Часть 4
«Ариэль» - это научно-фантастический роман «о человеке, который мог летать без всяких технических приспособлений». Главный персонаж романа - юноша Аврелий Гальтон (Ариэль), которого в самом раннем возрасте после смерти богатого отца двое опекунов - адвокаты Боден и Хезлон - упекли подальше от родины (Англии) а Индию, определив там в школу Дандарат. Ибо для них (опекунов) «эта опека была настоящим золотым дном. Они так ловко распоряжались имуществом Аврелия, что из года в год приумножали свое собственное». Но достижение их подопечным совершеннолетия должно было положить конец их прибыльному опекунству, и вот, чтобы этого не случилось, они упрятали маленького Аврелия в «религиозную психушку» - Дандарат, чтобы к своему совершеннолетию тот вышел из нее живым, но психически больным, и, тем самым, они бы и дальше смогли успешно «опекать» его от собственных денег.
Все бы ничего, мало ли как может развиваться сюжет в фантастическом романе, но…
Но А.Беляев почему-то решил, что мадрасская школа-тюрьма Дандарат, подобная «дому для умалишенных, где подкупленные врачи умело делали из нормальных детей душевнобольных людей», должна непременно быть…. - теософской школой! И это первое из двух непоправимых кощунств, которое он допустил в своем романе.
Ибо в этой школе Дандарат вместо всего возвышенного (что приличествует истинной теософской школе) царит все самое темное - жестокость, бессердечие, лицемерие, жадность.
Для примера, вот описание завтрака в общей столовой:
На толстом деревянном подносе подавали лучи — лепешки из муки, совершенно несъедобные жареные земляные орехи и воду в глиняных сосудах.
Воспитатель Сатья, как всегда, переводя тяжелый взгляд с одного воспитанника на другого, говорил им, что едят они бананы, вкусные рисовые лепешки с сахаром и пьют густое молоко. И школьники, поддаваясь внушению, с удовольствием съедали все поданные кушанья. Только один мальчик-новичок, еще не подготовленный к массовому гипнозу, спросил:
— Где же бананы? Где рисовые лепешки?
Сатья подошел к новичку, приподнял за подбородок его голову и повелительно сказал, строго посмотрев в глаза:
— Спи! — И повторил внушение, после чего и этот мальчик стал с аппетитом есть жесткие орехи, принимая их за бананы.
— А ты почему надела шарф? — спросил другой наставник, худой индус с черной бородой и бритой головой, обращаясь к девочке лет девяти.
— Холодно, — ответила она, зябко пожимая плечиками. Ее лихорадило.
— Тебе жарко. Сними сейчас же шарф!
— Уф, какая жара! — воскликнула девочка, снимая шарф, и провела по лбу рукой, как бы вытирая выступивший пот.
Сатья нараспев начал читать поучение: воспитанники должны быть нечувствительны к холоду, жаре, боли. Дух должен торжествовать над телом!
Дети сидели тихо, движения их были вялы, апатичны.
Вдруг тот самый мальчик, который в начале завтрака спросил: «Где же бананы?» — вырвал у соседа кусок лучи и, громко засмеявшись, засунул его в рот.
Сатья одним прыжком очутился возле ослушника и дернул его за ухо. Мальчик громко заплакал. Все дети словно окаменели перед таким неслыханным нарушением дисциплины. Смех и слезы беспощадно искоренялись в этой школе. Сатья схватил одной рукой мальчика, другой — широкий сосуд. Мальчик совсем затих, только руки и ноги его дрожали.
Ариэлю стало жалко новичка.
Чтобы не выдать своих чувств, он опустил голову. Да, ему было очень жалко этого восьмилетнего малыша. Но Ариэль знал, что, сочувствуя товарищу, он совершает большой проступок, в котором должен покаяться своему воспитателю Чараке.
После «завтрака с бананами», сообщает писатель, «были уроки по истории религии, оккультизму, теософии», а после «обеда с бананами» - уроки английского языка, хиндустани, бенгали, маратхи, санскрита…» Наконец, скудный «ужин с бананами».
А вот описание «практических занятий»:
«Узкий темный коридор, освещенный только слабым, колеблющимся огоньком светильни с коптящим фитилем из бракованного хлопка, ведет в большую комнату без окон с таким же тусклым огоньком. В комнате — грубый стол и несколько циновок на полу.
Ариэль с группою старших воспитанников неподвижно, молча стоит в углу на каменном полу.
Слуга вводит четырнадцатилетнего мальчика.
— Пей! — говорит наставник, протягивая кружку.
Мальчик покорно глотает остро пахнущую, горьковатую жидкость, стараясь не морщиться. Слуга быстро снимает с мальчика рубашку и натирает его тело летучими мазями. Мальчика охватывает тревога, смертельная тоска. Потом наступает возбуждение. Он часто и тяжело дышит, зрачки его расширены, руки и ноги дергаются, как у картонного паяца.
Учитель поднимает с пола лампу с мерцающим огоньком и спрашивает:
— Что видишь?
— Я вижу ослепительное солнце, — отвечает мальчик, щуря глаза.
Все чувства обострены. Тихий шепот кажется ему громом, он слышит, как мухоловки бегают по стенам, как дышит каждый человек в комнате, как бьется сердце у каждого из присутствующих, как где-то на чердаке шевелятся летучие мыши… Он видит, слышит, замечает, чувствует то, чего не замечает ни один нормальный человек.
У одних это состояние кончается бредом, у других — сильнейшим нервным припадком. Некоторых Ариэль уже больше не видел после таких бурных припадков: они или умерли, или сошли с ума».
Вот, оказывается, какие изверги, подлецы и лицемеры, эти самые теософы!
(окончание следует)
По этой теме читайте также:
------------------------------------------------------------------------------------------
Уважаемые читатели!
Свое мнение о прочитанном здесь вы можете высказывать в комментариях.
Если публикации канала вы считаете для себя полезными или просто интересными - можете завизировать это лайком.
А чтобы оперативно узнавать о появлении новых материалов на канале и поддержать автора - подписывайтесь на канал
"Кто мы? Откуда? Куда идем?"