Найти в Дзене
Интересная фантастика

Фантастика на советском телевидении: серия «Этот фантастический мир»

Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня будем говорить о советской фантастике не совсем обычного для нашего жанра формата. Речь о серии телепередач, выходивших на ТВ в 1979 – 1990 гг. Правда, по нынешним меркам, можно было бы назвать телевизионный цикл передач «Этот фантастический мир» (ЭФМ) сериалом, ведь периодичность выпусков была невелика. Всего, за двенадцать лет советские телезрители увидели шестнадцать выпусков, или, как-бы, «сезонов», продолжая аналогию с современными реалиями.

Готовясь к данному обзору, нашел на просторах сети довольно приличное количество заметок, постов, статьей и т.п., посвященных ЭФМ. Что сказать, молодцы коллеги. Потому, нет смысла делать детальный обзор на ЭФМ. Нет, конечно, общую информацию об этой замечательной передаче я ниже представлю. Однако, сделаю упор на современном восприятии творчества советских телемастеров, ну и попробую порассуждать, а нужен ли такой проект сейчас и в какой форме его можно бы было реализовать. Поехали.

Программа создавалась в рамках Главной редакции программ для детей и юношества. Тогда, образовательной и научно-популярной тематике для юной аудитории уделялось много времени. Каждая передача посвящалась той или иной научно-фантастической теме, обыгрываемой в художественных сценках, снятых по мотивам произведений мастеров мировой фантастики. Так, к примеру, в 4-ом выпуске зрители увидели сценки из романа А. Толстого «Аэлита», рассказов Кира Булычева «Снегурочка», Эрика Френка Рассела «Свидетельствую», а в 14-ом – фрагменты рассказа Роберта Шекли «Призрак – 5». Все эти сценки снимались, как эпизоды телефильма. То есть, без каких-бы то ни было спецэффектов и с минимальным бюджетом. Зато, в ЭФМ охотно играли самые известные артисты того времени: Юрий Богатырев, Сергей Юрский, Вацлав Дворжецкий, Александр Пороховщиков, Иннокентий Смоктуновский, Сергей Юрский и многие другие. Просто, потому, что создатели программы брали в основу своих сюжетов добротную научную фантастику. Как говорится, не все и не всегда измеряется гонорарами.

Фон заставки: работа Джереми Томаса
Фон заставки: работа Джереми Томаса

Игровую часть предваряла беседа ведущего с приглашенным гостем. Участниками программы стали Борис Стругацкий, Дмитрий Биленкин, Кир Булычев и др. Ну а бессменным ведущим ЭФМ являлся советский космонавт, Дважды Герой Советского Союза, Георгий Михайлович Гречко. Ведущий общался с гостем на заданную тематику, под которую затем зрителям представлялась подборка сценок по мотивам книжной фантастики, зачитывал письма от поклонников передачи и т.п. Просматривал сейчас несколько вступительных эпизодов, где Гречко разговаривает с приглашенными гостями. Через четыре десятка лет, беседы и монологи смотрятся несколько хм… непривычно, что ли. С одной стороны, диалоги и вступления неспешны, затянуты. Иногда, это несколько напрягает. С другой, - люди стараются разговаривать четко, внятно, без хмыканий, запинок, слов – сорняков. Минут через пять перестаешь замечать менее динамичный характер вербальной коммуникации, чем тот, к которому мы привыкли сейчас. Что тут сказать?! У нас теперь больше информации, есть выбор на любой вкус и цвет. Но это сказывается на качестве. Вернее, на качестве подачи этой самой информации.

Впрочем, об оценках ЭФМ с позиции современного зрителя поговорим чуточку ниже. А пока, про общие выводы касательно телеальманаха «Этот фантастический мир». Трудно припомнить что-либо подобное не только на советском телевидении, но и за пределами нашей страны. Даже несмотря на то, что, например, за океаном в то время давно выпускались «телевизионные шоу», то есть, сериалы для обычного и кабельного телевидения. Западный зритель уже мог оценить продукцию набирающих силу телевизионных фантастических «шоу» (сериалов), таких, как «Звёздный путь», «Война миров», «Автостопом по галактике», «Марсианские хроники» и т.п. Советским людям сравнить было не с чем, особенно в сегменте фантастики. И пусть, изначально, рассчитан ЭФМ был на юного телезрителя, любили эту передачу и детишки, и взрослые.

Итак, телеальманах «Этот фантастический мир» был популярен у любителей фантастики всех возрастов, в его выпусках поднимались самые разные научно-фантастические темы, экранизировались сюжеты классической зарубежной и отечественной научной фантастики, охотно снимались самые известные артисты кино и театра. В то же время, любая визуальная фантастика не может обойтись без технической базы, спецэффектов. Создатели ЭФМ такого себе позволить не могли, да и компьютерные спецэффекты только начинали применять в буржуйском Голливуде, за океаном.

