С нерациональными поступками, вернее их последствиями, нам тут приходится довольно часто дело иметь. Ведь иногда действиями человека руководят вовсе не невежество или непонимание того, как правовое поле устроено, а чувства и эмоции.
Понимаю, что вы – люди – даже гордитесь своей способностью к проявлению чувств. Вроде как это ваша отличительная черта. И действительно, что тут плохого? Если только делу эти чувства не вредят... Впрочем, даже яркие эмоциональные вспышки далеко не всегда влекут за собой какие-то юридические последствия. Вот сегодня приходил к нам пожилой мужчина.
– Я, – говорит, – завещание отменил.
И хмуро так, исподлобья на нотариуса смотрит.
– Я вас помню, уважаемый, – нотариус мой говорит. – Помню, как вы приходили составлять завещание, а вот насчет отмены... Вы ведь к нам не приходили?
– А чего приходить? Дома отменил.
– Как это?
– А вот... – мужчина пошарил в карманах и начал на стол пригоршнями высыпать клочки бумаги. – Вспылил я вчера, понимаете? Из-за ерунды, в общем-то... Но завелся. Характер у меня такой. Словом, схватил завещание – и в клочки его! Потом полночи не спал, ворочался. Чего это я? Склочный стал, с возрастом. Ну... Одним словом, передумал. Давайте новое составлять, только такое же, как старое, один в один. Тут ведь бумажки сложить можно, номер хотя бы прочитать... Это завещание ведь уже недействительно?
– Если вы имеете в виду сам документ, – нотариус отвечает, – то он, конечно, безвозвратно испорчен, только завещание ваше силу свою не потеряло.
– Как это? Я же его...
– Отмена завещания – это вполне конкретное действие. Для отмены необходимо ваше распоряжение, простая порча документа бумажного носителя – это не отмена. Или же другой вариант – вы составляете новое завещание, тогда предыдущее отменяется само собой.
– Я же сказал, новое мне не нужно, – начинает закипать гражданин. – Давайте это, старое, восстановим, раз уж оно не уничтожено.
– Никаких проблем. Нужен только ваш паспорт.
Действительно, вспыльчивый гражданин! Прямо заискрило в кабинете. Впрочем, и отошел быстро. Получил восстановленный экземпляр и отправился восвояси.