновые сапоги.

"Хозяин тайги" (1968)
"Хозяин тайги" (1968)

«Адъютант его превосходительства»

Когда предлагали, Кокшенов доказывал, что он может играть не только простаков, что он актёр глубокий и разносторонний. В 1970 году по Центральному телевидению с огромным успехом прошёл 5-серийный героический фильм Евгения Ташкова «Адъютант его превосходительства». Кокшенов и Виктор Павлов играли двух членов банды батьки Ангела – Павло и Мирона Осадчего, влюблённых в Оксану, которую играла Людмила Чурсина. Павло и Мирон мучались, страдали, ревновали, и все эти муки любви Кокшенов и Павлов прекрасно сыграли в коротеньком эпизоде. Мирону Осадчему повезло больше: он выжил и пришёл к Оксане, застрелив перед этим раненого Павло.

"Адъютант его превосходительства" (1969)
"Адъютант его превосходительства" (1969)
"О друзьях-товарищах" (1970)
"О друзьях-товарищах" (1970)
"Даурия" (1971)
"Даурия" (1971)

«Где находится нофелет?»

Но такие подарки судьбы были большой редкостью: Кокшенов чаще всего играл в эпизодах, когда больших, когда поменьше, но и в них он проявлял характер, всегда умел настоять на своём. На съёмках небольшого эпизода в фильме Бежанова «Где находится нофелет?» Кокшенов, игравший водителя троллейбуса, должен был курить в кабине, но Кокшенов наотрез отказался – после окончания карьеры геолога он вообще в жизни больше не курил и не пил – и режиссёр Геральд Бежанов был вынужден согласиться.

"Вечный зов" (1973-1983)
"Вечный зов" (1973-1983)
"Где находится нофелет?" (1987)
"Где находится нофелет?" (1987)

«Не может быть!»

Новая волна славы накрыла Кокшёнова в 1975 году: на него обратил внимание известный комедиограф Леонид Гайдай. Причём, увидел он фото не в картотеке «Мосфильма», где молодой дипломированный актёр был зарегистрирован, а в газетном киоске «Союзпечать»: фотографии советских артистов были в то время очень популярны, их покупали, коллекционировали и менялись ими. Цветное фото стоило 8 копеек, а чёрно-белое – 4. Сначала Гайдай остановил свой взор не на лице Кокшенова, а на его моднейшем синем блейзере, и пригласил его на роль неудачливого и смешного любовника в картину «Не может быть!» по произведениям Михаила Зощенко. На этой картине Кокшенов снова встретил Олега Даля, и у них вновь образовался блистательный дуэт. Помимо новеллы «Забавное приключение» с Далем и Кокшеновым в фильме было ещё две и два великолепных дуэта: «Преступление и наказание» с Вячеславом Невинным и Михаилом Светиным и «Свадьба» с Леонидом Куравлёвым и Савелием Крамаровым. В прокате эта картина заняла второе место – его посмотрело почти 51 млн. зрителей.

"Не может быть!" (1975)
"Не может быть!" (1975)
"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976)
"Сказ про то, как царь Пётр арапа женил" (1976)
"Гараж" (1979)
"Гараж" (1979)

С этого фильма началось многолетнее сотрудничество Гайдая с Кокшеновым: Гайдай снял его в следующих своих семи картинах, в том числе, и в последней. Он любил работать с Кокшеновым, потому, что с ним можно было не репетировать: он всё делал сам.

"Фронт в тылу врага" (1981)
"Фронт в тылу врага" (1981)

В декабре 1983 года Кокшенов стал Заслуженным артистом РСФСР, в июле 2002 года уже в новой России – Народным Российской Федерации.

Личная жизнь

Обаяние Кокшенова покоряло представительниц не только земных профессий. В него влюблялись и известные актрисы, и молоденькие «звёздочки» – балагур почти двухметрового роста нравился женщинам любого возраста. Первая жена Кокшенова, Нина Вокрош была моложе него на 20 лет и летала стюардессой на самолётах Аэрофлота. В самолёте они и познакомились, поженились в 1986-м, через год родилась дочь Алевтина. Брак продлился меньше года. Михаил с Ниной расстался плохо, и с дочерью долго вообще не общался. Алевтина выросла, стала журналистом, и лишь тогда отношения постепенно наладились.

