Найти в Дзене

Екатеринбург, часть 9: центр дореволюционный и построенный не Малаховым

Оглавление

этой подборке все статьи, посвящённые Екатеринбургу.)

Ранее мы разбирали интересные локации Уралмаша и Эльмаша. Да, музей-заповедник "Уралмаш" был бы не лишним. Однако при всей известности севера города и Уралмаша в частности эти районы возникли уже в советские годы на ниве индустриализации. Город жил и до 1917 года, в историческом центре много чего есть!

И этого "много" столько, что центр я разбил на 4 части: первые 2 будут про места, возникшие ещё до революции, третья и четвёртая — про точки, возникшие в советские годы, пятая — про интересные локации, созданные уже в наши дни и с историей, начавшейся уже после распада СССР. Церкви выделю в отдельную статью — их много и у многих же интересная история. Отдельно будут и музеи за их многочисленностью. А вот улицы Вайнера не будет, она мне не нравится, там конкретно неуютно, это стилизация под Арбат со всеми вытекающими плюс все переходы у неё подземные, у улицы Культуры на Уралмаше история поинтереснее и она уютнее.

Исторический сквер

Людная Плотинка образца 1981 года!… Взял отсюда: http://1723.ru/photo/zas2.htm
Людная Плотинка образца 1981 года!… Взял отсюда: http://1723.ru/photo/zas2.htm

Сквер находится на территории, где прежде размещался Екатеринбургский завод, с которого началась история города в 1723 году!…

Завод, правда, просуществовал до 1808 года, от него осталась только плотина (о ней чуть дальше). Зато продолжал работу Монетный двор, возникший ещё в 1725 г., а спустя 10 лет стал самостоятельным. Возник, правда, не от хорошей жизни — надо было обеспечивать финансирование всех проектов в регионе за его отдалённостью от центра и, как следствие, высоким риском фальшивых денег. К тому же медь уже выпускалась на нескольких заводах. В 1726 г. тут чеканили медные платы, правда, только в тот год — не самые практичные деньги. С 1735-1736 гг. тут уже начали чеканить полноценную монету по указу Анны Иоанновны, чеканили, правда, в периодическими перерывами. Продлилось это до 1876 г., когда всё монетное дело было сконцентрировано исключительно в Санкт-Петербурге, но, справедливости ради, чеканка 1873 года оказалась последней дореволюционной и для Санкт-Петербурга тоже, дальше вернутся к этому только в советские годы.

В дальнейшем чего тут только не было: и лагерь для военнопленных хотели сделать. и тюрьму, и лагерь для новобранцев. По итогу в 1887 г. тут была Сибиро-Уральская научно-промышленная выставка, а в начале 1890-х гг. Министерство путей сообщения, управлявшее по решению Александра III этой территорией, разместило здесь железнодорожные мастерские, с 1929 г. — вагоноремонтный завод, с 1946 г. он был перемещён отсюда.

В 1964-1973 гг. здесь провели реконструкцию, после которой на 250-летие города и открыт Исторический сквер. Здание Монетного двора и всё, что осталось от Екатеринбургского завода, в 1974 г. взяты под охрану как памятники истории и культуры, ныне имеющие федеральное значение. Там теперь музеи — о них, как я уже сказал, отдельно. Есть тут и конфузы — тоже отдельно будут.

И всё же пройтись тут довольно приятно. По крайней мере, мне. К тому же тут очень много интересных мест…

Да, неофициально название у него — Плотинка, по понятным причинам. А точнее — плотина Екатеринбургского завода, открытая 11 сентября (по юлианскому календарю) 1723 года и сформировавшая Городской пруд для нужд завода. Именно по её оси проложен Главный проспект, ныне носящий имя Ленина. В 1830-е гг. по проекту Михаила Малахова, одного из ведущих местных архитекторов, плотину расширили. Сейчас под ней проложен пешеходный тоннель, во время прокладки которого выяснилось: плотина всё ещё в отличном состоянии!…

Как добраться?

С этим проблем не будет: в 1994 г. к западу от сквера был открыта станция метро "Площадь 1905 года". Возле неё остановки автобусных маршрутов в таком количестве, что я их не смогу перечислить. Также можно пользоваться остановкой трамвая, одноимённой с площадью и находящейся на ней, маршруты №№2, 6, 12, 13, 15, 16, 18. Также доступна остановка "Храм Большой Златоуст" (про сам храм в статье о церквях) по ул. Малышева — троллейбусные маршруты №№26, 35, 37 и также несколько автобусных.

1-й городской театр ("Колизей")

Так перед революцией выглядел к тому моменту первый городской кинотеатр!…
Так перед революцией выглядел к тому моменту первый городской кинотеатр!…

Адрес: проспект Ленина, 43.

История этого места началась в 1847 г., тогда это был 1-й городской театр. Сама труппа возникла ещё в 1843 г., она давала представления в помещениях Александровского горного госпиталя (сейчас там музей ИЗО). А здание, построенное в 1847 г., придумал горный начальник, генерал В. А. Глинка (однофамилец М. И. Глинки), архитектор — К. Г. Турский, а деньги на его постройку выделило местное купечество.

Превыми постановками тетра были комедия "Приёмыш" и водевиль "Дезертир" (водевиль — это комедийная пьеса с песнями и танцами). Комедии, водевили и мелодрамы в репертуаре главенствовали, впрочем, серьёзные постановки тоже ставили. Большинство актёров изначально были крепостными на оброке, позднее их выкупали из крепостной зависимости. А в 1885 г. театр получил электрическое освещение, это первое такое здание в городе.

В начале XX века модным увлечением был кинематограф. Его сеансы давали ещё в в 1896 г., однако подлинный бум пошёл в 1897 г., когда сюда приехали братья Люмьер собственной персоной. В результате с 1914 г. тут разместился кинотеатр "Колизей", потому что был открыт ещё один театр (о нём в статье о музыкальной культуре — это оперный театр). Это кинотеатр и поныне, правда, в последние годы кинотеатр по такому назначению больше не работает, зато работает по своему самому первому предназначению: здесь базируется коллектив "Провинциальные танцы". А одно время хотели сделать ретропоказы…

Как добраться?

Ближайшие остановки — это "Театр музкомедии" (будет у меня музыкальная культура города отдельной статьёй) у трамвая (маршруты те же, что и у площади 1905 года) и "Архитектурная академия" у шинного транспорта (маршруты троллейбуса №№26, 27, 29, 31 и автобуса №№48, 56, 57, 59, 61, 65, 81, 86, 87, 114).

Мужская гимназия (гимназия №9)

Это дореволюционное фото гимназии!…
Это дореволюционное фото гимназии!…

Адрес: проспект Ленина, 33.

Общепринято: первая гимназия города открылась в 1861 г., в год отмены крепостного права. Вообще её идея возникла ещё в 1831 г., но тогда вопрос согласовать не удалось, просто к 1861 г. вопрос перезрел. Под гимназию отвели 2-ой этаж здания, где остальные этажи (всего их было 3) занимало горное училище, и только в конце 1870-х гг. гимназия заняла всё здание, а Горное училище переехало.

Второй директор гимназии Вячеслав Всеволодов стал одним из инициаторов возникновения в её стенах Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), её породил Онисим Клер, ещё в Ярославле занимавшийся краеведением и в 1867 г., году назначения Всеволодова на пост директора гимназии, перебравшийся в Екатеринбург. Общество просуществовало до конца 1920-х гг.

В 1919 г. здание заняла Красная Армия, спустя год — правление Пермской железной дороги. В 1928 г. здание вновь стало, правда, пока не гимназией (это будет только после распада СССР), а школой, поначалу №4, затем множеством их — у многих школ не было своего здания. В 1937 г. наконец была образована школа №9. Номер за гимназией сохранится — это и сейчас "Девятка", сильнейшая школа города.

Правда, сильнейшей школой города "Девятка" стала не сразу — здесь поначалу учились безнадёжные дети. Нынешний статус у неё появился позже, так как здесь далее учились дети элиты в том числе. Из-за престижа школы с 2013 г. первоклассников сюда уже не принимают, для них есть начальная 69-ая школа.

Так сложилось, что гимназия — один из важнейших центров общественной жизни. Кроме того, ряд несколько организаций в составе гимназии имеет международный статус: скажем, клуб "Центр" со статусом клуба ЮНЕСКО. А поскольку университет тут появился намного позже, гимназия стала центром научной жизни города и её дух тут жив до сих пор.

Как добраться?

Гимназия находится через дорогу от площади 1905 года, так что вся логистика Плотинки тут доступна.

Архитектор Михаил Павлович Малахов в одиночку запроектировал очень много построек. Следующая статья будет посвящена его работам и работам его ученика Падучева, одна из которых попала в число символов города!…