Посмотрите на Дарвина. Какая мощная теория!
Кстати, я даю ей ещё около 40 лет, и она сгорит дотла…
Том Вулф [Neumayr 2005]
Аннотация. Призывы исключить теорию эволюции Ч. Дарвина из школьной программы регулярно звучат в разных странах мира, но в последние годы их количество значительно увеличилось. Критики дарвинизма уже добились изменений в таких странах, как Турция и Индия, а также частично в Южной Корее и Израиле. В 2024 году этот вопрос был поднят и в России. Помощник председателя правительства России Муслим Хучиев на заседании Всероссийского родительского комитета выступил с предложением исключить теорию эволюции из школьной программы. Подобные инициативы вызывают серьёзное сопротивление со стороны атеистически настроенных учёных и проатеистических организаций. Не стала исключением и Россия. Комиссия РАН по борьбе с лженаукой при Экспертном совете РАН выступила с заявлением против этой инициативы, подчеркнув необходимость сохранения теории эволюции в школьном образовании. В статье представлен краткий анализ основных положений данного заявления. Из сказанного в заявлении следует, что члены Комиссии РАН либо недостаточно осведомлены о современном состоянии теории эволюции, либо намеренно создают иллюзию отсутствия конструктивной критики дарвинизма со стороны специалистов. Помимо этого, учёные продемонстрировали недостаточную компетентность в религиозных вопросах. Всё это ставит под сомнение научную обоснованность выводов Комиссии РАН.
Ключевые слова: эволюция, дарвинизм, атеизм, религия, креационизм, разумный замысел, биология, преподавание в школе, Комиссия РАН по борьбе с лженаукой
ВВЕДЕНИЕ
19 сентября 2024 г. на заседании Всероссийского родительского комитета помощник председателя правительства России (экс-премьер Чечни) Муслим Хучиев призвал запретить в российских школах теорию эволюции Чарльза Дарвина, убрав её упоминание из учебников. С соответствующим предложением Хучиев обратился к министру просвещения России Сергею Кравцову. По мнению политика, теория Дарвина ошибочна, идёт вразрез с религией и является первым шагом в духовном разложении детей. «Все знают, что это ошибочная теория, она идёт вразрез религии. Это первый шаг, я считаю, в духовном разложении детей. Мы можем это просто убрать. Это [теория Дарвина] неправда, это противоречит религиозному воспитанию, все религии это признали. Кто ещё должен это признать, чтобы это убрать из учебников и не вкладывать в сознание нашим детям?» – пояснил Хучиев [Грошева 2024].
Заявление Хучиева привлекло общественное внимание. В его адрес прозвучали как слова поддержки, так и критики. В поддержку выступили представители Русской православной церкви (РПЦ). Председатель патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ Фёдор Лукьянов воспринял это предложение с большим энтузиазмом: «Многие известные учёные подвергли сомнению теорию эволюции, так как её основополагающие тезисы противоречат данным современной науки. Теория Дарвина не отвечает на вопрос зарождения жизни как таковой. Она всегда была скорее политическим и идеологическим инструментом, нежели научным. Гитлеровский режим пытался воплотить в жизнь идеи о выживании сильнейших и уничтожении «неполноценных». Теория эволюции активно насаждалась и насаждается англосаксонскими колонизаторами с целью привить комплекс неполноценности покоряемым народам. Зачем нам в отечественной системе образования транслировать эти идеологемы? Нам с ними точно не по пути. Я очень надеюсь, теория Дарвина покинет учебники как ненаучная» [Жукова 2024].
Поддержал это предложение и основатель телеканала «Царьград ТВ» Константин Малофеев: «Крайне идеологизированная и научно устаревшая дарвинистская теория эволюции человека из обезьяны должна быть исключена из школьных учебников. Ещё в XIX веке великий русский философ, социолог и биолог Николай Данилевский, автор знаменитой книги «Россия и Европа», написал двухтомный фундаментальный труд «Дарвинизм», камня на камне не оставивший от теории Дарвина. По сути, наша система образования стоит перед выбором, во что мы научим верить наших пятиклассников — в то, что они образ Божий, или в то, что они прямоходящие приматы. До чего доводит подобное образование, мы можем судить по отошедшему от Бога осатанелому Западу. Если мы не хотим такого же будущего для наших детей, пора менять школьную программу» [Жукова 2024].
Негативное отношение к предложению о запрете дарвинизма в школе высказали представители атеистического сообщества. Так, антрополог Станислав Дробышевский сказал следующее: «Прямой наводкой движемся в Средневековье с такими предложениями! А я вот хочу в палеолит! Нечего останавливаться на полпути! Все запретить: силу тяжести, теорию относительности, очки и унитазы! Штанов, кстати, в библейские времена на Ближнем Востоке никто тоже не носил. Это бесовская одежа северных варваров, к коим Иисус проповедовать прямо запретил, ибо безнадёжны» [Иорданова 2024].
Известный российский популяризатор атеизма, биоинформатик, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, член комиссии РАН по борьбе с лженаукой Александр Панчин также не преминул высказать несколько колких фраз в адрес инициативы чиновника. «Это как сказать, что теория всемирного тяготения способствует разложению детей, что представление о том, что два плюс два равно четыре, способствует разложению детей. Это просто факты, факты о реальном мире, установленные современными учёными за гранью каких-то разумных сомнений», – сказал он [Клабукова 2024].
Со стороны членов правительства звучали в основном сдержанные высказывания. Так, член комитета Госдумы по просвещению Анатолий Вассерман сказал следующее: «Действительно, некоторые утверждения Дарвина не вполне точны. Это естественно для человека, создающего новую теорию. С тех пор как он написал свои труды, прошло более 150 лет и другие биологи очень серьёзно развили эту теорию. В частности, подвели под неё обоснование в виде генетики, то есть изучения самого механизма наследственной передачи каких-то свойств организма. Сейчас эта теория излагается уже не столько по Дарвину, сколько по Докинзу. К сожалению, школа старается преподавать только то, что уже установлено вполне надёжно, и поэтому действительно зачастую опирается на устаревшие научные представления. Ту часть программы по биологии, которая затрагивает теорию эволюции, наверное, стоило бы несколько доработать в соответствии с актуальными исследованиями, но ошибки Дарвина – это не повод отказываться от всего, что он сказал» [Жукова 2024].
Депутат Госдумы Виталий Милонов также предлагает не исключать, а переработать школьный курс дарвинизма, и помимо этого считает необходимым преподавать его вместе с теорией Разумного создания, которая сегодня набирает популярность в научных кругах: «Исключать теорию Дарвина из школьной программы не нужно, но она не должна считаться единственно возможной и единственно верной, поскольку наука ещё не настолько совершенна, чтобы разгадать все хитросплетения зарождения жизни. Наравне с теорией эволюции нужно говорить и о теории креационизма – в таком случае дети будут получать разностороннюю информацию. Обе эти теории имеют своих последователей в научных кругах и, по большому счёту, не противоречат друг другу. Чарльз Дарвин был верующим человеком, а безграмотные большевики сделали из него атеистическое чудовище. Всё это привело к тому, что сейчас в школах преподают некую псевдонаучную модификацию, базирующуюся на замшелых принципах коммунизма. Я считаю, что теорию эволюции нужно скорректировать в соответствии с теми выводами, к которым пришёл сам Дарвин» [Жукова 2024].
Продолжение в части 2: https://dzen.ru/a/Z1oAQwMoMWAIJEY5
Заключение в части 3: https://dzen.ru/a/Z1n9EqEfLQTGhOTH
Трифонов О. В.