Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Сказочные витражи Новослободской

Сколько себя помню, меня манили цветные стекляшки. В раннем детстве любимой игрушкой был калейдоскоп - крутишь трубочку - и перед глазами расцветает волшебный разноцветный мир. Одним из самых ярких впечатлений от поездки в Ригу ещё в советские годы стали витражи Домского собора. Но знакомство с витражами у меня состоялось, конечно, раньше, в родном метро. Когда мы куда-то ехали по кольцу, я всё порывалась выскочить на удивительной станции с цветными светящимися картинками. В моём детстве они были довольно тёмными и тусклыми, лишь в 2003 году станцию отреставрировали, вставили давно перегоревшие лампочки. Станция стала более светлой и засветилась яркими красками. Второй раз станцию радикально отмыли уже в ковид и она снова засияла манящими огоньками. Сейчас опять некоторые лампы перегорели или потускнели, но в целом станция выглядит вполне презентабельно. Станции Новослободской присвоен статус объекта культурного наследия. Открытие станции произошло в январе 1952 года, а витражи были с

Сколько себя помню, меня манили цветные стекляшки. В раннем детстве любимой игрушкой был калейдоскоп - крутишь трубочку - и перед глазами расцветает волшебный разноцветный мир. Одним из самых ярких впечатлений от поездки в Ригу ещё в советские годы стали витражи Домского собора. Но знакомство с витражами у меня состоялось, конечно, раньше, в родном метро.

Когда мы куда-то ехали по кольцу, я всё порывалась выскочить на удивительной станции с цветными светящимися картинками. В моём детстве они были довольно тёмными и тусклыми, лишь в 2003 году станцию отреставрировали, вставили давно перегоревшие лампочки. Станция стала более светлой и засветилась яркими красками. Второй раз станцию радикально отмыли уже в ковид и она снова засияла манящими огоньками. Сейчас опять некоторые лампы перегорели или потускнели, но в целом станция выглядит вполне презентабельно. Станции Новослободской присвоен статус объекта культурного наследия.

-2

Открытие станции произошло в январе 1952 года, а витражи были созданы годом ранее. Всего на станции 32 ярких витража и одно декоративное панно. История создания витражей очень интересна. Станцию проектировали А. Н. Душкин и А. Ф. Стрелков. Душкин с самого начала решил украсить станцию витражами, но с зелёным свечением, из уранового стекла. Однако уран достать не удалось, поэтому идею переиначили и переключились на разноцветное стекло.

-3

Эскизы разработал знаменитый художник Павел Корин, он задумал витражи яркими, сказочными. Существует две версии: по одной - Корина вдохновили одежды из парчи, представленные на выставке в Грановитой палате; по другой - за основу были взяты средневековые религиозные изображения. Как известно, Корин происходил из палехской семьи иконописцев, в его работах можно увидеть этот след, поэтому больше верится во вторую версию, хотя сам художник отрицал (вынужден был отрицать?) любую связь с религиозными сюжетами.

-4

В Союзе в то время мало кто работал с цветным плоским стеклом, витражная техника была почти забыта, так как считалась пережитком религиозного культа. Лишь в Риге остались старые мастера, трудившиеся когда-то над витражами для католических соборов. После Великой Отечественной войны в Риге были основаны фабрика "Максла" и кафедра художественной обработки стекла при Рижской художественной школе. На фабрике имелись мастерские по сборке витражей, устройства для вытяжки свинцового профиля (которым обрабатывают стыки стёкол) и условия для специфической холодной обработки стекла. Так комбинат "Максла" стал для всего Союза центром по изготовлению витражей в традиционной свинцово-паечной технике. Кроме того выяснилось, что в мастерских чудом сохранились запасы цветного стекла ручной выработки.

-5

Авторы проекта станции обратились в латвийское отделение Художественного фонда СССР. В итоге все 32 витража изготовили на комбинате "Максла". Руководство комбината связалось со старыми мастерами, выполнявшими когда-то религиозные заказы. Эти люди в 1930-40-е вынуждены были перейти в смежные отрасли декоративно-прикладного искусства, но с удовольствием вернулись к созданию витражей. Среди художников и мастеров витража, участвовавших в проекте: Эгонс Цесниекс, Екабс Бине, Эрнестс Вейландс, Арнольдс Вилкинс. Позже в Риге изготавливалось ещё множество заказов со всего СССР, в частности, здесь были созданы витражи для Волгоградского планетария.

-6

На станции Новослободская витражи расположены в нишах пилонов и окаймлены полосами стали и позолоченной латуни. Внутри пилонов сделана подсветка, заставляющая витраж переливаться яркими красками. На каждом пилоне находится по два витража: один обращён в сторону зала, другой - на платформу. Разноцветные стёкла причудливо сочетаются и создают фантастические растения, цветы, фигуры.

-7

Основную часть композиции каждого витража занимает растительный мотив, часто цветы, тянущиеся из античных ваз. В верхней части каждого витража находится круглый медальон с изображением геометрического узора, звезды или сцены мирной трудовой жизни. На шести медальонах предстают архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном. Изначально станция проектировалась довольно тёмной, чтобы создать атмосферу таинственности, как в готическом гроте. Но сейчас станция стала светлой, прежде всего за счёт нового освещения, но также и из-за светло-серых мраморных стен, плавных арок, золотой отделки.

-8

На станции с одной стороны расположен эскалатор для перехода и выхода в город, а с другой, в тупике - большое мозаичное панно «Мир во всем мире». Павел Корин изобразил на нём женщину с младенцем, протягивающим руки к небу. Интересно, что сверху изначально располагался портрет Сталина, но позже его заменили на надпись "Мир" и голубей мира. Ну а женщина во многом напоминает нам Мадонну, Сикстинскую или Васнецовскую.

Мы частенько бываем на этой чудесной станции проездом. Недалеко от Новослободской находится музей Юрия Сенкевича и "Амбер-плаза", где ежемесячно проходит выставка "Симфония самоцветов", а недавно проводился Московский самоцветный фестиваль "Мастера России. Ювелирное и камнерезное искусство", посвящённый 160-летию со дня рождения русского камнереза и живописца А. К. Денисова-Уральского.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве.

Почитать ещё: