Найти в Дзене

МУЗЫКА В НАУШНИКАХ С ТЕЛЕФОНА - ЭТО НЕПРАВИЛЬНО ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ И ОПАСНО ДЛЯ СЛУХА. КАК ЛУЧШЕ ВСЕГО СЛУШАТЬ МУЗЫКУ?

Прослушивание музыки в наушниках не смотря на некоторые преимущества, имеет и серьёзные недостатки, о которых эта статья. На сегодняшний день абсолютное большинство людей слушают музыку в наушниках со смартфона и ситуация эта прямо противоположна 60-м, 70-м и 80-м годам прошлого века, т.к. в те времена большинство людей слушало музыку с домашней аппаратуры на стереоколонках. Наушники же использовались в основном на студиях звукозаписи для профессионального контроля качества записей. 1. ПОЧЕМУ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ В НАУШНИКАХ НЕПРАВИЛЬНОЕ? Потому, что при прослушивании музыки в наушниках стереоэффект значительно отличается от того, что бывает при прослушивании на колонках. В наушниках нарушается правильный стереоэффект, т.е. локализация кажущихся источников звука, появляется резкость в их проявлении, а поэтому ухудшается объёмность звучания и пространственная различимость отдельных инструментов. Это первый и основной недостаток. Для получения нормального стереоэффекта музыку необходим

Колонкам - да! Наушникам - нет! 😊
Колонкам - да! Наушникам - нет! 😊

Прослушивание музыки в наушниках не смотря на некоторые преимущества, имеет и серьёзные недостатки, о которых эта статья.

На сегодняшний день абсолютное большинство людей слушают музыку в наушниках со смартфона и ситуация эта прямо противоположна 60-м, 70-м и 80-м годам прошлого века, т.к. в те времена большинство людей слушало музыку с домашней аппаратуры на стереоколонках. Наушники же использовались в основном на студиях звукозаписи для профессионального контроля качества записей.

1. ПОЧЕМУ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ В НАУШНИКАХ НЕПРАВИЛЬНОЕ?

Потому, что при прослушивании музыки в наушниках стереоэффект значительно отличается от того, что бывает при прослушивании на колонках. В наушниках нарушается правильный стереоэффект, т.е. локализация кажущихся источников звука, появляется резкость в их проявлении, а поэтому ухудшается объёмность звучания и пространственная различимость отдельных инструментов. Это первый и основной недостаток.

Для получения нормального стереоэффекта музыку необходимо слушать именно на колонках, т.е. акустических системах (далее - АС, колонки), но не в наушниках. Стереозвук обычно и записывается с расчётом, что его так и будут прослушивать. Особенно это относится к музыкальным трекам 60-х, 70-х, 80-х годов, когда отдавалось предпочтение естественному стерео, а не искусственно созданным эффектам.

При этом колонки и слушатель должны располагаться так как показано на Рис.1:

Правильное расположение акустических систем для прослушивания стереозаписей.
Правильное расположение акустических систем для прослушивания стереозаписей.

Как видно из рисунка, колонки левого и правого каналов разносятся на определенное расстояние друг от друга, именуемое стереобазой («Б»). Слушатель же при этом находится на расстоянии 1,4*Б от середины этой стереобазы, лицом к колонкам в точке «М» (точке наилучшего восприятия) - в вершине равнобедренного треугольника, образованного колонками и точкой «М».

Только тогда в точке «М» и «Зоне 1» ощущается правильный стереоэффект, а в пространстве стереобазы (т.е. между колонками) создаётся правильная «пространственная музыкальная картинка» трека, которая воспринимается слушателем со стороны. При этом стереоэффект «картинки» возникает ещё и за счёт относительного запаздывания и различной интенсивности звука воспринимаемого левым и правым ухом от одной и той же АС. А из-за различий дальностей путей, которыми проходит звук до каждого уха наблюдается изменение чувствительности левого и правого уха в зависимости от направления прихода звука и его частоты. Явление начинает проявляться на частотах, где длина волны не более чем в 10 раз превышает размеры головы человека, т.е. на частотах выше 150...200 Гц.

