Найти в Дзене
У Клио под юбкой

Главные ляпы "Великолепного века": исторические ошибки в самом популярном турецком сериале

Создатели сериала "Великолепный век", стремясь воссоздать роскошную атмосферу османского дворца XVI века, допустили ряд существенных исторических неточностей в оформлении интерьеров. Дворец Топкапы в сериале демонстрирует элементы викторианской эпохи, которые появились значительно позже описываемого периода. Особенно заметно это в оформлении окон: вместо исторически достоверных прямых занавесей без украшений, комнаты украшают пышные шторы с драпировкой, бахромой и ламбрекенами, характерными для европейского стиля XIX века. Мебельное оснащение дворца также вызывает вопросы у историков. В эпоху Сулеймана Великолепного османская знать не использовала привычные нам столы и стулья, однако в сериале практически каждое помещение меблировано по европейскому образцу. Примечательной деталью являются многорожковые подсвечники, украшающие интерьеры дворца в сериале, хотя подобные осветительные приборы появились в османском быту значительно позже. Отдельного внимания заслуживает вопрос расположения
Оглавление

Архитектурные анахронизмы: дворец, которого не было

Создатели сериала "Великолепный век", стремясь воссоздать роскошную атмосферу османского дворца XVI века, допустили ряд существенных исторических неточностей в оформлении интерьеров. Дворец Топкапы в сериале демонстрирует элементы викторианской эпохи, которые появились значительно позже описываемого периода. Особенно заметно это в оформлении окон: вместо исторически достоверных прямых занавесей без украшений, комнаты украшают пышные шторы с драпировкой, бахромой и ламбрекенами, характерными для европейского стиля XIX века.

Мебельное оснащение дворца также вызывает вопросы у историков. В эпоху Сулеймана Великолепного османская знать не использовала привычные нам столы и стулья, однако в сериале практически каждое помещение меблировано по европейскому образцу. Примечательной деталью являются многорожковые подсвечники, украшающие интерьеры дворца в сериале, хотя подобные осветительные приборы появились в османском быту значительно позже.

Отдельного внимания заслуживает вопрос расположения гарема. По историческим данным, до 1527 года гарем находился в старом дворце, откуда наложниц и жён султана доставляли в Топкапы по мере необходимости. Только после разрушительного пожара в старом дворце часть гарема переместилась в Топкапы, а некоторые обитательницы получили свободу.

Костюмы и украшения: между историей и фантазией

Создатели сериала значительно отступили от исторической достоверности в изображении костюмов османской знати. Женские наряды в "Великолепном веке" отличаются излишней откровенностью, что противоречит историческим фактам. В реальности женщины носили закрытые одеяния, напоминающие широкие халаты, мало отличавшиеся от мужской одежды. Важной деталью женского гардероба были панталоны, которые создатели сериала намеренно исключили из костюмов героинь в угоду современной эстетике.

Мужской костюм также претерпел значительные изменения. В сериале можно заметить использование тканей коричневых оттенков, которые не применялись в османской мужской моде того периода. Исторические источники свидетельствуют о преобладании ярких, насыщенных цветов - рубиново-красного, синего, черного, зеленого. Кафтаны шились из плотных, тяжелых тканей с богатым узором.

Украшения в сериале демонстрируют избыточную роскошь, не соответствующую историческим образцам. Османские ювелирные изделия XVI века отличались большей сдержанностью: преобладало золото, драгоценные камни использовались умеренно. Кроме того, сюжетная линия, где султанши обмениваются украшениями и одеждой, противоречит историческим свидетельствам о строгом отношении к личным вещам в гареме.

Придворный этикет и социальная иерархия

Создатели сериала допустили ряд существенных ошибок в изображении придворного этикета и титулатуры. Например, титул "Хасеки" был введен Сулейманом специально для Хюррем, однако в сериале им ошибочно наделяют Махидевран-султан, которая в действительности носила титул "Баш-кадын" как мать наследника престола.

Особое внимание привлекает вопрос внешнего вида шехзаде - сыновей султана. По османским законам, право носить бороду имел только правящий султан, однако в сериале многие шехзаде появляются с густой растительностью на лице. Исторические источники подтверждают, что нарушение этого правила шехзаде Мустафой действительно стало одной из причин конфликта с отцом.

Хронологические и культурные несоответствия

Сериал содержит множество анахронизмов и исторических неточностей. Например, появление Хюррем в сериале датируется 1520 годом, когда Сулейман уже стал султаном, тогда как исторические документы свидетельствуют о ее появлении в гареме в 1517 году, когда ей было около 15-17 лет. В сериале роль исполняет актриса значительно старшего возраста.

Языковой барьер также игнорируется создателями: новоприбывшая Хюррем свободно общается с обитателями гарема, а Валиде-султан демонстрирует знание русского языка, что исторически невозможно, учитывая ее происхождение. Особенно яркой исторической неточностью является сюжетная линия с принцессой Изабеллой Кастильской, которая в реальности скончалась в 1504 году, задолго до описываемых в сериале событий, и была значительно старше Сулеймана.

Лингвистическое взаимодействие в гареме на самом деле было сложным процессом: новые наложницы проходили длительное обучение, включавшее изучение османского языка, исламских традиций и придворного этикета. В сериале же персонажи разных национальностей мистическим образом понимают друг друга с первых минут знакомства.