Найти в Дзене
Анна, города и годы

Пешком по Сухэ-Батора

Как я уже писала в анонсе: улицу Сухэ-Ба́тора моя прабабушка ещё называла именем Красной Звезды. Ибо переименовали её сравнительно недавно - в шестьдесят пятом году. До этого она успела побыть и пышной Кремлёвской (видимо, что шла от стен острога и от главной площади города), тихой и незаметной Тихвинской... на месте нынешнего Востсибугля стояла красивая Тихвинская церковь:

Вообще, конечно, улица начинается от Нижней набережной, минуя сквер, но мы сегодня (снегопад!) так далеко не пойдём (и вообще я по делам ходила, поэтому решила не пытаться объять необъятное, а сосредоточиться на старой кирпичной части, где дома плотно примыкают друг к другу, образуя единый ансамбль, который, увы, редок в нашей стране... сами знаете, как у нас любят воткнуть хрущовку/брежневку/монструозный офис с обваливающейся плиткой между деревяшек, а рядом поставить непременный рекламный щит.

Поэтому будем двигаться от сквера имени Кирова (бывшая Тихвинская площадь) - вдали виден шпиль Спасской церкви, а это самое старое здание нашего города 1706-ого года постройки в своём каменном воплощении... Слева же компактная коробочка гостиницы "Ангара". Говорят, что на её месте было самое старое каменное здание - приказная изба. Но сейчас это уже всё история...

-2

Итак, все уже поняли, что прежнее название — Тихвинская — связано с располагавшейся поблизости Тихвинской церковью (разобрана в 1930-х, на её месте — здание управления «Востсибуголь»). Ну, а за лиственницами сквера когда-то высились купола и кресты огромного Казанского собора:

Очень он был красив... и зимой, и летом, а особенно я люблю его вид с воды - с косы на Ангаре:

тут хорошо видна Спасская церковь, впрочем, и колокольня Тихвинской вдали просматривается
тут хорошо видна Спасская церковь, впрочем, и колокольня Тихвинской вдали просматривается

Самое яркое событие, связанное с улицей Тихвинской - она красиво изогнута, но... так было не всегда. Лет двести тому назад дома на ней стояли как-попало. Многие просто вылезали нахально на проезжую часть. Появился у нас губернатор Пестель, и он дал иркутянам год на то, что нужно привести улицы в надлежащий вид. Сами понимаете: русский человек и не почесался ничего делать... а оказалось, что это вовсе не шутка никакая, а действительно вышли на улицы города солдаты с топорами-пилами, чтобы просто подкорректировать те дома, которые мешали транспорту и пешеходам.

сейчас уже трудно во всё это поверить...
сейчас уже трудно во всё это поверить...

Да, невозможно не отметить костёл Непорочного Сердца Божьей Матери, который на днях отпраздновал своё сто сорокалетие (боже, надо уже оставить дурную этикетную привычку пытаться писать числительные буквами - каждый раз нервничаю, что ошибусь!):

-6

Понимаю, что надо бы упомянуть и Богоявленский собор и здание промышленного училища (ныне это биофак ИГУ), но, как я уже говорила - мы начнём от бывшей гимназии Хаминова, где я училась в бытность его пединститутом (боже, тогда он носил нелепое и пышное название "акадэмия", - я не шучу!), и я очень любила старый корпус - такой изящный. Собственно, на нём и висит табличка с информаций о монгольском революционере Сухэ-Баторе (батор - это богатырь по-бурятски и по-монгольски... то есть все сразу сообразили, что, например, Улан-Батор - Красный Богатырь;)

-7

Полюбоваться зданием: кто будет смотреть внимательно - увидит витражи... там в первом этаже - на стыке старого и нового зданий - витражная мастерская... я вставала на цыпочки, но всё равно неудобно фотографировать... если кто-то внутри бывает - похвастайтесь трофеями!:)

Да, сейчас здесь факультет гуманитарно-эстетического образования. Мне явно подходит больш, чем просто филфак!..

На разных этапах строительства женской гимназии Хаминова принимали участие такие видные архитекторы, как М. И. Южаков, Г. Б. Бархин, А. П. Артюшков. От себя скажу, что из былого великолепия я успела застать зеркала, привезённые с острова Мурано (надо бы сделать статью... а то я только Бурано осветила (вот я графоман-то - осознаю, когда листаю статьи назад, ищу нужное...):

Мы на эти подзеркальники бросали рюкзаки и сумки... а ещё там остались печки изразцовые, но очень мало. И немного венских стульев, изящных столиков... в общем, спасибо купцу Хаминову. От всего сердца.