Может ли такой проект быть успешным в наших условиях, на экранах современного телевидения? Нужно ли вообще рассказывать детям о научной фантастике с экранов ТВ? На первый взгляд, все выглядит однозначно. Так, если бы я написал, что, конечно, нужно воспитывать молодое поколение, прививать ему любовь к научной фантастике, космосу, согласились бы многие. Развивая эту тему, можно еще побрюзжать, мол, эх, вряд ли у современных телевизионщиков получится. Мол, были люди в наше время… Отхватил бы много лайков, плюсов и одобрений. Аудитория у моего канала далеко не молодежная, да и сам я очень давно уже не в категории отрочества, юношества и молодого возраста. Но, думаю, тут есть нюансы.

К примеру, самое простое. Года три как уже не смотрю телевизор. Пылится в шкафу, а на его месте подключена копировальная техника. А до этого лет пять он просто фоном работал. Разве что в канун Нового года и во время прямых трансляций матчей местного хоккейного клуба, целенаправленно искал пультом нужную программу. Все можно легко найти в сети и в любой момент, без привязки ко времени показа. Вообще не знаю в реальной жизни тех, кому меньше тридцати пяти и он (она) смотрит ТВ. И дело не в том, что телевидение какое-то не такое, или, наоборот, современные молодые люди не те. Просто, так развивается технический прогресс. Ты можешь сам выбирать себе то, что смотреть и, главное, в то время, когда ты хочешь это делать. Также, как сейчас не нужно посещать библиотеки, чтобы почитать художественные книги, они есть в сети.

В интернете можно найти любые темы, по любым интересующим вопросам. Не нужно приглашать в студию известного писателя – фантаста, космонавта, астронома, астрофизика и т.д. Вернее, пригласить их можно, но это не будет чем-то таким новым, «эксклюзивным» (уж простите, за современный новояз). Можно зайти в аккаунт к любому автору и узнать его мнение по тому или иному вопросу, высказать свои отзывы на книгу, и просто пообщаться. Научно-фантастические идеи обговариваются и обсуждаются на форумах, каналах, в сообществах, блогах, сайтах. Было бы время для чтения (просмотра). Если в восьмидесятых, ЭФМ был телепередачей, не имеющей аналогий, то сегодня подобный проект не вызвал бы особых эмоций.

Другое дело, основная часть передач, то есть те самые сценки, по мотивам произведений мастеров мировой фантастики. В формате сериала такое вполне могло бы зайти. Примером здесь является анимационная антология «Любовь, смерть и роботы», в которой аниматоры со всего мира экранизировали рассказы лучших научных фантастов современности: Джона Скальци, Аластера Рейнольдса, Питера Гамильтона, Паоло Бичигалупи и др. Каждый сезон этого сериала представляет собой сборник короткометражек. Вот, что-то такое, только по мотивам фантастики наших авторов я бы посмотрел. Ну, и опять же, а можно ли раскрутить подобный проект, во времена, когда всего очень много? Вопрос, который я не буду здесь расписывать. Ибо уйду в дебри нефантастических допущений.

Именно переизбыток любой информации: книг, фильмов, сериалов, компьютерных игр, сайтов и фан-групп является тормозом любого подобного движа. К примеру, опубликую я подборку с обзором неплохих научно-фантастических сериалов, снятых по мотивам фантастической литературы. Что-нибудь, вроде «Экспансии», «Видоизмененного углерода», «Периферийных устройств» и др. Кто-то напишет отзыв, о том, что понравилось, или не очень. Но энная часть комментариев будет такого плана, мол «только время терять», «вот раньше…». Прошло то время, когда детишки бросали все свои дела на улице и сбегались смотреть Алису Селезневу и даже те времена, когда взрослые платили деньги, чтобы посмотреть не самого лучшего качества видео, записанное на кассету. Какие-нибудь «Звёздные войны».

Можно было бы сказать пару слов и про образовательный момент. Но… если уж что-то такое образовательное затеивать, то в виде компьютерной игры.

А вообще, сейчас такое время, когда многое зависит именно от семьи, как-бы банально это ни звучало. Если раньше, в условиях индустриального общества и по его «вине», возникали феномены Жюля Верна, Айзека Азимова, Ивана Ефремова, а дети, начитавшись их, шли поступать в летные училища и инженерные вузы, то сейчас, как-то, маловато глобальных идей. А можно сказать, что и наоборот, их во много раз больше, чем раньше, но все разбиты на свои кластеры и группы по интересам. Никакой, даже самый талантливый научный фантаст и популяризатор науки не сможет увлечь массы в космос (ну а куда еще должна звать НФ?!). Иными словами, мы сейчас живем в эпоху постмодерна.

Так что, все зависит от вас, уважаемые читатели. Если сами расскажите своему чаду/внуку, что есть такая научная фантастика, покажите вечернее небо и звезды, которые «когда вырастешь, могут стать твоими», то и проекты наподобие ЭФМ могут быть более востребованными. Ну а об их выходе расскажут ребята, вроде меня. О них, и многом другом из вселенной интересной фантастики.

На это все, на сегодня. Понимаю, что вторая часть обзора получилась несколько сырой и сумбурной. Прошу рассматривать, как своеобразный черновик, набросок для следующих обзоров старой доброй фантастики. Примеряю новые форматы. Спасибо за внимание.

Все ссылки на вновь опубликованные статьи и посты Интересной фантастики оперативно размещаются в сообществе ОК: https://ok.ru/group/70000000139527