Найти в Дзене
DimanOFF

Реформа, которой не произошло

Главной темой текущей недели в Волгограде стало событие, которому так и не дали произойти.

Недавно прошла информация, что уже с 16 декабря 2024 года вступало в силу изменение целого ряда пригородных маршрутов: №№123, 159, 160, 246, 260, связывающих Волжский и Волгоград, №№ 110, 149 «Городище — Волгоград», и № 174 «Краснослободск — Волгоград».

Информация о том, что маршруты из Волжского будут кольцеваться в Тракторозаводском районе, маршрут № 149 в районе больничного комплекса, а маршрут № 110 вместе с маршрутами из поймы реки Волги в центре города, всколыхнула общественность. В связи с этим была созвана экстренная пресс-конференция, в которой участвовали Сергей Ахрамеев (директор «Волгоградавтотранса»), Сергей Комлев (заместитель руководителя департамента городского хозяйства администрации Волгограда), Владимир Медведев (заместитель председателя комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области), Евгений Князев (председатель общественной палаты Волгограда) и Сергей Шумихин (заместитель по эксплуатации Волжской автоколонны № 1732).

Я пересмотрел эту пресс-конференцию и перескажу её краткое содержание со своими комментариями.

Владимир Медведев отметил, что идёт работа по приведению транспортного обслуживания в соответствие с действующим законодательством. Существует проблема нехватки водителей, которую можно компенсировать только синхронизацией работы общественного транспорта. Произведено продление работы маршрутов по прежним схемам до середины следующего года. Так как получены материалы от Российского университета транспорта, которые готовят комплексную схему транспортного обслуживания населения. Необходимо ещё раз взвесить решения трёх и четырёхлетней давности с учётом интересов перевозчиков и пассажиров.

Сергей Комлев также согласился, что в рамках заключенного контракта были получены и находятся в процессе изучения материалы от Российского университета транспорта.

То есть возникает логичный вопрос, а куда тогда торопились? Почему везде фигурировала дата 16 декабря 2024 года, хотя теперь сами признают, что работа по формированию комплексной транспортной схемы Волгограда и пригородов не завершена?

Сергей Шумихин добавил, что всё делается логично и давно напрашивалось. Автоколонна № 1732 как перевозчик готова заменить маршрутные такси. Приходит время цивилизованных перевозчиков. У предприятия возможности есть.

У предприятия есть возможности по расширению сети маршрутов. Это правда. Но автоколонна не готова работать на маршрутах по нерегулируемому тарифу. Необходима оплата перевозок из бюджета. Именно в отсутствие необходимого объёма финансирования обычно упираются все просьбы пассажиров о добавлении рейсов на те же автобусные 123 или 146 маршруты. А будут ли эти средства?

Евгений Князев обратил внимание, что к нему поступает большое количество сообщений, что изменения в транспортной схеме добавляют много неудобств. Особенно много обращений из Советского, Кировского районов. Изменения необходимы, но они должны вести к улучшению качества жизни. А по шквалу обращений видно, что люди получают много неудобств. Решения должны быть сбалансированы в пользу жителей. Необходимо заранее информировать жителей, чтобы изменения не пришли как гром среди ясного неба. Привлекать экспертов.

Сложно не согласиться. Простому человеку сложно понять, почему необходимо ломать то, что работает. Торопиться с решениями точно нельзя.

На вопрос о готовности транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) Владимир Медведев ответил, что речь о строительстве новых ТПУ (как капитальных строений с обогревом и т.д.) сейчас не стоит. Также он отметил, что точки притяжения транспорта уже существуют и сложились они исторически. На юге города — кинотеатр Юбилейный, в Кировском районе раньше это был химзавод, а сейчас смещение в сторону Второй Продольной, в Тракторозаводском районе — площадь ВгТЗ. Эти остановки есть. Цивилизованные остановки существуют. А отапливаемые павильоны из-за климата, наверное, не нужны.

Про климат очень спорное суждение. Летом очень жарко, а зимой морозно и ветрено. А ещё неплохо бы иметь там общедоступные туалеты. Про то, что не нужно создавать новые ТПУ в нетипичных местах, а использовать имеющиеся места остановки транспорта, можно согласиться. Но инфраструктуру этих остановок необходимо кардинально улучшать.

Сергей Комлев добавил, что есть понимание о необходимости пяти ТПУ, объединяющих в себе разные виды транспорта: трамвай, автобус, троллейбус в шаговой доступности.

Именно так и никак иначе. Только шаговая доступность.

На Вопрос по ценовой политики, т.к. с несколькими пересадками растёт и стоимость проезда Сергей Комлев заявил, что первый опыт пересадочных тарифов уже наработан. Есть тарифы 60 и 120 минут. Эта линейка будет расширяться. Изучается возможность расширения функционала транспортной карты «Волна» на пригородных маршрутах. Необходимо изменение подхода к формированию стоимости проезда на пригородных маршрутах для возможности их интегрирования в городскую тарифную сетку.