Очень люблю фотографию Брумфельда: она из 90-ых годов, поэтому... воспоминания детства, считайте:

-9

Каменный двухэтажный корпус имел вход с Тихвинской улицы, и его пышную и резную дверь вы видели в подборке выше. Она наглухо закрыта... А главный фасад симметричен, с двумя боковыми ризалитами, украшенными ложными портиками, с «французскими» балкончиками, венчающими карниз. Первый этаж выделен рустовкой, чем архитектор Миталь не преминул воспользоваться, когда строил новое здание, примыкающее к зданию гимназии:

То, что тёмно-розового (кораллового?) цвета бывший дом партактива, 1933-1935, архитектор Казимир Миталь, в стиле конструктивизма. Вы его работу, кстати, видели в статье про улицу Загоскина (я там памятник на могиле Загоскина опубликовала - вот Миталь автор!). В годы Великой Отечественной войны здесь размещался военный госпиталь:

-11

Мне очень нравилось заниматься в полукруглой башне: там же актовый зал, там я получала свой диплом. Вообще здание для учёбы идеально - просторное и светлое:

Да, со старым зданием - Хаминовским - этот корпус соединён подземным переходом: извините, но раньше техника была не столь хороша - я честно его запечатлела (почему света нет?- не знаю! - в те годы не было...):

Эпичный разбор здания Востсибугля я не стала фотографировать - там всё забором так плотно огорожено, что... оставлю это фотографам-документалистам.

На этой остановке в детстве я частенько ждала троллейбуса с одноклассниками. Иногда мы шли на Художественный музей, чтобы "постоять подольше" (домой не хотелось, т.к. там, конечно, обед, но и уроки потом нависают дамокловым мечом! - поэтому часто мы ходили кругами от сквера Кирова до Художественного и обратно:) сколько было разговоров о важном возле этой будочки (тут тогда продавали проездные!) и остановкой... позади, кстати, был сквер тополей и фонтанчик под их кронами. Сейчас покажу:

Мы двигаемся в сторону гостиницы "Коммерческое подворье", минуя переулок Богданова; бросим взгляд на противоположную улицу, чтобы полюбоваться домом Перетолчина, который весь такой прямиком из XIX века и закомарами своими мне напоминает времена Тихвинской церкви:

Итак, красивое Коммерческое подворье. Почему название запомнилось дореволюционное? В 90-ые годы, на моей памяти, там был магазин с таким названием: вообще видно, что Сухэ-Батора 11 состоит будто из двух зданий:

Помню только плитку внутри здания:

-17

Как я уже писала - здесь было общежитие актёров драмтеатра, поэтому здесь памятная доска Виталию Константиновичу Венгеру. Мне очень нравится. По личным причинам, т.к. на улице Сухэ-Батора живёт старенький вахтёр нашей школы - Виктор Анатольевич, который внешне очень похож то ли на старого дирижёра, то ли на Венгера:

Идём, любуемся деталями:

-19

а напротив нависает громада довоенной архитектуры (монументальной):

Иркутяне старшего поколения ностальгируют по блинной, которая тут была; я ностальгирую по тапас-бару "Паломе", где вечерами зажигали белые толстые свечи, и официантки их разносили по столикам... свечи плыли в черноте окон, язычки пламени трепетали, свечи белели, белели и руки и рукава официанток, и всё это майскими вечерами создавало романтическую картину летних вечеров, которые на исходе мая и в начале июня кажутся бесконечными, призрачными, наполненными запахами цветущих груш, яблонь, нежной черёмухи...

Сейчас здесь пельменная (блинная, тапас-бар, пельменная... что дальше?! иркутяне сейчас пошутят "чайхана!":)

-21

Виден троллейбус, заворачивающий на улицу Свердлова, но мы идём дальше... к "Тихвинскому колесу": то есть дом на Тихвинской, напоминающий колесо. Автор этого крутобокого проекта - всё тот же молодой и перспективный (разумеется, репрессированный) Казимир Миталь:

Идея о доме работников Партактива написала сами Миталем (пояснительная записка):

