Да, ни для кого не секрет, что среди хазарской верхушки в X веке был широко распространён иудаизм. И всегда этот факт, при первом знакомстве с ним, сильно удивлял, ведь исторических аналогов этому явлению почти не найти. И удивляет он не только людей, живущих в XXI веке. Многие современники Хазарского каганата (тот же князь Владимир) только узнавая о том, что есть такая опция у языческих правителей, как принятие иудаизма, без промедления её отвергали: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
Поэтому проблема принятия руководством Хазарии иудаизма находилась в центре внимания всех хазароведов на протяжении всей истории изучения каганата.
Но прежде чем перейти к проблематике иудаизма в Хазарии, сделаем несколько важных ремарок для понимания исторического контекста.
Во-первых, кем бы не были хазары – они ни разу не родственный для евреев народ. Да, идут нескончаемые исторические споры о роли тюркских, угорских и иранских народов в становлении хазарского этноса. Но, как вы заметили, в этом перечне нет семитов. Хазарская история, язык и культура длительное время развивались без какого бы то ни было серьёзного еврейского воздействия.
Во-вторых, к началу становления государственности, в VII веке нашей эры, хазары преимущественно вели кочевой образ жизни, который был схож со всеми их близлежащими кочевыми соседями (в первую очередь, тюркскими племенами).
В-третьих, после завершения фазы активной экспансии Хазарского государства (где-то в VIII веке) происходит сильная перестройка политико-экономической системы Хазарии. Из империи грозных кочевых завоевателей, Хазарский каганат превращается в торговую империю. Поясню, что это означало на практике. Хазария никогда не была похожа на Ганзу или Ост-Индскую компанию, которые стремились с помощью экономических и политических средств получить контроль над важнейшими источниками сырья и рынками сбыта. Скорее это была страна «Панамский канал», или страна «Суэцкий канал». То есть, главный источник их благосостояние в VIII – X веках – сбор дани за проход торговых караванов по их территории. Возможно, что хазары впервые в истории успешно осуществили эту политико-экономическую модель.
И вот теперь вернёмся к евреям и их религии. Так получилось, что после всех нескончаемых завоеваний Земли обетованной в перовом тысячелетии нашей эры, огромное количество евреев было вынуждено покинуть Израиль, и начать искать счастье на чужбине. Этот, казалось бы, ужасный поворот судьбы евреи очень быстро смогли использовать себе во благо. Разбежавшись по всей Евразии и Северной Африке, входя в контакты с местным населением, евреи старались не терять связей со всеми двенадцатью коленами Израилевыми. Эти контакты не только позволили им сохранить свою культурную и религиозную идентичность, но и помогли развернуть небывалую доселе всемирную (без обеих Америк и Австралии, разумеется) торговую сеть. Появляется целое движение купцов рахдонитов, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали всю основную торговлю между исламским Востоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим маршрутам.
Становление этой торговой системы происходит параллельно становлению Хазарского каганата. И тут, как говорилось в одном известном советском фильме: «Они с Василием нашли друг друга!» Евреям были нужны надежные и безопасные торговые пути, а хазарам деньги. Думается, что хазарских правителей очень быстро привлекла идея извлечения выгоды без дополнительных рисков, которые до этого всегда сопутствовали их набегам. Еврейские купцы привозили им богатства из соседних стран, а хазарам оставалось только охранять эту «Золотую антилопу», и следить за тем, чтобы денежки из-под её копыт попадали прямо к хазарскому кагану в карман.
И вот в этот момент аморфному политическому образованию для централизации собственной власти обязательно должна была прийти в голову идея принятия монотеистической религии. Всё-таки единобожие очень хорошо перекликается с единоцарствием. Религии их мощных соседей (византийское христианство и арабский ислам) несли за собой угрозу, как минимум, культурной зависимости Хазарии от Византии и Халифата. А тут у них под боком итак уже процветал завезённый из Израиля иудаизм. Поэтому его усиление было лишь вопросом времени.
С ростом доходов от транзитной торговли, росло и влияние рахдонитов в Хазарии. Всё-таки правила «кто девушку ужинает тот ее и танцует» никто не отменял. Что интересно, процесс усиления еврейского влияния проявился и в постепенном отстранении от реальной власти старой хазарской династии, на место которой приходит новая династия военных полководцев – беков (их также называли шадами, или «царями»). Эти беки вначале сами принимают иудаизм (или, по другой версии один еврейский род смог закрепить за собой этот титул), а затем они побуждают это сделать и номинального правителя государства - хазарского кагана.
Жаль только, что этому «хазарскому сёгунату» был отпущен короткий век. Может быть и прав был князь Владимир, говоря: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы Бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите?»
Автор: Илья Бурыка