Доля безналичных платежей превысила 94% и более половины из них приходится на карту «Волна». Она активно работает и на пригородных маршрутах, но на них стоимость проезда зависит от протяжённости маршрута. Разработчикам карты дано задание прописать возможность того, чтобы одна карта давала возможность иметь тарифный план, работающий как в городе, так и в пригородах.

А вот тут есть интересный момент, на который во время пресс-конференции никто не обратил внимания. В Волгограде и на пригородных волгоградских маршрутах действительно принимается карта «Волна». А вот в городе Волжском транспортная карта своя собственная, работающая в другой системе. Значит ли это, что карта «Волна» со временем придёт и в Волжский?

Владимир Медведев добавил что есть регулируемый сектор перевозок, который подконтролен органам местного самоуправления и есть частные перевозчики, работающие по нерегулируемому тарифу и устанавливающие тарифы самостоятельно. Отметив недобросовестное поведение частных перевозчиков, назначивших изменение тарифов именно на 16 декабря.

Действительно, частный бизнес не упустил случая обыграть повышение цен так, будто оно вызвано именно действиями властей. Вышло некрасиво со стороны перевозчиков.

На вопрос по созданию ТПУ в центральной части города, удобных для граждан Владимир Медведев отметил, что такие предложения рассматриваются, но ТПУ характеризуются большим количеством пассажиров. Здесь встаёт вопрос обеспечения транспортной безопасности. Есть предложения организовать ТПУ в районе Больничного комплекса, улицы Землячки, в районе Мамаева Кургана на Второй Продольной магистрали. Пригородный железнодорожный вокзал – это уже сложившийся ТПУ. Прорабатывается вопрос возможности выхода там пассажиров пригородных маршрутов. Но технически это пока не получается. Есть предложение организации ТПУ в районе ТРЦ «Акварель». Но сроки реализации пока определить нельзя.

Центральный автовокзал Волгограда абсолютно не пригоден для использования в качестве пересадочного узла между городом и пригородом. Туда не подходит ни один муниципальный маршрут, а до ближайших остановок городского транспорта сотни метров. Пригородный железнодорожный вокзал также не имеет вблизи маршрутов городского общественного транспорта. До ближайшей конечной остановки Железнодорожный вокзал через тоннель расстояние порядка трёх сотен метров.

На Вопрос, в чём же соблюдение интересов пассажиров? Есть ли проработка вариантов взаимодействия с РЖД по увеличению количества пригородных поездов Владимир Медведев пояснил, что по железнодорожной станции в Волжском проведен анализ. Количество отправляющихся оттуда в Волгоград на электропоезде составляет 40-45 человек. Прибывают в Волжский те же 40-45 человек. Количество посадочных мест — 400. Сложность в том, что железнодорожный вокзал расположен на окраине города Волжского. Планируется обновление подвижного состава в Волжском. Тогда возможно будет реализовать доставку пассажиров из новых районов города к электропоездам.

Действительно, вокзал в Волжском расположен на самом краю застройки. Из-за этого потенциальные пассажиры выбирают автобусный транспорт.

Владимир Медведев добавил, что в Красноармейском районе ситуация специфичная. Сократить время в пути у всех электропоездов из-за инфраструктуры железнодорожного транспорта не получается. Ускорить можно будет только в случае перевода всех грузовых поездов на ветку в обход Волгограда.

Но и не только в скорости движения проблема. Многие остановочные пункты электрички расположены в промзоне и к ним не подходят маршруты городского общественного транспорта. Быстрая пересадка невозможна.

На вопрос, почему всё-таки необходимо изменять старые схемы движения и какие преимущества есть у новых схем, Владимир Медведев пояснил, что текущие транспортные схемы сложились в начале 2000-х, когда было много проблем в транспортном обслуживании. Стремление перевозчика: чем больше по городу едешь, тем лучше. Это компенсировало нехватку подвижного состава городского транспорта. Сегодня ситуация изменилась. Регионом приобретён новый подвижной состав. Частные перевозчики свой подвижной состав не обновляют. Этот транспорт становится проблемным. То, что было оптимально десять лет назад, сегодня изжило себя. Преимущество для горожан в том, что транспорт идёт по расписанию.

И вновь остаётся только согласиться. Новый подвижной состав есть и его необходимо нагружать. А частные перевозчики чаще всего приобретают микроавтобусы не новые, а бывшие в употреблении в других регионах. Техническое состояние там не самое лучшее.

Вопрос, не приведёт ли массовая пересадка жителей Волжского к нехватке транспорта в Волгограде Владимир Медведев ответил, что провозные возможности скоростного трамвая используются на 30%.

А Сергей Комлев добавил, что действительно скоростной трамвай работает не в полную мощность пока не закончены работы по реконструкции и благоустройству. От расчетной провозной способности скоростной трамвай используется на 30-35%. Задел достаточно велик. Но при этом никто не стремится довести транспорт до состояния, чтобы он работал на полную пассажировместимость. Максимум на 70%.

Если эти расчёты верны, то пассажиров маршрутов № 123, № 160 и, отчасти, № 260, действительно можно пересадить на скоростной трамвай. Но есть ещё пассажиры маршрутов № 149, № 159, которым надо ехать по Второй Продольной магистрали. Есть ли там достаточный резерв провозной способности?

