Найти в Дзене
Библиотекарь

Если Христос - первое творение, то

Его страдания носят субъективный характер и искупительного значение не имеют. Его можно сравнить с многочисленными приношениями в прошлом, коих за тысячелетия накопилось изрядное количество и большого значения не имели, кроме как попытка умилостивить божество и не более. Какой смысл дать себя распять и претендовать при этом на глубокое значение, если после Христа распинали тысячами и никто не помнит ни одной (ну максимум пару-тройку) фамилии казненных? Можно, конечно, сказать о максимальных усилиях Его последователей, желающих увековечить память об Учителе, но этого недостаточно, чтобы я, человек живущий в 21- веке видел в этом какой-то смысл. Максимум, что я могу признать, это доброту и попытки придать человеческой жизни, хоть какой-то смысл. Жертва Христа становиться бессмысленной в виду того, что человеческая память очень коротка, и ее хватает только на то, чтобы раз в несколько лет вспомнить и немного порассуждать о Нем. Что еще? Если Христос - первое творение, как об этом любят з

Его страдания носят субъективный характер и искупительного значение не имеют. Его можно сравнить с многочисленными приношениями в прошлом, коих за тысячелетия накопилось изрядное количество и большого значения не имели, кроме как попытка умилостивить божество и не более. Какой смысл дать себя распять и претендовать при этом на глубокое значение, если после Христа распинали тысячами и никто не помнит ни одной (ну максимум пару-тройку) фамилии казненных? Можно, конечно, сказать о максимальных усилиях Его последователей, желающих увековечить память об Учителе, но этого недостаточно, чтобы я, человек живущий в 21- веке видел в этом какой-то смысл. Максимум, что я могу признать, это доброту и попытки придать человеческой жизни, хоть какой-то смысл.

Жертва Христа становиться бессмысленной в виду того, что человеческая память очень коротка, и ее хватает только на то, чтобы раз в несколько лет вспомнить и немного порассуждать о Нем. Что еще?

Если Христос - первое творение, как об этом любят заявлять последователи епископа Ария Александрийского (256-336), с которым связывают идею появления Христа прежде всякого творения, то возникают ряд вопросов этического характера, бросающих тень на Самого Бога, так как Христос умирает во имя Его.

Первый и самый важный. Какое вообще отношение имеет смерть Христа к Богу, если Он ни коим образом с Ним не связан? Под связью я подразумеваю полное единение и общность природ.

Второе. Если Христос, умирая на кресте заявлял о Своей причастности к Богу, то Он, мягко говоря, лжец.

Если Христос не Бог, и к Нему отношения не имеет, то это бросает грубую тень на Бога, так как Новый Завет утверждает, что Бог есть любовь!

Третье, теряется всякий смысл в Откровении! Библия говорит, что Бог явил Себя в Сыне! Как написано в Евангелии от Иоанна:

"Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил". (Ин. 1:18)

Обратите внимание на последний глагол: явил. Не рассказал, не поведал, не пустился в долгие рассуждения о природе и могуществе, но явил (синодальный перевод использует глагол "явил", как эквивалент греческого термина "объяснил", "изъяснил", "передал"). Думается мне, что это ключевое слово в всей истории прихода Христа в мир. В тексте оригинала стоит греческий глагол "ἐξηγήσατο" (exegesato) от которого по всей видимости произошел термин "экзегеза", так хорошо знакомый в богословской среде и подразумевающий скрупулезное изучение текста или документа с учетом всех возможных вариантов и контекстов (это в самом широком смысле). Единородный Сын подробно поведал о Боге живущим на земле, и сделал это не путем утомительных лекций и проповедей, но делом и Своим служением. Именно деяния Сына во всей полноте открывают суть отношения Бога к нам и изливают весь свет Его любви, явленной во Христе Иисусе и дело тут не только в интеллектуальной беседе, затрагивающей лишь разум, но уходящий гораздо глубже. Это, что касается терминологии.

Здравый смысл и логика побуждают думать о некоторых нюансах. Если Бог, действительно сотворил суперспособное и прокачанное до 80 - уровня существо, пускай самое первое (хотя числительные в данном случае не имеют значения) и отправил его на Землю, сам оставаясь в тени, то возникают ряд острейших вопросов к Самому Богу. Отправив на жуткую смерть Свое творение, каким образом я могу относиться к Нему с уважением, или питать любовь, когда Он ничем в принципе не жертвует и не испытывает не Себе скорби и болезни моей человеческой природы? О какой любви может идти речь? Максимум мы можем страшиться и пугливо озираться. Повторюсь, не имеет значения первое это было существо или второе, третье и так далее...

Напомню, что одно из самых способных Его творений восстало против Него и до сих пор ведет войну, как с Ним, так и против нас.

Новый Завет упорно продвигает мысль об Откровении Божьей Любви. Это одно из самых главных и постоянно попадающих на глаза явлений. Недаром апостол Иоанн, однажды, под конец своей жизни сделал один из самых ярких теологических выводов всего новозаветного периода - Бог есть Любовь.

Это невозможно было бы в принципе, если бы сам апостол не провел три с лишним года со Спасителем и не стал бы свидетелем казни и последующего воскресения из мертвых. Это невозможно в принципе, если бы Христос не был бы Богом по своей природе.

Вот тогда все становится на свои места. Тайна явления Бога в Сыне остается загадкой на всю вечность, но это так, как бы ни было сложно все это уместить в голове человека, утомленного земными тяготами и постепенно деградирующего под гнетом пороков своей собственной природы. Проникнуть в Откровение никому не под силу, и вместе с тем, это просто. Парадокс.

Эта теме пылилась у меня в черновиках более года, и я постепенно начинаю разгребать то, что там у меня накопилось. С радостью вытаскиваю на свет Божий свои мысли и желаю прославить Господа Иисуса во веки веков.

Жду ваших мыслей по поводу статьи. Всем доброго утра.

Если желаете поддержать автора: Сбер: 4276 2200 1586 0243