Найти в Дзене
PROG ISLAND

Prog Island: 50 лет альбому! KING CRIMSON - "Red" (автор: Вадим Соседко)

Вадим Соседко

час назад·в Prog Island: The Lost Treasures of Prog Rock

Вы подписаны

50 лет альбому.
KING CRIMSON
«Red» (1974).
Трек – лист:
1. Red (6:17).
2. Fallen Angel (6:03).
3. One More Red Nightmare (7:10).
4. Providence (8:10).
5. Starless (12:17).
Состав:
Robert Fripp - guitars, Mellotron.
John Wetton - bass, vocals.
Bill Bruford - drums & percussion.
+
David Cross .- violin (4), Mellotron.
Mark Charig cornet (2), double bass (1).
Mel Collins - soprano saxophone (5).
Ian McDonald - alto saxophone (3,5).
Robin Miller - oboe (2).

АЛЬБОМ, СТАВШИЙ ПОВОРОТНОЙ ТОЧКОЙ ГРУППЫ.
Пожалуй, всякий меломан, имеющий более-менее приличную фонотеку, имеет его у себя. А потому, я не буду тратить время на повторение всем известных фактов биографии группы, не буду выставлять сразу же оценки этой работе, а лишь остановлюсь на том, что непосредственно касается самой музыки.
- Роберт Фрипп к 1974 году уже приучил публику к постоянному непостоянству составов своего детища.
- King Crimson к 1974 году уже пребывала в третьей фазе своего развития и это касалось не только смены музыкантов, но и общей стилистики группы.
- К тому времени этой формацией уже было выпущено два великолепных альбома «Larks’ Tongues in Aspic» (1973) и «Starless and Bible Black» (1974), которые показали завидное мастерство музыкантов и выявили иные грани развития прогрессивного рока, доселе неведомые никем.
- Группа, оставшись в составе трио, имела ещё квинтет помогающих им музыкантов, а потому и столь плотный звук, столь обширна тембровая палитра.
- Альбом был выпущен уже после роспуска самой группы, а потому его и нередко называют «посмертным».
Частенько приходится мне слышать устоявшееся мнение о том, что «Red» - это вершина King Crimson, Роберт Фрипп группу и распустил лишь потому, что понял невозможность повторения столь талантливой записи. Также частенько слышатся голоса тех, кто считает всё дальнейшее творчество группы не столь интересное, да и вообще чуть ли низкопробное. Потому, прежде, чем переслушает альбом, давайте определимся точно.
Во-первых, «Red» не есть запись, стоящая отдельно стилистически, а потому она является логическим продолжением и завершением всей трилогии 1973-1974 годов. Я люблю переслушивать их по порядку и тогда очень логично выстраивается вектор творческого развития внутри того состава музыкантов. Каждый альбом индивидуален, талантлив и непохож на другие, что, впрочем, можно отнести и к большинству записей King Crimson.
Во-вторых, дальнейшие формации группы дали миру прог рока столь интересные и, как всегда, неоднозначные альбомы, что ставить их на виртуальную чашу весов с предыдущими работами не только неприемлемо, но и просто нелогично. Ведь жизнь идёт вперёд, выставляя всё новые и новые творческие акценты, на которые и реагируют талантливые музыканты. Подельщики же всю жизнь самоповторяются, но ведь сейчас речь не о них. Тех же, кого мои доводы не убедили, отошлю к классике: Сравните ранние квартеты Л. Ван Бетховена с его 9 симфонией и это будет очень показательно, как общая тенденция отсутствия статичности в музыке, что лишний раз и подтвердил Роберт Фрипп.
Теперь же время самой музыки настало.
Слушать альбом, записанный 50 лет назад, который, конечно, знаком давно, сейчас и будем.
1. «Red». Начальная инструментальная трёхчастная пьеса Роберта Фриппа сразу же настраивает на жёсткий лад понимания общего восприятия рока. Монотонная, многократно повторяющаяся резко звучащая секвенция, как будто пришла из грядущей эпохи метала и не оставляет надежды на гармонию. Средняя часть, хоть и контрастна по метро-ритмике (4/4, 3/4 сменяет 13/8) и образности, но не может быть противопоставлением главной теме. Это лишь небольшой, оттеняющий эпизод. Сдвоенная партия баса усилена контрабасом Mark Charig, и это лишь усиливает зловещее предчувствие. Заключительная 3 часть лишь повторяет начальную, не добавляя никакого развития темы. Да, этого, видимо и достаточно. Интересно было б послушать пьесу в начальном её варианте с «Blue», но история этого не сохранила.