«Планировка жилого дома  по типу Самарского конкурса,  дает  вполне удовлетворительное решение при возникновении в дальнейшем вопроса о приспособлении построенного дома к типу домов-коммун, основанном на намеченных принципах новой функции современного жилья. При этом потребляются незначительные затраты на устройство дополнительных переборок, для образования в каждом этаже сквозных коридоров, перерезающих все лестничные клетки и открывающие входы в секции и ячейки. По этим коридорам и лестницам все живущие будут иметь возможность сообщения с 1-м этажом, который легко может быть приспособлен для размещения помещения общественного пользования: клуб, читальню, ясли и пр. Путь к любому помещению каждого этажа от любой лестничной клетки будет протекать внутри самого корпуса, не выходя  на  улицу,  что  особенно  важно  в  зимнее  и  дождливое  время. Секции расположенные около лестниц, ровно как и ячейки, представляют общую систему секционного дома. Все квартиры со сквозным проветриванием,в квартирах имеется передняя, уборная с умывальником освещенная дневным светом, кухня, кладовая, высота помещений три метра».

Вот где-то на перекрёстке Сухэ-Батора и Свердлова фотоаппарат у меня противно запищал - мол, холодно! В общем, меньше будет фотографий во втором сегменте:)

Жители Второго Иркутска и НЛО увидели пазик и... побежали:) - шутка, понятная лишь иркутянам:

-24

Двигаемся по нечётной стороне (я знаю, что можно сделать очень красивый кадр с этой аркой, но севшая батарея отбила у меня желание бегать по улице туда-сюда, я уже просто экономила заряд - старалась его растянуть до пересечения с Карла Маркса):

реклама всё портит, да?
реклама всё портит, да?

На самом деле погода была терпимой, но фотоаппарат всё равно замёрз и завредничал, т.к. снежинки на него попадали, таяли, а снег и дождь он у меня не любит. Мягко говоря. В общем, не нравится ему нынешняя погода, когда "а за окном то дождь, то снег и спать пора-а-а, но никак не уснуть":

-26

Весной тут, конечно, всё иначе:

Как я уже писала в анонсе: мне очень нравился этот домик - чуть в глубине - за будкой сапожника... там было в начале Миллениума агентство недвижимости, и мы там попрощались с квартирой на Подаптечной (чудесная иркутская улочка, на которой есть три дома: 1,2, 12), чтобы начать новую страницу жизни:

хорошее было время...
хорошее было время...

А сейчас наш город в трёхсот шестьдесят лохматый раз засыпало сверкающим сахаром снега... Бывал кто-нибудь в этом музее Арт-Хауса? - я его помню лишь как газетную редакцию, а потом антикафе, куда я так ни разу и не поднялась...

И, как обычно, 8-го ноября (ибо все мы народились 8-го числа в нашей семьей включая котов) мы ходили в японское заведение, где было холодно. Мы там ковырялись палочками, а между столами ходила белокурая малышка, шуршала газетами, листала меню, а под потолком - следом за ней - плыл воздушный шарик оранжевого цвета. Малышка обвязала его вокруг талии в два ряда, но шарик всё равно спотыкался о фонари, притолоки, дверные проёмы. Мы вспоминали, что когда-то ходили в другое японское заведение, где был магазин "Птица", когда керамические рыбы обвивали окна, косяки и стены, круглые окна-иллюминаторы...

Магазин напоминал купальни, пах рыбой, птицей, а лет двадцать пять назад мы с мамой встретили там старого бассета, у которого ушли были обмотаны тёплой шалью.

На моём любимом незастроенном месте Сухэ-Батора исчез железный дракон в шарфике, но появился памятник первому губернатору, и Филибер тут сказал, глядя на него:

-Что-то одет он по-современному...

я, с подозрением глянув: - В каком году у нас был губернатор Н.?

Филибер: - Когда мы в школе учились... он ещё на "ниве" ездил - на сквере её оставлял, мы с ним здоровались, когда мимо серого дома ходили... ах, этот губернатор!.. я-то думал, что первый - такой, знаешь, в жабо, в камзоле...

В ограде дома Жарникова смутно белеет мальчик на лебеде, белеет не сломанная ещё ограда; светятся леденцовые окошки каменных двухэтажных особняков, улица плавно поворачивает, тянется до моего гимназического института, здание которого я глубоко и верно люблю...

