Найти в Дзене
Хронопортация

Их имена гремели на всём фронте: Как 3 советских аса не побоялись вступить в бой с 27 самолётами гитлеровцев и победили

26 марта 1942 года газета "Известия" на первой странице опубликовала статью, посвященную подвигу трех летчиков 521-го ИАП, которая начиналась со следующих слов: "На участке Калининского фронта произошел беспримерный воздушный бой трех советских истребителей с 27 фашистскими самолетами. Сталинские соколы вышли из этой неравной схватки победителями..." "Трое против двадцати семи", "Известия", 26.03.1942 г. В тот же день об уникальном бое сообщило Совинформбюро. Подвиг трех пилотов вызвал небывалый резонанс в стране и огромный душевный подъем на всех фронтах. И не только среди летчиков, но и в пехоте. Ведь гитлеровская авиация по-прежнему безраздельно господствовала в воздухе, но оказалось, что и её можно бить. В том бою звеном наших истребителей руководил Владимир Алкидов, позже ставший Героем СССР. Володя (1920 г.р.) вырос в Керчи, там же окончил аэроклуб, а затем знаменитую Качу (военную авиашколу) под Севастополем. Служил в 87-м ИАП, летал на И-16. Утром 22 июня 1941 г. в ходе бомбард
Оглавление

26 марта 1942 года газета "Известия" на первой странице опубликовала статью, посвященную подвигу трех летчиков 521-го ИАП, которая начиналась со следующих слов:

"На участке Калининского фронта произошел беспримерный воздушный бой трех советских истребителей с 27 фашистскими самолетами. Сталинские соколы вышли из этой неравной схватки победителями..."
"Трое против двадцати семи", "Известия", 26.03.1942 г.

В тот же день об уникальном бое сообщило Совинформбюро. Подвиг трех пилотов вызвал небывалый резонанс в стране и огромный душевный подъем на всех фронтах. И не только среди летчиков, но и в пехоте. Ведь гитлеровская авиация по-прежнему безраздельно господствовала в воздухе, но оказалось, что и её можно бить. В том бою звеном наших истребителей руководил Владимир Алкидов, позже ставший Героем СССР.

Бой, ставший легендой

Советский одномоторный истребитель Як-1.
Советский одномоторный истребитель Як-1.

Володя (1920 г.р.) вырос в Керчи, там же окончил аэроклуб, а затем знаменитую Качу (военную авиашколу) под Севастополем. Служил в 87-м ИАП, летал на И-16. Утром 22 июня 1941 г. в ходе бомбардировки аэродрома Алкидов был серьезно ранен в плечо, но взлетел во главе звена, чтобы наказать гитлеровских "стервятников". В октябре 1941 г. пилота зачислили в 521-й ИАП, воевавший на Калининском фронте. Там он быстро освоил истребитель Як-1. Это была уже серьезная техника, способная сражаться с "мессерами" на равных.

Комэском у Владимира был легендарный Иван Клещев – любимец Василия Сталина и в тот период один из лучших и самых результативных летчиков РККА. Алкидов у него многому научился. 13 февраля 1942 г. шестёрка "Яков" во главе с Клещёвым атаковала 28 самолетов противника и сбила 3 из них, не потеряв ни одного своего. Комэску и Владимиру записали на счёт по три групповых победы. И это была только разминка.

22 марта в 7.30 утра звено героя статьи вылетело на прикрытие наших наземных войск. Оно барражировало над линией фронта, маскируясь в нижней кромке облаков. Ястребок командира шел впереди, а по бокам и чуть позади находились истребители лейтенанта Андрея Баклана и мл. лейтенанта Сергея Селищева (во многих СМИ ошибочно указано, что его звали Семён). Вдруг вдалеке, на расстоянии 10-12 километров показалась целая стая самолетов. Внизу тремя группами по 6 машин летели "Юнкерсы-87", а на полкилометра выше их 9 "мессеров".

