Найти в Дзене
Круто об искусстве

Верблюд говорит.

▪️Фра Беато Анджелико. Погребение святых Косьмы и Дамиана. Алтарь монастыря Сан Марко, 1440. Национальный музей Сан Марко, Флоренция.
▪️Фра Беато Анджелико. Погребение святых Косьмы и Дамиана. Алтарь монастыря Сан Марко, 1440. Национальный музей Сан Марко, Флоренция.

Тут все по классике - не скучно. Христианская история - это вообще в высшей степени чтиво прелюбопытнейшее. Будь то пересказ Босха, Брейгеля, Грюневальда... или Фра Беато Анджелико.

Хотя Итальянское Возрождение - это, конечно, вам не Северное, тут все будет иначе, с сильным привкусом Dorblu, когда вроде и плесень, но съедобная.

Так вот верблюд. То сказ про святых целителей Косму и Дамиана, живших в III веке нашей эры при императоре Диоклетиане... которых за веру христианскую (и традиционные чудеса) по всем правилам приличия и хорошего тона любой истории о святых, разнообразно, но безрезультатно пытали (дабы те от Христа отреклись). Мучения свои - их топили, предавали огню, к кресту гвоздями прибивали и камнями закидывали, стрелы в них пускали - братья-близнецы стойко пережили (не без помощи Иисуса, конечно). В конечном итоге их благополучно, но не оригинально, казнили путем усечения головы.

Собственно Фра Беато это весьма наглядно представил (правда, "фейерверк" крови выглядит у него скорее как украшение-вышивка на одеждах... но то Италия и Dorblu).

▪️Фра Беато Анджелико. Погребение святых Косьмы и Дамиана. Алтарь монастыря Сан Марко, 1440. Национальный музей Сан Марко, Флоренция.
▪️Фра Беато Анджелико. Погребение святых Косьмы и Дамиана. Алтарь монастыря Сан Марко, 1440. Национальный музей Сан Марко, Флоренция.

▪️Фра Беато Анджелико. Казнь Святых Космы и Дамиана. Алтарь монастыря Сан Марко, 1440. Национальный музей Сан Марко, Флоренция.
▪️Фра Беато Анджелико. Казнь Святых Космы и Дамиана. Алтарь монастыря Сан Марко, 1440. Национальный музей Сан Марко, Флоренция.

Рогир ван дер Вейден, к слову, тоже этих мужей писал, вдохновленный, согласно легенде, именно Фра Беато Анджелико. То был заказ семьи Медичи, т.е заказ Флорентийский. Поэтому здесь, по левую руку от нас и по правую от Девы Марии, согласно правилам христианской иерархии это были особо почетные места, будут святой Петр с ключами и Иоанн Креститель во власянице - покровитель Флоренции, а оба они - патроны Пьеро и Джованни Медичи (Петр покровительствовал Пьеро, а Иоанн - Джованни).

▪️Рогир ван дер Вейден. Мадонна Медичи, ок. 1640-1644. Штедель, Франкфурт.
▪️Рогир ван дер Вейден. Мадонна Медичи, ок. 1640-1644. Штедель, Франкфурт.

▪️Рогир ван дер Вейден. Мадонна Медичи, ок. 1640-1644. Штедель, Франкфурт.
▪️Рогир ван дер Вейден. Мадонна Медичи, ок. 1640-1644. Штедель, Франкфурт.

По правую же руку от нас и по левую от Девы, как раз святые братья-близнецы Косма и Дамиан (искуснейшие врачи), ибо считалось, что предки Медичи имели прямое отношение к врачевателям (не то были лекарями, не то аптекарями).

Один брат-близнец в руках держит ложку для лекарства (согласно легенде, Косма и Дамиан изобрели чудодейственный препарат, смешав в пасту травушки-муравушки, мед и воду; прозвали этот продукт опопирой и лечила она, якобы, от многих тяжелых хворей, включая паралич), а второй - колбу с мочей, поскольку именно моча для врачей того времени служила главнейшим методом диагностики болезней (по цвету и, госпАдипрости, вкусу).

Так вот верблюд. Говорящий верблюд! 

▪️Фра Беато Анджелико. Погребение святых Косьмы и Дамиана. Алтарь монастыря Сан Марко, 1440. Национальный музей Сан Марко, Флоренция.
▪️Фра Беато Анджелико. Погребение святых Косьмы и Дамиана. Алтарь монастыря Сан Марко, 1440. Национальный музей Сан Марко, Флоренция.

Фра Беато речи его человеческие изобразил в виде свитка, вылезающего изо рта млекопитающего (а плюс три убиенных на картине - то Анфим, Леонтий и Евпрепий, младшие братья Косьмы и Дамиана, которые были неразлучны с близнецами на протяжении всей жизни и разделили с ними их мученическую смерть).

Дело было так: Косма и Дамиан считаются не просто врачевателями, но святыми-бессребрениками, поскольку братья дали обет - никогда не брать за работу свою мзду. Так и было, пока не позвали их спасти некую безнадежно больную Палладию, которую Косма с Дамианом благополучно исцелили. Та, дабы отблагодарить хоть как-то своих спасителей, вручила Дамиану три яйца (во имя Троицы). Дамиан не смог отказать барышне, услышав упоминание о Святой Троице... а Косма, узнав о нарушении обета, рассердился на брата и завещал, чтобы рядом друг с другом их не хоронили.

Но потом сон ему приснился - откровение о невиновности Дамиана. Гнев сменился на милость, но завещание осталось прежним - строгий запрет хоронить брата рядом с собой.

Когда искусных лекарей казнили, народ честной не знал что им делать, памятуя про завещание Косьмы, которого он не отменял (поэтому убиенный Домиан и лежит там, один, в сторонке, отшельником).

Аккурат в этот самый момент и случился верблюд!

Не абы какой, а тот самый, которого братья-близнецы спасли в свое время от беснования (они были и педиатрами, и терапевтами, и хирургами... и ветеринарами).

▪️Фра Беато Анджелико. Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена, 1430-е. Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт.
▪️Фра Беато Анджелико. Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена, 1430-е. Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт.

▪️Фра Беато Анджелико. Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена, 1430-е. Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт.
▪️Фра Беато Анджелико. Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена, 1430-е. Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт.

▪️Фра Беато Анджелико. Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена, 1430-е. Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт.
▪️Фра Беато Анджелико. Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена, 1430-е. Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт.

▪️Фра Беато Анджелико. Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена, 1430-е. Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт.
▪️Фра Беато Анджелико. Апостол Иаков освобождает от пут мага Гермогена, 1430-е. Художественный музей Кимбелл, Форт-Уэрт.

Бесы, к слову, у Фра Беато очаровательные (хоть и покажу я вам их из другой картины), выдуманные не без оглядки на средневековые маргиналии - крылатая коричневая персона за спиной мага Гермогена зловонно пердит (такое дело, испорченный, причем не только метеоризмом, воздух считался в Средневековье чрезвычайно опасным для здоровья - хронисты рассказывали, что зловоние от трупа, даже если это был труп короля, могло убивать прохожих наповал, так же как тары с мочой и стоячие воды каналов вредили людям, заражая их кровь и прочие гуморы).

Так вот верблюд этот, чудесным образом исцеленный от скверной бесовщины, своевременно явился на похороны своих спасителей и во весь голос промолвил, мол, похоронить Косьму и Дамиана надо непременно рядом друг с другом, ибо "не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа". На том и порешали.

P.S. Что было дальше с верблюдом история умалчивает.