При прослушивании в наушниках этого явления не происходит, стереобаза равна бесконечности, звук левого и правого каналов разделён на 100% и никак не смешиваясь направляется каждый в своё ухо. В результате стереоэффект значительно отличается от прослушивания на колонках: нормальной «пространственной картинки», воспринимаемой слушателем со стороны - уже нет, звук как бы находится «внутри» головы и исходит из её центра, но в тоже время «размазан» по небольшому расстоянию между ушами. В итоге нарушается естественность звучания и ухудшается его объёмность, т.е. локализация отдельных звуков, их пространственная различимость.

Недостатки прослушивания музыки в стереонаушниках не раз подробно рассматривались на страницах радиолюбительских изданий и журналов. Публиковалось немало схем, так называемых бинауральных преобразователей - электронных устройств имитирующих запаздывание и изменение интенсивности звука от реальных АС, которые позволяют устранить эти недостатки. См, например в [1], [2].

2. ПОЧЕМУ МУЗЫКА В НАУШНИКАХ ОПАСНА ДЛЯ СЛУХА?

Потому, что в наушниках вся энергия звука направляется непосредственно в орган слуха, при этом практически невозможно адекватно её контролировать и она легко может превышать чрезвычайно опасные для слуха пределы. Поэтому при прослушивании громкой музыки в наушниках возникает серьёзная опасность повреждения слуха. Причём повреждения эти необратимы, лечению и восстановлению не поддаются и здоровый слух теряется навсегда. Это второй существенный недостаток музыки в наушниках.

Наша слуховая система приспособлена к восприятию в основном тихих звуков и звуков средней интенсивности. Громкие звуки, начиная с уровня звукового давления 75 дБ приводят к резкому снижению чувствительности слуха, причём восстановление обычной чувствительности после такого воздействия может занимать довольно долгое время - до 16 часов. А начиная с уровня 90 дБ, если время воздействия звука превышает допустимые пределы - происходят необратимые повреждения слуха и полностью чувствительность слуховой системы уже не восстанавливается, что может привести к полной глухоте. При этом степень повреждения слуха пропорциональна времени воздействия. Поэтому международные стандарты регламентируют допустимое время пребывания (количество часов в день) в звуковой среде с высокими уровнями звукового давления (SPL). Согласно таблице 3.2.2, опубликованной в [3] на стр. 113, воздействие уровня звукового давления 90 дБ не должно превышать 8 часов, 100 дБ - не более 2 часов, а 115 дБ - не более 15 минут (!):

Международные стандарты предельно возможного времени воздействия на слух (T) уровней высокого звукового давления (SPL).
Международные стандарты предельно возможного времени воздействия на слух (T) уровней высокого звукового давления (SPL).

(А тем, кто желает знать больше подробностей об особенностях нашего слуха и не только, я рекомендую именно эту [3] отличную книгу Ирины Алдошиной и Роя Приттса - «Музыкальная акустика».)

Так почему же в наушниках так легко превысить допустимый уровень звукового давления и как это происходит?

В первую очередь причиной этому общий для наших ощущений закон Вебера-Фехнера, из которого в частности следует, что ощущение громкости зависит от мощности звука и звукового давления логарифмически, т.е. довольно плавно и слабо. Это значит, что при значительном увеличении мощности звука - громкость увеличивается не так значительно. Например, для увеличения громкости лишь в 2 раза, мощность требуется увеличить до 10 раз; для увеличения громкости в 4 раза мощность необходимо увеличить до 100 раз! (Правда цифры эти довольно грубые, ибо со сложными звуками вроде музыки громкость возрастает быстрее).

В результате увеличивая громкость в наушниках, как нам кажется не намного, мощность звука и звуковое давление в ушах мы увеличиваем достаточно резко и сильно.