2. «Fallen Angel», идущая сразу же без паузы, и есть то, что стоит в основе всей мировой музыки, - контраст темпов, тембров и образов. Одна из лучших мелодий King Crimson, лирическая, красивая и несколько потустороняя, наталкивается на дальнейшее её расчленение на жёсткую импровизацию, где секунды и кварты заменяют доселе звучащие консонансы, а издевательский корнет Mark Charig лишь уводит дисгармонию в тембровые выси. Заключительная часть, хоть и повторяет начальную вокальную лирику, добавляя теплоту гобоя Robin Miller, но не удерживается лишь в этой области, вновь показывая зыбкость красоты и вездесущность её разрушения. Именно столкновение контрастов и становится той пружиной, которая и есть в основе этой, пожалуй, одной из лучших пьес альбома.
3. «One More Red Nightmare». «Ещё один красный кошмар» сразу же ставит акцент на сурово-злобную образность во вступлении, а вокальная тема John Wetton сбивчива, тороплива и передаёт внутренние волнения человека, такого маленького и беспомощного перед своими страхами. Вторая часть выстроена в более тягучем темпе, где триольный 6/8 ритм есть прекрасная основа для чувственного соло альт саксофона Ian McDonald. Возращение к начальной теме происходит резко, но и здесь находится место для продолжения импровизации саксофона, который лишь один противостоит своим акустическим тембром лавине электрических звуков и вдруг всё резко обрывается…
4. «Providence». 2 сторона альбома начинается инструментальной пьесой, сыгранной и записанной 30 июня 1974 гоада в «Palace Theatre», г. Провиденс, Штат Род-Айленд, а потому и имеет такое название. Далёкая тихая скрипка David Cross, постепенно приближаясь, становится душой Арлекина среди резких дисгармоний. Рычащий бас, таинственный меллотрон, эпизодические всплески перкуссии Bill Bruford в дуэте со столь же непредсказуемой гитарой Robert Fripp – всё это создаёт авангардное полотно, не имеющее чётко выраженной мелодии, не имеющее единолично солирующего инструмента. Пожалуй, пальму первенства, всё ж отдать тут надо бас гитаре John Wetton, сметающей всё остальное на своём пути. Пьеса не имеет финального аккорда, а, потому, достойна мысленного продолжения в абстракции звукового миропонимания каждого из слушателей и, естественно, вариационно космически многообразна.
5. «Starless». Продолжение темы «Starless and Bible Black», записанной на предыдущем альбоме группы. Только здесь название её упростилось до начального слова «Беззвёздный». В неспешном adagio гитара сразу играет столь чувственную и возвышенную мелодию, которая логически перетекает в не менее прекрасную вокальную партию John Wetton с контрапунктом сопрано саксофона Mel Collins. Меллотрон David Cross стелет неземную гармонию и кажется, что такое волшебство будет длиться бесконечно, но… Но настороженный унисон одной повторяющейся ноты гитары поддерживается эпизодическим басом, акцентированная случайная перкуссия дополняет это напряжение, которое поступенно поднимается ввысь гаммообразно, всё нагнетая и нагнетая напряжение. И здесь уже звуковой диапазон низкой бас гитары и высоких гитарных нот 3 октавы столь широк, что оставляет лишь в душе предчувствие надвигающейся катастрофы, которая, конечно, не заставляет себя долго ждать. Вакханалия звука полностью поглощает всё то красивое и гармоничное, что было ранее, лишь грозное напряжение разлито в партитуре. Быстрое импровизационное продолжение в соло альт саксофона Ian McDonald сменяется начальной темой, но она уже изуродована практически до неузнаваемости. Именно так суровость бытия и сметает всё прекрасное, и всё же сквозь хаос диссонансов пробивается высокая лирическая тема у сопрано саксофона Mel Collins, которая нам говорит о вечности прекрасного, но столь зыбкого в нашем мироздании.