"Тайна золотого брегета" (1988)
"Тайна золотого брегета" (1988)

Не успев развестись, Кокшенов женился на работнице гостиницы Елене, которая, когда разрешили частное предпринимательство, открыла свой гостиничный бизнес, а потом помогала мужу снимать своё кино: была директором картин и ассистентом режиссёра.

Частный детектив или операция «Кооперация»

В 1989-м Гайдай снимал в Одессе свой фильм –криминальную комедию «Частный детектив или операция «Кооперация». Денег на гостиницу не было, и съёмочную группу поселили в палатках в спортивном лагере на берегу моря. Кокшенов, игравший роль второго плана – охранника кооперативного туалета типа сортир по кличке Амбал, приехал чуть позже. Он за час «решил вопрос», артисты переехали в хорошую гостиницу и получили прекрасные номера – это летом, в Одессе!

"Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989)
"Частный детектив, или Операция "Кооперация" (1989)

«На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди»

19 августа 1991 года киногруппа во главе с Гайдаем ехала на подмосковный военный полигон Алабино для натурных съёмок комедии «На Дерибасовской хорошая погода, или на Брайтон-бич опять идут дожди». Дороги были перекрыты, по ним в Москву шли настоящие, а не бутафорские танки. Съёмочный РАФик остановил патрульный в камуфляже, и сказал, что проезд закрыт. Из окна высунулся Кокшенов с огромным чёрным бутафорским ухом, и сказал, что нужно срочно проехать в больницу, иначе ухо станет ещё больше. Патрульный узнал его и махнул рукой: проезжайте!

"На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992)
"На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди" (1992)

В то тяжёлое для всей страны и, разумеется, для кинематографа, время, Кокшенов и сам снимался, и находил деньги для того, чтобы снимать своё кино. Впрочем, стоит заметить, что шедевром ни один из его фильмов не стал – типичные представители тогдашнего «кооперативного кино». Но этими картинами Кокшенов дал заработать на жизнь многим звёздам советского кино, оставшимся без работы и без средств к существованию.

"Ширли-мырли" (1995)
"Ширли-мырли" (1995)

«Святое дело»

В 2007 году Кокшенов последний раз снялся в кино в легкомысленной, как указано в подзаголовке, комедии Дмитрия Корявова «Святое дело». В конце того же года 71-летний Кокшенов, прожив со свей женой 25 лет, ушёл от неё к бизнесвумен, которая была младше него почти на 20 лет. Познакомились они в салоне 1-го класса в самолёте, летевшем из Варны в Москву. Наталья была генеральным директором фирмы, выпускавшей электротехническую продукцию для нефтяной промышленности. Визитку она случайному пассажиру оставила, но секретарь всякий раз отвечала, что Наталья Васильевна на совещании. Но как-то ночью она сама позвонила Михаилу и пригласила его в гости в свой загородный дом. Он приехал, и так и остался на 13 лет. Женившись на Наталье, Кокшенов, как утверждали его друзья, изменился в лучшую сторону.

"Святое дело" (2007)
"Святое дело" (2007)
"Воронины" (2009-2019)
"Воронины" (2009-2019)

В октябре 2017 у Кокшенова случился инсульт, и с тех пор на публике он не появлялся. Через три месяца он вышел из больницы, и жил дома затворником, общаясь лишь с близкими друзьями. Когда началась пандемия, он вообще прекратил всякие встречи, благо, Интернет позволял поговорить по видеосвязи. Дома с ним были лишь две жены – бывшая, Елена и нынешняя, Наталья. 5 июня 2020 года у Михаила Кокшенова случился сердечный приступ и он умер. Ему было 83 года.

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и жмите на большой палец вверх!