Сегодняшняя статья будет посвящена одной из серьезных форм нарушений мышления- логореи. Многие родители не знают, что же такое логорея, однако ежедневно наблюдают ее у собственных детей стараясь не придавать значения сомнениям в адекватности поведения ребенка, отгоняя страшные мысли поганой метлой. Действительно не всегда у детей данное нарушение становится очевидным, не замыленному глазу неопытного обывателя. Однако оно словно прожектор подсвечивает явные признаки разорванности системы построения речи и мышления ребенка.
Давайте разбираться что же такое логорея, кому она присуща, какие формы имеет и когда возникает. Логорея-это бессвязная, неадекватная речь. Чаще всего она характеризует быстрый поток мыслей, логическую цепочку в которых проследить бывает очень не просто.
Возникает данная патология в двух формах нарушений. Наиболее яркие проявления патологии можно наблюдать у взрослых с дебютом шизофрении. В данном случае логорея возникает как симптом распада речи -шизофазии и имеет свойственные ей особые черты. Данный вид логореи представляет собой бессвязный фразовый поток особого вида. Когда сама фраза или предложение выстроено больным вполне красиво, корректно и логично, но объединение фраз в группы не поддаются никакой системной логике.
"Я купила полосатую футболку. Моряки уходили в дальнее плавание в рваных тельняшках. Берег Турецкий никогда был мне не нужен. " Примерно так звучит речь подобного больного. Кажется, что смысла в ней нет. Однако он есть. Человек цепляется не за логику суждения в целом, а за отдельные смысловые ассоциации. Полосатая футболка-тельняшка-моряки- далекое плавание в далекий Турецкий берег. Вот она цепочка дальних ассоциаций, встраиваемых больным. Данный вид нарушения свойственный особой форме психического распада достаточно уникален. Именно при шизофрении больной чаще всего теряет близкие ассоциации, на которых строится связный и логичный поток мыслей, при этом сохраняя их дальние аспекты. Отсюда и магическое мышление- формирующиеся по причине нелепых параллелей суждений и умозаключений. Из разряда, если в магазине зажгли свет, значит соседка купила тортик и ждет меня на чай. Не важно такому больному, что это был не свет, а подсветка системы сигнализации и на часах уже два ночи. К сожалению, ранним стартам шизофрении чаще всего подвержены именно подростки и у некоторых болезнь протекает в яркой, агрессивной форме. Как не странна в группе нарушений речи и мышления шизофазия стоит отдельно. Большинство даже профессиональных клинических логопедов просто не готовят работе с ней, считая данное дело бесперспективным вариантом, так как сама генетическая и обменная патология, легшая в основу психиатрического заболевания сводит на нет все старания специалиста в достаточно короткий срок. Все что удается логопеду добиться минимальных улучшений и какое-то время продержать такого больного на стадии стабилизации, но при новым приступе есть риск растерять все наработанное и получить еще более грубую форму болезни.
Опытный специалист по самому виду и форме логореи уже может предположить заболевание, лежащее в ее основе. Неврологическую или психиатрическую природу данного нарушения. Возникло оно на фоне органического поражения головного мозга, или по средствам неправильной работы веществ, отвечающих за передачу нервного импульса-нейромедиаторов.
Детская логорея выглядит иначе. Данное нарушение является частым спутником эхолалии. Длительное время две эти патологии идут рука об руку, затем эхолалия отступает, тогда логорея становится более четкой и очевидной, как форма нарушения. Однако родители, измученные штамповой эхолалией рады уже и такой форме речи, по мере набора словаря и адаптации речевых оборотов уходит и она.