А напротив дома Жарникова (детского сада) есть дом, в подъезде которого меня когда-то щёлкнула подруга юности:

Мы уже на пересечении с Горького. С Горького 36 у меня свои ассоциации, они не связаны с деторождением, к сожалению; но я просто как-то в мае чуть не умерла в этой больнице, т.к. были выходные, у меня случился перитонит и... я сутки пробыла между жизнью и смертью почти, а потом мама подняла свою одноклассницу, которая работает в другой больнице, но она вспомнила, кто у неё тут есть знакомые и... тот человек просто меня посмотрел и вызвал "скорую". Меня перевезли в городскую клиническую больницу, прооперировали и... неудачно. Но это была долгая-долгая сага, которая в итоге закончилась хорошо и оставила мне на память массу впечатлений и вертикальный длинный шрам. Здание по Горького 36 невероятной красоты, конечно. Посмотрите на эту лепнину, маскароны, на балкончики, кронштейны, капители и антаблементы... оно очень эффектное. И занимает почти целиком квартал. Но мы про улицу Горького когда-нибудь непременно поговорим отдельно.

-33

Хлопья снега, которые засыпают нашу землю из космической черноты, примирили меня со всем, а ещё я почувствовала приближающиеся каникулы во всей полноте и чувстве.

По улице Сухэ-Батора я каждый день ходила в юности и писала:

В начале прошлой зимы Филибер и Яролславна все ходили смотреть, как строится пивной бар "Хобби таун", что на улице Свердлова. Сперва они водили меня к плакату, что на улице Ленина и говорили: "Смотри! Это хоббиты идут по стрелке туда!" - т.е. к тому подвальчику, о котором они мне много рассказывали. Там, мол, витражные стекла, и внутри все такое красивенькое, маленькое и уютненькое. И они все ходили и заглядывали в окошки, крыльцо засыпало снегом, а на крыльце сидел рабочий и курил (правда, не трубку, но все ж!). Он глубокомысленно говорил: "Вот подождите, ля, девочки! Откроется это, ля, чудо-заведение, придете сюда пить пиво", Филибер с Ярославной отвечали: - "Как здорово! А скажите, почему дверь не круглая?" - и задавали еще кучу вопросов. А я все ездила мимо, глядела на плакат и умилялась. Потом была весна, а потом она как-то резко закончилась, и полетел этот невыносимый тополиный пух (и, разумеется, настала еще менее выносимая жара). Мы с мамой решили встретиться вечером (она рядом работает, а я шла из института) где-то в тех околохоббитоновских местах. Помню, что я шла по улице и говорила в телефон:

-Это же совсем просто! Где плакат "Хоббитон", и гномики идут...

Но мама таких мест не знала и правильнее было встречаться у блинной, которая сорок лет назад там была, а на углу фотоателье… там делают фото на документы, и только там я поразительно похожа на неумытую беженку... помню, что один раз мы туда прибежали, чтобы сделать "срочное фото" для поступления, а я с утра не причесывалась, не красилась, и вообще - вечера вернулась из другой страны: где причесываться (уж тем более краситься) необязательно.

И потом я доставала эту корочку с фото а-ля "Полумна" раз в год две недели и вспоминаю это ателье, что рядом с блинной, которая там была здесь много лет назад...

И там жестяной дракон, напротив "Васаби", в котором в моём детстве был магазин "Птица", а в мамином - "Рыба". Как это было:

-34

А еще дальше детский сад, где мальчик верхом на гусе. Скульптура в фонтане, который, конечно, не работает и по-совместительству, конечно, клумба, и у лебедя целых десять лет не было головы, а потом она опять появилась, и их обоих (мальчика и лебедя) покрасили белой краской, а сейчас он полностью скрыт забором:

Дальше – торгово-промышленная палата, где когда-то работала бабушка. Потом здесь была венская кондитерская, где я была один раз в жизни, а еще дальше - "Бенеттон" и прочий "гламур" улицы Карла Маркса:

Еще там есть двор, где мы гуляли однажды в Праздник Фонариков... у нас были фонарики со свечками, и мы ставили их на корочку льда, что затянула все лужи тогда; потом мы качались с ними на качелях, и в темноте это было сказочное зрелище. А еще раньше моя воспитанница Тоня умиленно сообщала в таких двориках, где видела домик с нарисованной Белоснежкой и гномами: "Гомики!", и мы с мамой до сих пор смеемся, когда вспоминаем.

И так можно долго "ходить" и рассказывать, потому что каждое место что-нибудь значит...

Впервые дзен заявил, что я превысила максимальное число фото для статьи... Что ж!.. будем заканчивать статью уже завтра!..

Да, страшное дело, когда есть, что вспомнить...

Пожелаю своим дорогим читателям... тоже гулять по любимым улицам и... вспоминать!..

А вот и вторая часть уж вышла: