Если гулять по Бакунинской улице, то невозможно пройти мимо красных с белыми вставками старинных палат с крышей, выкрашенной «в шахмат». Рассказывают, что этот стиль росписи сделался популярным во времена Павла Первого, который был большим любителем шахматной игры.
Правдива ли эта легенда, сказать сложно, но, видя такой декор на русских храмах или гражданских постройках, всегда обращаешь на них особое внимание.
Впрочем, обо всем по порядку. Обязательно дочитайте статью до конца!
Эти палаты в стиле барокко, на сводчатых белокаменных подвалах, были построены в 1773 году для купца Данилы Никитича Щербакова – к слову сказать, когда будущему императору Павлу Петровичу было всего девятнадцать. Выстроившим их зодчим стал...
...Архитектуры первого класса помощник Петр Трофимович Бортников
Первый этаж палат отдали под лавки, в подвалах устроили торговые склады, а второй этаж сделался жилым.
(7 фото)
И их история вовсе не ограничивается обычной купеческой бытностью!
Существует рассказ о том, что палаты эти посещал тот самый император Павел Первый, которого я упомянул в самом начале.
«Однажды государь, в бытность свою в Москве, изволил проехать по Покровке в Измайлово, почему все население ее и высыпало на улицу, чтобы не прозевать обратного его проезда и проводить его обычными приветствиями. Стройка на Покровке той эпохи была прескверная и в обе стороны от Гаврикова на далекое пространство представляла два ряда неказистых деревянных домишек и избушек, среди которых прочно построенный небольшой каменный домик Щербакова высился наподобие великолепного дворца. Как по справке оказалось, еще едучи в Измайлово, государь обратил на него внимание; на обратном же пути приказал экипажу остановиться против него и узнать, кому он принадлежит. Умный, смелый и бойкий Щербаков, находившийся тут же в толпе, заявил свои права собственности на дом и по желанию государя был представлен ему. Император, выразив ему удовольствие за то, что он выстроил дом не деревянный, а каменный, вдруг спросил у него: „А нельзя ли мне у тебя отдохнуть?“
Щербаков, конечно, выразил всю полноту счастия, какое он испытывает, удостаиваясь принять у себя такого гостя. Император вышел из экипажа и с некоторыми из своей свиты вошел во двор и затем в дом, где уже успела собраться для его встречи вся семья с самим Щербаковым во главе, державшим в руках хлеб-соль. Императору такая встреча, столь быстро организованная, видимо, очень понравилась. Он обошелся со всеми милостиво и объявил, что хочет быть запросто, требуя, чтоб и с ним все были тоже запросто. Позавтракав чем Бог послал, но очень вкусно и сытно, он разговорился с Щербаковым самым задушевным образом и, видимо, довольный его беседой, выразил желание остаться у него ночевать. Изумленные хозяева, ног под собою не слыша от радости, и от испуга, и от боязни, как бы чем не потревожить и не прогневать нежданного державного гостя, задумались над вопросом, где же его положить, – и не нашли ничего лучше, как на широком мягком диване, стоявшем в главной комнате. Государь против того ничего не возразил. Наутро, прощаясь с счастливыми хозяевами, он поблагодарил их за гостеприимство и радушное угощение и, вручив Щербакову свой портрет, выразил желание, чтобы он всегда помещался в спинке дивана»
(Дмитрий Алексеевич Покровский, «Очерки Москвы»)
Столь удивительную историю автору книги поведала невестка купца Щербакова Евфимия Тихоновна, урожденная Тюляева, что прожила в этом самом доме до глубокой старости. Многие называют рассказ легендой, но большинство все-таки склоняется к тому, что история правдива.
После Щербаковых дом перешел в руки купца Федора Ивановича Смирнова, а от него к сыновьям – Ивану и Сергею, которые владели им до 1910 года. При них в конце девятнадцатого века на первом этаже разместился известный на всю округу трактир с недорогой выпивкой и закусками.
Последние же семь лет до революции палаты принадлежали купцам Калининым.
В советские годы, что любопытно, «преемственность» не нарушилась, и в доме долгое время сосуществовали популярная пивная и магазин «Колбасы».
При строительстве Третьего транспортного кольца...
...Дом этот едва не уничтожили
Но жители района, краеведы и даже обычные школьники и студенты встали на его защиту. Как рассказывают, активисты дошли до самого Бориса Николаевича, который и посодействовал тому, что палаты были спасены.
Чем, к слову сказать, их история перекликается с историей старообрядческого храма, который стоит неподалеку и о котором я также писал в своем маленьком Дзене. Его точно так же хотели снести, но он был спасен благодаря спортсменам, чей тренировочный зал находился в нем до того, как храм снова сделался храмом.
А некоторые из тех молодых активистов, что вставали на защиту палат Данилы Щербакова, впоследствии сделались архитекторами, реставраторами и историками-краеведами.
В 2000-х годах дом на Бакунинской отреставрировали. А многие предметы быта, что были найдены в нем, сделались основой для экспозиции музея «Зрелище Москвы».
* * *
Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал статью до конца. Очень нуждаюсь в ваших комментариях и лайках, а также в репостах статей в ваших любимых соцсетях.
Если вы хотите финансово поддержать Автора, это можно сделать, оформив Премиум-подписку, пройдя по ссылке: https://dzen.ru/secret_photograph?tab=premium
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!