- так восклицает Ибрагим, герой спектакля, а вместе с ним восклицает в душе и зритель, когда казалось, что трагичнее уже быть не может.
Речь идет о постановке по произведению Ркаила Зәйдуллы - "Ашина" в Татарском государственном театре драмы и комедии имени Карима Тинчурина. Режиссер – Ильсур Казакбаев.
Перед просмотром я гадала, чего ждать от спектакля в жанре "мистическая драма", эпиграфом к которому в афише шла фраза Довлатова "... кто написал четыре миллиона доносов?".
Из мистики зрителям оставили наблюдающую с высоты гор волчицу Ашину (Науметова Гульназ). По одному из народных преданий - она праматерь тюрков. Когда-то давно, человеческие дети убили ее волчат. Позже, когда она увидела человеческого мальчика без рук и ног, оставленного умирать, смогла узнать в нем убийцу своих детей. Волчица согрела его, забрала себе и выходила, с него взял начало тюркский народ. В спектакле волчица грозно и статно передвигается по сцене, невидимо обходя героев, вместе со зрителями слушает истории их жизни. Ее пронзительный вой пугает сельчан, но одному из них дарит надежду.
В остальном перед нами драма. Это история о татарской деревне середины 50-ых годов прошлого века, на месте которой скоро будет Куйбышевское водохранилище. Бедный быт, серость, страх редко раскрашиваются танцами да песнопениями, а так же доброй ностальгией по детству. Сейчас единственный свет в жизни героев - это звезды в ночи, когда слышно завывание волчицы, да свет от лампочки в "комнате допроса" в углу сцены. Именно там мы узнаем имена и прошлое героев:
Сахау Кахарович (Хафизов Ильфак), председатель колхоза, непоколебимо верит в советские идеалы и готов ради них на всё;
Сабах (Хабибуллин Салават), взрослый мужчина, который не может справиться со своими страхами и давлением извне;
Римма (Саляхова Резеда), почтальонка, из ревности не передававшая судьбоносные письма;
Ибрагим (Закиров Зульфат), герой Великой Отечественной войны, отосланный сразу после возвращения в лагерь по анонимному доносу;
Мирза (Аделя Хасанова), сын Ибрагима, 10-ти летний мальчик с особенностями развития.
Он один верит в существование Ашины, называет ее их общей мамой и надрывно просит:
- Ты же спасла того мальчика, значит и нас спасёшь!
Спектакль безжалостен по отношению ко всем.
Это некая притча. Во время просмотра возникает образ котла, в котором варятся герои. Возможно, из-за вшитых режиссером символов огня и воды, трактовать которые можно многими способами. Подходят и декорации в виде двух ржавых стен, оставляющих простор для фантазии.
Вспомнился антураж фильма "Микулай" и это звенящее одиночество, брошенность, будто герои одни в этом мире. Конечно, за ними не приедут и не заберут, как и никому уже не нужное сено, что они потом и кровью косят ежедневно.
Где основное высказывание автора не понять трудно. Устами Ашины произносится:
"Зло разрастается само по себе, а любовь требует усилий".
В деревне нет однозначно отрицательных героев (такие есть только вовне, либо на гобелене в финале). У каждого здесь есть причина и, наверняка, каждый из них мог бы сказать, что действует из любви (к родине, к себе, к человеку). Почему тогда множится боль? Значит, действуют из страха, идя ему на поводу. Любовь действительно требует усилий, терпения и превозмоганий.
Что запомнится надолго
Редактируя свою рецензию год спустя после просмотра спектакля, я поняла, что при первой публикации не отдала должное художнику по свету Ильдару Шакирову и художнику-постановщику Сулпан Азаматовой. Ведь сейчас, вспоминая постановку в первую очередь вспоминаются образы металлических стен, сквозь дыры в которых мы видим такой завораживающий "свет звёзд на ночном небе", а как заставляет напрячься всем телом свет лампы для допроса...
Режиссура и постановка Ильсура Казакбаева здесь действительно не оставляют вопросов о том, почему спектакль стал участником множества фестивалей и лауреатом XV Всероссийского фестиваля молодой режиссуры «Ремесло» (2023).
Последние минуты спектакля.
Мы наблюдаем, как в танце маленький, скованный собственным телом калека Мирза начинает скидывать с себя серый тулуп, уродливую шапку, валенки, как его движения становятся плавнее, грациознее, увереннее, в его руках и ногах появляется сила и стойкость. Актриса Аделя Хасанова, снявшая с себя одеяния и болезни Мирзы, теперь в современной одежде, легкой походкой и устремленным вперед взором спускается со сцены, проходит мимо рядов и покидает зал, оставляя зрителя с комом в горле.
Будем надеяться, что и нам хватит любви, чтобы спустя поколения залечить глубочайшую рану нашего народа, которую оставило то страшное время, перемалывая ценности, кости и судьбы людей.
Спасибо, что прочитали мою рецензию!
Буду рада услышать ваши впечатления о спектакле.❤️
Подписывайтесь на мой телеграм канал, чтобы следить за всей моей деятельностью.💌