Двухмоторный истребитель люфтваффе Мессершмитт Me-210 (Me-410),
Двухмоторный истребитель люфтваффе Мессершмитт Me-210 (Me-410),

Главное было не дать противнику сбросить бомбы на позиции советской пехоты и Владимир приказал атаковать "Юнкерсы". "Яки" скрылись в облаках и ударили по бомбардировщикам внезапно сверху и сзади, каждый по своей шестерке. Вначале в ход пошли ракеты РС. Все они взорвались в гуще "стервятников", многие из бомбёров получили повреждения. А когда дистанция до цели сократилась до 200 метров, в ход пошли пушки и пулемёты. Каждый сбил по одному "Юнкерсу".

В рядах "Ю-87" началась паника. Они быстро рассеялись, сбросили бомбы на позиции своих войск и устремились на запад. Последовала вторая атака и Алкидов завалил ещё одного "фрица". Но тут проснулись "Мессеры" и ринулись на перехват "Як-1". На каждый наш самолет приходилось по три вражеских. "Яки" скрывались в облаках и неожиданно били оттуда, дрались отчаянно, дерзко, используя тактику лобовых атак – её особенно боялись немцы. Вот Баклан в очередной раз вынырнул из облаков и оказался чуть позади "Ме-109", пристроился в хвост и сбил его с дистанции 100 метров. После чего остальные "мессеры" не выдержали и улетели.

Бой длился 45 минут. Его итоговый счёт – 5:0 в нашу пользу! Андрей и Сергей благополучно сели на свой аэродром. Владимира сочли погибшим. Лишь вечером 23 марта он явился в полк. Оказалось, что в битве пробили бензобак самолёта и командиру звена пришлось садиться в поле.

Полк Василия Сталина

В. И. Сталин и "отец советского хоккея" А. В. Тарасов.
В. И. Сталин и "отец советского хоккея" А. В. Тарасов.

Уже 26 марта 1942 г. трех героев наградили орденами Ленина. Их им вручил командующий ВВС фронта легендарный Михаил Громов. В апреле Алкидова и Баклана в свой 434-й ИАП пригласил Василий Сталин. В полк набирали лучших летчиков фронтов для борьбы с немецкими асами. Возглавил 434-й ИАП Иван Клещев, который к тому времени стал Героем СССР. Затея оправдала себя: летом 1942 г. под Сталинградом полк сбил 90 гитлеровских самолетов, еще 83 в сентябре. Свои потери были в 4-5 раз меньше. В их числе оказался Як-7Б Владимира Алкидова.

26 июля 1942 г. герой повествования завалил еще одного "Юнкерса", а через два дня в бою с 14 "мессерами" его самолет отсекли от основной группы и подбили. Вспыхнули бензобаки. Раненый в руку и ногу, ас выпрыгнул с парашютом почти у самой земли и попал в плен. Немцы его отправили в госпиталь в Миллерово, откуда Алкидов бежал.

Его поймали, но он вновь сбежал и 21 декабря перешел линию фронта. Проверка длилась полгода. В фильтрационном лагере Владимир Яковлевич узнал, что еще в августе ему за 335 боевых вылетов, множество штурмовок и за 10 лично сбитых самолетов врага присвоили звание Героя Советского Союза. Лишь в мае 1943 г. Алкидов вернулся в свой полк. Но к полетам его не допустили: в плену он сломал руку и она неправильно срослась. Как итог, лётчик полтора года служил на земле в 172-м ИАП.

Слева направо: С. Г. Селищев, А. Я. Баклан и В. Я. Алкидов.
Слева направо: С. Г. Селищев, А. Я. Баклан и В. Я. Алкидов.

Но все же Владимир Яковлевич добился, чтобы его допустили к полетам. В составе 529-го полка он принял участие в войне с японцами, где неоднократно вылетал на штурмовку, уничтожил небольшой эшелон и мост. За это ас был награжден орденом Красной Звезды. В 1946 г. его комиссовали из армии.

Андрей Яковлевич Баклан также стал Героем СССР. На его счету 45 (22+23) самолетов врага; 8 из них сбиты лично в полку, созданным Василием Сталиным. Сергей Гаврилович Селищев погиб летом 1944 г. в небе над Румынией. Его именем названа улица в Волгограде. Минуло 82 года со дня легендарного воздушного боя, но память о нем живет, как об образце геройства и летного искусства наших летчиков. Жива и память об его героях.

Спасибо за лайк, комментарий, подписку и репост!