К 100-летию со дня рождения
«Я влюблён! И чем больше живу в этом прекрасном, до боли знакомом городе, тем сильнее, ощутимее для меня это чувство…» — писал в своих воспоминаниях художник, учитель, краевед Геннадий Иванович Галактионов.
Он родился 23 декабря 1924 года в семье потомственных сергиевских игрушечников. Его детские и школьные годы прошли в небольшом родительском доме, расположенном неподалеку от Ильинской церкви.
Когда началась Великая Отечественная война, ему исполнилось 17 лет. Так как для него время призыва по возрасту ещё не настало, решил идти на фронт добровольцем. Был направлен на обучение в школу связистов. В декабре 1942 получил направление под Сталинград, где шли ожесточенные бои. Там он восстанавливал телефонную связь под шквальным огнём противника. Был тяжело ранен, потерял глаз, лечился в саратовском госпитале, перенёс несколько операций.
После ранения вернулся в родной город инвалидом, но с огромным желанием учиться и работать. Окончил среднюю школу, поступил в Московское художественное училище имени 1905 года, позднее — художественно-графический факультет Московского пединститута имени Крупской. Параллельно преподавал: сначала рисование и черчение в школе № 3, затем живопись и рисунок в Загорском техникуме игрушки. Его ученики и студенты, многочисленные друзья с благодарностью вспоминают Геннадия Ивановича как интересного, многогранного, интеллигентного и очень скромного человека, который умел искренне радоваться успехам окружающих людей.
Он очень переживал за судьбу города и его, как сказали бы сейчас, знаковых объектов. Считал, что нужно сохранять дома ярких, исторически значимых личностей (философ Василий Розанов, писатель Михаил Пришвин, священник Павел Флоренский, художники Владимир Соколов и Владимир Фаворский).
Его беспокоила судьба старых кладбищ, которые постепенно становились заброшенными (Кукуевское, Никольское).
«Я не плачу по Сергиеву Посаду уходящему, — говорил Галактионов, — а смотрю вслед уходящей духовности, исторической памяти… Я не знаю, как быть с проблемой старых кладбищ, но знаю, как быть с исторической памятью — не забывать. А для этого мы должны знать, что у нас есть, что нам дорого, о чём мы должны всегда помнить».
Геннадий Галактионов любил старый город, особенно тихие улицы Ильинской горки. Как художник, он изображал в своих этюдах их заповедные уголки и с грустью смотрел на уходящий Посад, который беззаветно и трепетно любил.
Материалы подготовила Лидия Васильева