Владимир Медведев заключил, что даже при использовании 70% вместимости подвижного состава один автобус, троллейбус или трамвай как минимум заменит три маршрутки.

Учитывая, сколько человек набивается в маршрутки свыше разрешённой вместимости, оценка здесь может быть не столь оптимистичной. Но в целом так.

На вопрос, как изменение схемы решит проблему нехватки водителей Владимир Медведев ещё раз вернулся к прошлому ответу: один водитель большого автобуса заменяет трёх водителей микроавтобусов.

Следующий вопрос был уже не про пригородные, а про городские перевозки. Если большие автобусы не ездят по небольшим улочкам, то как же быть жителям Советского, Кировского, Дзержинского районов, где скоростного трамвая нет?

Сергей Комлев ответил, что доля рынка, занимаемая маршрутками останется и будет присутствовать. Но власти хотят, чтобы правила были едиными. И на тех маршрута, где чисто технически невозможно использовать автобусы большого класса, там должен работать комфортный подвижной состав малого класса. Сейчас на ряд маршрутов заключаются годовые контракты, нарабатывается опыт работы мелких перевозчиков с терминалами оплаты. Этот опыт в дальнейшем будет продолжаться. Есть надежды, что удастся выйти на долгосрочные контракты, которые позволят на этих маршрутах начать обновление подвижного состава малого класса. На текущий момент сделать это негосударственному и некрупному перевозчику сложно.

Также планируется приобретение 50 единиц автобусов, из которых 35 будут автобусами среднего класса. Они пойдут на более напряжённые маршруты, не для магистральных улиц. Рынок перевозок будет реализован в единых правилах, понятных для всех перевозчиков.

Хорошая новость. Потому что на маршрутах, где не используются автобусы большой вместимости (например № 52э или № 58к), подвижной состав откровенно устарел. Появление нескольких десятков автобусов при их правильном использовании может изменить транспортную доступность в лучшую сторону.

Евгений Князев отметил, что Волгоград обновляется и меняется, отрадно слышать, что есть программа развития перевозок в городе Волжском. Но остаётся болевое напряжение в плане межмуниципальных перевозок. И уже сам задал вопрос о том, какие перспективы развития межмуниципальных перевозок.

На это Владимир Медведев ответил, что межмуниципальные перевозки – это отдельная тема для обсуждения. Даже бывшие государственные предприятия эти перевозки в районах области сейчас не осуществляют. В основном в этой сфере занят частный бизнес. Но из-за этого перевозки организуются только рентабельные. При этом стоит задача о доведении парка общественного транспорта до нормативного состояния.

Пассажирские перевозки по области с развалом структуры районных автотранспортных предприятий действительно в упадке. Как только пассажиропоток снижается, так маршрут просто закрывается.

А завершил пресс-конференцию Владимир Медведев словами, что если власти будут понимать, что возникла необходимость, то вполне возможно, что маршрут № 114 «Волжский — Волгоград» также возродится автобусами большого класса.

Маршрут автобуса № 114 существовал многие годы. И как раз-таки и был нацелен на то, чтобы со всеми остановками доставить пассажиров из Волжского на север Волгограда, чтобы пересадить их на волгоградский транспорт. А маршруты автобуса № 120 и № 123 были экспрессами, останавливающимися лишь на определённых остановках. Люди мирились с этой ситуацией. Но в 2000-е годы количество маршрутных между Волжским и Волгоградом стало расти, а их конечные уходили намного дальше. Это повлияло на людей. Больше никто не хотел ехать с пересадками на автобусе, если есть маршрутка от места до места. И теперь очень сложно будет доказать, что лучше для города было до появления маршруток, а не сейчас.
-2

Тема сложная. Всегда будут несогласные с изменениями. Но наводить порядок действительно надо. Но если что-то убираешь — предложи альтернативу.

Как, например, с маршрутом № 174. Его хотят сократить до автовокзала, но он единственный, следующий от ТРЦ «Акварель» через посёлок Новостройка и далее до центра города.

Или решено убрать с улицы Елецкой маршруты № 174 и № 260. А что тогда остаётся из дальнобойного по Второй Продольной магистрали? Единственный автобусный маршрут № 2.

В целом у меня складывается двоякое впечатление.

Да, у властей есть понимание того, что транспорт необходимо менять. Действительно изменения нужны. Но только в лучшую сторону. Удобным подвижным составом с понятной и гибкой тарификацией.

Но спешка в этом вопросе только навредит. Надо ещё не раз всё просчитать, изучить. Все изменения вводить следует только постепенно. Сначала сокращать протяжённость одного маршрута. Посчитать, хватает ли ресурсов для его замещения и продумать альтернативу. Если не получили в итоге толпы на остановках и кучу гневных комментариев от опоздавших на работу и учёбу, переходить к корректировке следующего маршрута.

Продолжаем следить за транспортной ситуацией в Волгограде.

Спасибо за внимание!

------------

Путеводитель по публикациям канала

#волгоград #волжский #маршруты #автобус #маршрутки