Как выглядит речь ребенка с логореей. Ярким признаком можно считать странный ассоциативный поток. На вопрос Нужны ли тебе друзья? Такой ребенок ответит: "Собака-друг человека". Или на вопрос хорошо ли летом на море? Малыш заметит: "Море, мы были в июне, я купался." И вроде по делу и собака действительно человеку друг, и на море ребенок действительно был, но речь снова звучит бессвязно и нелогично. Однако в отличии от шизопатологии в ней есть существенные нюансы. Как видите параллели суждений все-таки основаны не на дальних ассоциациях, причины подобных нарушений несколько иные. Чаще всего дети с неврологическими симптомами логореи выдают более мягкую симптоматику. Цепочка бессвязного ответа у таких малышей короткая. Дети не уходят в бессмысленные разглагольствования, огромными красиво сложенными, но бессвязными фразами. Для малышей логопея становится скорее адаптивным механизмом компенсации некоторых групп нейропатологи.
Можно выделить две основные причины подобных речевых проблем.
Первая причина лежит корнями в семантической патологии. Ребенок недопонимает вопрос, цепляется за слово из потока и чувствуя, что родители ждут ответа, пытается хоть что-то сказать по части данной ассоциации, возникшие у него с известным словом, которое он уловил.
Вторая причина лежит в системе кинетического строения речи. Иначе говоря, построения произносительной речевой стороны. Чаще всего легкие формы данного недуга наблюдаются у моторных алаликов в процессе выхода из проблемы. Работают они по принципу "Я не знаю, как сказать." То есть я понял вопрос, но не могу сформулировать ответ. Поэтому даю разрозненную и не совсем логическую штамповую ассоциацию. Чаще всего помимо логореи этой группе детей присуще еще один интересный тип поведения. Повторение однотипных вопросов или диалоговых цепочек. "Я хочу общения, хочу поддержать диалог, но не располагаю достаточным объемом моторных штампов для свободной речевой деятельности. Поэтому гоняю по кругу интересующий меня вопрос, либо диалог." Часто данное поведение становится наиболее очевидным в моменты психологического дискомфорта ребенка. "Мама, когда откроется зрительный зал?" Мама ответила на этот вопрос уже раз десять, и она точно знает, что ребенок понял ее ответ, однако зал все еще закрыт. Ребенок все еще переживает и все еще продолжает, как шарманку крутить заезженный речевой штамп. Здесь работа ведется на наполнение произносительного штампового словаря. Введения речевых смысловых шаблонов, построения вопросов и ответов диалоговой речи. Расширения возможностей построения фразы.
Детские нарушения выглядят неприятно, но при правильной работе они вполне преодолимы и корректируемы. Однако процесс работы специалиста длительный, и требующий достаточно большого объема знаний в области данной тематики.
Самый простой способ проверить наличие у ребенка логореи задать вопрос с прямым ответом. Что такое кошка- это животное. Что такое солнце- это звезда. В таких прямых ассоциативных ответах дети путаются редко. А вот на вопрос что такое мех? Ребенок может ответить он мягкий, или пушистый, он есть у кошки. И это уже будет считаться проявлением логореи и свидетельствовать психиатру о патологии мыслительного процесса. Однако далеко не каждый ребенок может провести параллели из разряда мех- это шкура животного, или мех- это материал из которого шьют шубы. Чаще всего логорея присуща детям с низким словарным запасом. Тестируя школьников на предмет нарушений мыслительной функции, я всегда задаю подобные вопросы, и достаточно редко получаю качественные и верные ответы. В большинстве своем, остаточные явления логореи наблюдаются и у детей с различными видами дислексии, дисграфии, компенсированных моторных алаликов, с виду полностью преодолевших свой недуг, так же деток с эхолалией на выходе из системы данной патологии.
Те же самые вопросы задают и психиатры на комиссии по диагностике объема психических нарушений у больных.
Вообще система клинической логопедии очень близка к психиатрии и плотно переплетается с ней. Большинство патологий мышления присущи не только неврологической патологии головного мозга возникшей в силу органических причин, но и психиатрическим заболеваниям вызванных нарушениями обменных процессов. Так или иначе коррекционная система данных недугов существует. Важно вовремя диагностировать отставания и не пускать его на самотек. К сожалению, далеко не все дети полностью компенсируют подобные недуги самостоятельно. У многих данные проблемы не уходят сами собой в процессе бытового обогащения словаря, часто они остаются с больным на всю жизнь.
Подписывайтесь на канал и ставьте лайки, буду Вам очень признательна.