Далее еще дело в том, что ощущение громкости при прослушивании музыки со временем ослабевает (причём чем громче она звучит вначале - тем ощущение громкости со временем ослабевает сильнее). Именно поэтому после прошествия некоторого времени с момента прослушивания обычно хочется сделать звук погромче. И мы увеличиваем громкость в наушниках всё сильнее.

Также громче обычного приходится включать наушники в транспорте, особенно в метро или самолете для того, чтобы заглушить шум в салоне. И мы опять не задумываясь «выкручиваем» регулятор громкости на максимум...

В описанных условиях поддерживать и контролировать безопасный уровень звукового давления, создаваемого наушниками в нашем органе слуха очень трудно и он легко превышает не только опасные для слуха 90...100 дБ, но и чрезвычайно для него опасные 115...120 дБ, а иногда и 130 дБ!!!

Поэтому пользоваться наушниками, особенно постоянно и каждый день - это очень опасно для здоровья. И делать это следует с особой осторожностью.

Кстати, наиболее опасны в этом отношении малогабаритные типы наушников - так называемые «затычки» («вакуумные»), а особенно «вкладыши», в которых обычно все и слушают смартфон на улице и транспорте. Такие наушники мы вставляем прямо в слуховой канал и звук воздействует на барабанную перепонку почти вплотную. И если «затычки» вставляются в уши довольно плотно, тем самым несколько заглушая внешний шум, то «вкладыши» внешний шум практически не заглушают и в них звук приходится делать громче чем в «затычках». Полноразмерные закрытые наушники опасны менее всего, т.к. в них хорошо заглушется внешний шум, а динамик расположен на некотором расстоянии от уха и воздействует на слух через достаточно большой объём воздуха между динамиком и ухом, что смягчает звуковую энергию. Также по качеству звуковоспроизведения впереди полноразмерные типы наушников. Накладные типы занимают промежуточное положение как по опасности для слуха так и по качеству звучания...

Как отмечается в [3] и [4], проблема эта особенно актуальна для звукорежиссеров, музыкантов и др., работающих длительное время с высокими уровнями звукового давления. Ну и для современной молодежи, испытывающей огромные перегрузки слухового аппарата на концертах и дискотеках или при прослушивании музыки на плеерах с ушными телефонами. Исследования, выполненные различными международными организациями, показали, что уровни абсолютной слуховой чувствительности значительно снизились за последние десятилетия.

Книга [3] издана в 2006 году, а значит исследования, о которых говорится, делались в начале 2000, т.е. до эры смартфонов. Сегодня же смартфон практически у каждого и практически каждый использует его в качестве плеера для прослушивания музыки в наушниках на улице и дома. И, думается мне, последние десятилетие можно с уверенностью назвать «десятилетием глухих», ибо наверняка за всю историю человечества сегодня наблюдается наибольший процент людей страдающих самыми тяжёлыми расстройствами слуха...

Итак,

1. В наушниках нарушается стереоэффект и музыка звучит неправильно, для улучшения стереоэффекта необходимы специальные электронные устройства - бинауральные преобразователи.

2. Для получения нормального стереоэффекта музыку лучше всего слушать на правильно расположенных акустических системах (колонках).

3. Прослушивание в наушниках громкой музыки чрезвычайно опасно для слуха и может привести к полной его потере. Пользоваться наушниками необходимо очень осторожно. Для снижения рисков лучше использовать полноразмерные закрытые наушники.

© Д. О. Максимов, 2024

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сухов Н. Е. Техника высококачественного звуковоспроизведения. - К.: Технiка, 1985, с. 92-95.

2. Васильев В. А. Зарубежные радиолюбительские конструкции. - М.: Радио и связь, 1982, с. 26-28.

3. Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. Учебник. - СПб.: Композитор Санкт-Петербург, 2006.

4. Терещенко А. Загрязнение...звуком. - Радио, 1991, N6, с. 18, 19.