Найти в Дзене
Живая Средняя Азия

Чем отличаются афганские и пакистанские пуштуны?

Почему-то у многих соотечественников есть твердое убеждение, что Британская империя так и не смогла победить Афганистан. На деле это не совсем так, точнее – совсем не так: англичане установили протекторат над этой страной, но не стали делать ее своей колонией, дабы не иметь общей границы с русскими. Кроме этого, они присоединили к своим индийским владениям ее восточную часть. После деколонизации она составляет добрую половину нынешнего Пакистана.

Ныне эти территории разделены на две крупных провинции: Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва – если вам кажется, что второе название происходит от слова «пуштуны», то вам не кажется)). Ранее еще выделяли регион под названием Зона племен, но с недавнего времени его присоединили к области Хайбер-Пахтунхва. Это историческая родина пуштунского этноса, откуда в дальнейшем его представители распространились на юг и на запад.

Таким образом, пущтунов в Пакистане ажно 44 миллиона человек – примерно в три раза больше, чем в соседней стране. Во время Афганской войны они с радостью привечали родственников, а некоторые и поучаствовали в конфликте.

Чем же отличаются афганские и пакистанские пуштуны?

В целом, пакистанское правительство сумело интегрировать пуштунских граждан в свое многонациональное общество. И в результате особых проблем с сепаратизмом там нет, особенно после долгой гражданской войны в Афганистане. Многие были знакомы с беженцами и научились ценить мир. Поэтому они не такие воинственные, в каждом доме не хранится по калашу…

-2

За счет мира они имеют доступ к образованию, включая женщин, поэтому здесь меньше религиозных радикалов. Чадру встретишь гораздо реже, особенно в городах. Здесь намного меньшее влияние имеет моральный кодекс пуштунвалай, на основании которого живут афганские пуштуны.

Есть определенная разница в диалектах, пакистанские пуштуны более твердо выговаривают общие слова. Через влияние соотечественников они используют в своем языке много терминов из урду и английского, тогда как в афганской версии пашто часто встречаются персидские и арабские понятия. Пуштуны Пакистана обычно не знают языка дари, который является государственным в Афганистане.

Есть еще один тонкий момент. Исторически слово «афганцы» было персидским синонимом слова «пуштун», и в том же смысле использовалось в Индии. До 1919-го года, когда была написана первая конституция Афганистана, таджики, хазарейцы, узбеки и прочие граждане этой страны афганцами не назывались. Да и сейчас нельзя сказать, что это прижилось до конца. Вот почему жители этой страны часто называют пакистанских пуштунов афганцами, а те это не очень любят, не хотят, чтобы их как-то ассоциировали с соседями.

-3

Пуштуны Пакистана начали мигрировать в крупные города еще в позапрошлом столетии. Ныне они широко представлены в таких экономических центрах, как Исламабад, Лахор, Кветта, Карачи. Понятно, что за это время их потомки сильно изменились. Это уже не суровые горцы, а респектабельные горожане.

В остальном, это одни и те же люди с общим языком и обычаями, которые носят похожую одежду и едят одинаковую еду. Разве что, пакистанские пуштуны не особо рвутся на родину, не хотят, чтобы их родная земля вошла в состав Афганистана. В ответ афганские пуштуны считают их «политически несознательными» людьми, которые забыли свои корни.

Правительство Пакистана уже много лет прилагает усилия, чтобы в Кабуле признали линию Дюранда – государственную границу, прочерченную британцами после англо-афганских войн. Но соответствующего соглашения не подписали ни короли, ни коммунисты, ни моджахеды, ни талибы, ни американские ставленники.

-4

Хотя Афганистан никогда не сможет воссоединить все пуштунские земли силовым путем, слишком разные у стран «весовые категории», его власти отказываются от всяческого урегулирования во избежание негативной реакции своей общественности.