Найти в Дзене
Компания «Свеза»

Карбас и шняка: как фанера SVEZA соединяет историю и будущее

В мае 2023 года в бухте Ваенга Баренцева моря отправился в первое плавание карбас под именем «Пёхтарь». Еще год спустя, в августе 2024-го, спущена на воду шняка «Шаста». Что значат эти загадочно-звучные слова и что их объединяет? Во-первых, карбас и шняка — традиционные северные лодки, на которых ходили в море поморские рыбаки начиная с XV века. Во-вторых, сегодня эти суда воссоздают по историческим чертежам мастера-энтузиасты. И в-третьих, им помогает фанера «Свезы». Этот проект неслучайно появился в Североморске — столице северного флота. Увлеченный судостроитель Игорь Логинов вместе с семьей и командой единомышленников решили вернуть своему городу исторические суда, которые служили поморам несколько веков — и вполне могут быть полезными и сегодня. Так появился Арктический музей лодки, единственная в своем роде верфь-музей за Полярным кругом. В музее не только изучают историю судостроения на Мурмане, но и воссоздают ее. Мастера строят традиционные парусные лодки — опираясь на аутенти
Оглавление

В мае 2023 года в бухте Ваенга Баренцева моря отправился в первое плавание карбас под именем «Пёхтарь». Еще год спустя, в августе 2024-го, спущена на воду шняка «Шаста». Что значат эти загадочно-звучные слова и что их объединяет?

Во-первых, карбас и шняка — традиционные северные лодки, на которых ходили в море поморские рыбаки начиная с XV века. Во-вторых, сегодня эти суда воссоздают по историческим чертежам мастера-энтузиасты. И в-третьих, им помогает фанера «Свезы».

Новая история

Этот проект неслучайно появился в Североморске — столице северного флота. Увлеченный судостроитель Игорь Логинов вместе с семьей и командой единомышленников решили вернуть своему городу исторические суда, которые служили поморам несколько веков — и вполне могут быть полезными и сегодня. Так появился Арктический музей лодки, единственная в своем роде верфь-музей за Полярным кругом.

В музее не только изучают историю судостроения на Мурмане, но и воссоздают ее. Мастера строят традиционные парусные лодки — опираясь на аутентичные чертежи и описания, в реальных масштабах, но с участием современных технологий.

Первым детищем музея стал карбас «Пёхтарь» — парусно-гребная лодка длиной в 6 метров. Это одна из самых древних и важных лодок Русского Севера. Благодаря небольшой и несложной конструкции корабелы-энтузиасты строят их и сегодня.

Бережно реконструированный «Пёхтарь» не раз выходил в море и отлично показал себя в деле. Свидетельство тому — два вторых места в регате традиционного судостроения в Кижах.

Карбас «Пёхтарь» в Кижской регате. Фото Арктического музея лодки
Карбас «Пёхтарь» в Кижской регате. Фото Арктического музея лодки

Следующий проект стал масштабнее и труднее. В отличие от карбаса, шняка до наших дней не дошла. Тем важнее вернуть это слово в язык, а лодку — в море.

Традиционная шняка доходила в длину до 14 метров, строить ее нелегко и сегодня. Если карбас был готов за месяц, то над «Шастой» команда из 20 мастеров работала полгода. Зато, повторив исторический облик, судно стало более функциональным и удобным: на нем есть каюта, кухня и кабинет.

Шняка «Шаста» в Кольском заливе. Фото Арктического музея лодки
Шняка «Шаста» в Кольском заливе. Фото Арктического музея лодки

Новая технология

Исторически поморские лодки строили из дерева. И не строили, а шили — в буквальном смысле, сшивая детали корнями и ветками, без использования гвоздей. Мастера Арктического музея, взяв за основу лодочную культуру конца XIX века, модернизировали технологию. Ведь цель проекта — не просто создать музейный экспонат, а сделать традиционные суда доступными, вернуть их в жизнь.

Корабельный лес на Севере — слишком дорогой ресурс. Реалистичной заменой стала фанера SVEZA. Материал гораздо более бюджетный, при этом практичный и надежный, — к его использованию была адаптирована вся технология строительства.

Сначала создается 3D-модель лодки, которую раскладывают на элементы выкройки. Их вырезают из листов фанеры, затем собирают с помощью реек и крепежа. Правильную изогнутую форму деталям придают вручную — задача, требующая особого мастерства.

Далее лодку пропитывают эпоксидной смолой. Получается, по сути, композит с превосходной гидроизоляцией, абсолютно не пропускающий воду. И в завершение — декоративное окрашивание.

Дополнительное преимущество карбаса из фанеры — небольшой вес: 6-метровая лодка весит меньше 200 кг. Фанера настолько упрощает процесс сборки, что он будет по силам даже начинающим лодкостроителям. В планах музея — организовать поставки готовых комплектов под сборку увлеченным людям по всей России. А затем собирать новые команды на традиционную северную регату.

Проект строительства шняки — другая история, впечатляющая масштабностью. Судно в два раза длиннее и предназначено для серьезных экспедиций. Для него использовали 15-мм листы, поэтому и вес на порядок больше — 3 тонны.

С каждым применением фанера доказывает свою универсальность. Сочетание легкости и прочности, доступности и простоты в обработке привело ее и в судостроение. Фанера востребована на множестве направлений: ее используют для обшивки корпусов и изготовления каркаса лодок и катеров, создания перегородок между отсеками, покрытий палубы, внутренней отделки кают. А еще помогает реализовывать уникальные, невероятно интересные и важные проекты.

Будем следить за идеями Арктического музея лодки и их воплощением. Уверены, будут новые поводы о них поговорить!