"У нас все плачут в конце экскурсии", — так сказали мне в Музее семьи Николая II в Тобольске.
Я уже несколько дней путешествую по Тюменской области, и мы отправились в Тобольск, первую столицу Сибири.
Он известный тем, что здесь была одна из самых суровых тюрем России, куда отправляли в ссылки разных людей (например, Достоевского и декабристов), а также в одном из домов здесь в ссылке последний царь России Николай II и его семья жили после отречения.
Сейчас это музей. И мы с Алей конечно, хотим посетить его, раз мы там!
Спустя 100 лет дом отлично выглядит ещё! Неплохое место пожить. Не дворец, но даже для царя пойдёт.
Хотя... обстоятельства не были самые лучшие для него и его семьи.
Как я узнал историю царя
Правда, я не так хорошо знаю история России. Я что-то учил в школе и сейчас во время моей жизни здесь, но всё равно я как-то мало знал о царях России, и их история для меня всегда была какая-то далёкая (в отличие, например, от истории Советского Союза, которая связана с современной жизнью в России).
Мы решили взять экскурсию, и история семьи последнего царя России внезапно стала живой тут. Мы попали в 1917 год, когда по этому коридору ходил Николай и его дочери бегали:
Здесь Николай II и его семья жили с августа 1917 года до апреля 1918 года. Везде на стенах фото его семьи и близких:
Сначала я зашёл в столовую. Здесь Николай и его семья обедали. Тут даже можно видеть, на каких местах кто сидел:
Царь сидел ближе к входу, напротив него сидела его жена - царица Александра Фёдоровна.
Справа от царицы её сын Алексей сидел. Также врач Боткин, дочери, князь Долгоруков.
Справа от царя сидел Чарльз Гиббс, он преподавал английский язык царским детям. А также дочери.
Здесь можно увидеть маленькие детали, которые не увидишь в учебнике истории. Например:
Хотя немаленький, этот дом довольно простой для императора: железные кровати, обстановка не бедная, но скромная.
А так выглядела комната дочерей царя.
Всё без роскоши, которую ожидаешь от царской семьи.
В доме 18 комнат, и вокруг небольшой сад, но выйти за забором им нельзя было, экскурсовод сказал. А всем людям на улице интересно было и пытались что-то увидеть от семьи. Город небольшой, и когда по делам пошли, все пытались построить маршрут так, что мимо этого дома шли.
Царь и семья вели обычную жизнь здесь: кололи дрова, шили одежду, ели продукты, которые присылал монастырь.
Мне было интересно видеть некоторые оригинальные вещи семьи. Их мало остались, но есть. Простые тарелки, которые семья использовали, и ножницы, которые царица использовала, чтобы шить:
Когда нам рассказали, как семья проводила вечера, я представил себе, как они сидят у камина, играют в шахматы, говорят о чём-то простом, чтобы менять тяжёлые мысли. Они не знали, что их ждёт.
Пока экскурсовод всё рассказывал и показал, я подумал: они понимали, что скоро всё закончится? А почему Николай II ничего не смог поделать, чтобы спасти свою жену, своих детей и себя?
Животные царской семьи
Вместе с царской семьёй в Сибирь поехали французский бульдог дочери Татьяны - Ортипо, маленькая собачка Анастасии - Джимми и тоже коккер-спаниель Джоя, собака цесаревича Алексея.
Собаки, в отличие от хозяев, были рады приехать в Тобольск: тут получили много свободы.
"Джой, Ортипо и Джим процветают. Двух первых приходится гонять со двора, где они наслаждаются в помойной яме и едят всякую пакость…" 23 ноября 1917 год, из дневника Анастасии.
Джой часто ночевал во дворе. Он был непослушный и часто убегал. В итоге это помогло ему спастись. Остальные собаки спастись не смогли.
Прощание
В конце экскурсии нас просили сесть на лавочку у лестницы. Экскурсовод сказал, что здесь Николай II, его жена Александра Фёдоровна и их дочь Мария в апреле 1918 года прощались, когда отправились в свой последний путь в Екатеринбург. Сын Алексей заболел и остался с сёстрами, они присоединились к родителям чуть позже.
Я смотрел на эту лестницу, где семья прощалась, и это чувствовалось, как будто происходило прямо сейчас. Я сам Папа двоих детей и понимаю насколько это, наверное, было эмоционально для всей семьи. После отъезда семьи, к дочерям Николая, к его жене стали относиться ещё больше без уважения, у них не было личного пространства, к ним в любой момент могли зайти в комнату. Мне было жаль их.
В этом музее я не чувствовал их как исторических людей, здесь я узнал такие детали из их жизни, что видел их как обычных людей.
И мне было жаль узнать, что случилось с ними спустя несколько месяцев в Екатеринбурге.
Когда экскурсовод закончил, я посмотрел на других. У некоторых на глазах блестели слёзы. Это была не просто история о семье, у которой было всё.
Даже когда они потеряли богатства, статус и уважение, они продолжали оставаться людьми, с уважением относились к их близким и с смирением принимали наказания.
Я думал об этом, когда ушёл из музея. И я понял, что стал немного ближе к прошлому России.
ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: