Владимир Анатольевич Соколаев — имя, которое для многих стало синонимом советской документальной фотографии. Родившийся 11 мая 1952 года в Сибири, в городе Сталинске (ныне Новокузнецк), он начал свою карьеру как фоторепортёр, смог быстро завоевать признание благодаря уникальному подходу: вниманию к деталям и минимальному вмешательству.
С ранних лет Владимир проявлял интерес к фотографии. В девятилетнем возрасте родители подарили ему фотоаппарат «Смена-6», а дядя научил печатать снимки. Это было началом его увлечения и оно вскоре переросло в настоящую страсть. Уже в 1969 году, во время выпускных экзаменов, был создан первый любительский фотоальбом «Одноклассники», тогда друг любезно дал Владимиру в пользование Зенит-3М.
Несмотря на любовь к фотографии, его путь начался не сразу. После окончания школы Владимир попытался изучать астрономию в университете Новосибирска, но спустя время отчислился и вскоре был призван в армию, служил на космодроме Байконур, получил военную специальность электрика.
После возвращения из армии в 1973 году, он вернулся в родной Новокузнецк, женился и отправился в свадебное путешествие на Алтай, там его жизненный путь вновь пересекся с фотографией: устроился на работу в службу быта, где получил квалификацию фотографа.
В 1975 году поступил на заочное отделение Ленинградского Института Киноинженеров (ЛИКИ) на специальность киноинженера, одновременно с обучением в институте оттачивал свое фотографическое мастерство.
В начале 1980-х годов Владимир Соколаев стал одним из организаторов фотографического объединения «ТРИВА», вместе с коллегами Владимиром Воробьевым и Александром Трофимовым. Группа фотографов, работающих при киностудии Кузнецкого металлургического комбината, стремилась запечатлеть жизнь советских людей такой, какой она была, без идеализации. В то время подобные снимки редко появлялись на страницах газет.
Фотографы «ТРИВЫ» могли свободно снимать повседневную жизнь на улицах города. Снимки часто вызывали дискуссии, за «очернение социалистического образа жизни» участники часто лишались мест работы.
В конце 1980 года участники фотогруппы решили отправить свои работы в Амстердам на международный конкурс World Press Photo. Однако бандероли вернулись обратно, начались проверки со стороны партийных органов. Под угрозой обысков около 700 фото было уничтожено, архивы сохранились лишь частично. В феврале 1981 года регистрация фотогруппы «ТРИВА» была аннулирована за «распространение идеологически вредных фотографий», всех участников к 1982 году уволили с киностудии КМК.
Тем не менее, годом позже, после окончания Ленинградского Института Киноинженеров, Владимир Соколаев активно продолжал развивать карьеру.
В 1987 году Владимир Соколаев стал работать руководителем фотокружка в детском доме № 5 в Новокузнецке. Этот период стал поворотным в его судьбе. Всего через полгода работы в детском доме прошла выставка, посвященная теме детей, живущих в детских домах. Выставка стала первой авторской экспозицией и символизировала изменения как в его творческой деятельности, так и в общественном сознании.
На следующий год, в 1988, он вместе с другими художниками и фотографами организовал выставку «Экология», на которой обсуждались проблемы городской среды Новокузнецка. Выставка привлекла внимание широкой общественности, после чего поступило предложение от Всероссийского общества охраны природы перевести экспозицию в Москву. Годом позже, в августе, обновленный проект «Регион» был представлен в здании храма Максима Блаженного на Варварке. Среди участников выставки вновь находились все три члена фотогруппы «ТРИВА»: Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов.
Далее произошла небольшая смена деятельности у Владимира, 1995 году он сменил камеру на видеокамеру и погрузился в мир документального авторского видео, а уже в 2000 году присоединился к Творческому Союзу Художников России, где продолжил творческую деятельность.
В последние годы жизни Владимир Соколаев сосредотачивался на ландшафтной съемке. Его работы всегда отличались особым вниманием к деталям, он умел видеть красоту в привычных вещах, создавать атмосферу и погружать зрителя в тот самый мир, который и хотел передать.