Когда речь идет о фотографии, существует два основных формата фотокамер: среднеформатный и полнокадровый. Но в чем разница между ними и какой из них подходит именно вам?
Полнокадровые камеры - самый популярный тип на современном рынке. Они предлагают хороший баланс качества изображения и доступной цены и являются отличным выбором для начинающих фотографов. Среднеформатные камеры немного дороже, но они предлагают даже лучшее качество изображения, чем полнокадровые камеры. Если вы ищете максимально возможное качество изображения, то среднеформатная камера - это то, что вам нужно.
Что такое полнокадровая камера?
В полнокадровой камере используется 35-мм датчик изображения. Размер датчика такой же, как у традиционной 35-мм пленки, используемой в аналоговых камерах. Этот размер сенсора больше, чем у камер с сенсором APS-C, которые преобладали в первые десятилетия 21 века.
Полнокадровые камеры становятся доминирующими, особенно в профессиональном сегменте рынка. И хотя большая матрица означает более крупные и тяжелые камеры, она также означает увеличение разрешения изображения и динамического диапазона.
Вы не найдете много полнокадровых камер начального уровня. Их функции и возможности ориентированы на серьезных энтузиастов и профессиональных фотографов. Об этом говорят и цены.
Но полнокадровые камеры - это универсальные устройства. Их можно использовать для любых задач - от пейзажей и портретов до спорта и дикой природы. Полнокадровые модели различаются по сильным и слабым сторонам, но можно найти камеру для любого типа фотографии.
Что такое среднеформатная камера?
Цифровая камера среднего формата имеет больший датчик изображения, чем полнокадровая камера. Традиционные среднеформаты использовали 120-миллиметровую пленку. Но среднеформатные цифровые камеры не всегда придерживаются 120-миллиметровой матрицы. Датчик может быть любым в диапазоне от 35 до 130 мм.
Большая матрица среднеформатной камеры обеспечивает более высокое разрешение и качество изображения. У среднеформатного фотоаппарата матрица больше, поэтому она может содержать больше мегапикселей. Это позволяет получать изображения с более высоким разрешением и лучшего качества.
Основные различия между среднеформатными и полнокадровыми камерами
Корпус и размер камеры
Среднеформатные всегда были больше 35-мм камер. Во времена аналоговых фотоаппаратов это было связано с большим объемом пленки, используемой в камере. Пленочные камеры среднего формата менее эргономичны и удобны в обращении, чем 35-мм аппараты.
Конструкция корпуса среднеформатных цифровых камер значительно улучшилась. Но они по-прежнему более и громоздкие, чем полнокадровые камеры. А с дополнительным размером приходит и дополнительный вес.
Некоторые среднеформатные камеры все еще используют традиционную конструкцию. Hasselblad 907X 50C - яркий тому пример. Но многие из них теперь выглядят как увеличенные версии APS-C или полнокадровых камер. Fujifilm GFX 50s II является примером такого типа среднеформатной модели.
Полнокадровые камеры больше, чем APS-C и компактные камеры. Но корпус полнокадровой беззеркальной камеры не сильно отличается от корпуса зеркальной камеры APS-C. Он может быть больше и тяжелее, но все равно помещается в руке. А полнокадровые корпуса улучшаются с каждым поколением.
Разрешение матрицы и качество изображения
Большая матрица среднеформатной камеры может содержать больше мегапикселей. Большее количество мегапикселей обеспечивает более высокое разрешение и лучшее качество изображения. Хотя это не всегда верно, это означает, что среднеформатные камеры имеют отличное разрешение изображения.
Качество изображения - это то, в чем цифровые камеры среднего формата превосходят другие. Они созданы для съемки высококачественных фотографий с увеличенным динамическим диапазоном. И, как и их аналоговые предшественники, среднеформатные цифровые камеры предпочитают фотографы-пейзажисты и портретисты именно по этой причине.
Но среднеформатный сенсор не всегда обеспечивает более высокое разрешение. Хотя 50-Мп сенсоры Fujifilm GFX 50R и Pentax 645Z могут показаться мощными, мы видим полнокадровые камеры с более высоким разрешением.
Sony A7R IV - полнокадровая беззеркальная камера с матрицей 61 МП. Она находится далеко впереди фулфреймов. Но она показывает нам, куда движутся полнокадровые камеры.
Упомянутые выше среднеформатные камеры находятся в нижней части шкалы. Fujifilm GFX 100 и Hasselblad H6D-100c имеют сенсоры с разрешением 100 Мп. Это серьезная мощь, с которой не могут конкурировать полнокадровые камеры.
Динамический диапазон
Качество изображения определяется не только разрешением матрицы. Более крупные пиксели (и большее количество пикселей) среднеформатных матриц также обеспечивают лучший динамический диапазон по сравнению с полнокадровыми камерами.
Динамический диапазон определяет, сколько деталей камера может извлечь из светлых и темных областей. Камера с узким динамическим диапазоном даст вам светлые участки, которые будут полностью белыми, и темные участки, которые будут полностью черными. И она будет испытывать еще большие трудности, если в одном кадре есть светлые и темные области.
Динамический диапазон измеряется в стопах, и увеличение на один стоп соответствует удвоению яркости. Хорошая полнокадровая камера имеет около десяти стопов динамического диапазона. Но среднеформатные камеры могут дать 15 и более стопов. Это означает, что вы получите гораздо больше деталей на светлых и темных участках.
Малая глубина резкости
Традиционно среднеформатные камеры позволяют добиться малой глубины резкости. Больший размер матрицы позволяет снимать с максимально широкой диафрагмой объектива. А чем шире диафрагма, тем меньше глубина резкости.
Цифровые камеры среднего формата по-прежнему дают превосходное боке при съемке на широкой диафрагме. Но их преимущество над полнокадровыми камерами сокращается с каждым поколением новых фотоаппаратов.
Полнокадровые беззеркальные камеры теперь обладают превосходными возможностями по глубине резкости. Они могут обеспечить отличное боке с объективом 50 мм, чего с трудом могут добиться камеры с меньшими матрицами. Сегодня полнокадровые беззеркальные камеры не далеко ушли от среднеформатных в достижении эффекта боке.
Видео и режимы серийной съемки
Среднеформатные камеры отстают, когда речь заходит о видео и мультимедийных функциях. В то время как в области качества фотоснимков они вырываются вперед, в видеосъемке они не выдерживают никакой конкуренции.
Некоторые модели, например Fujifilm GFX 100s, имеют режим видеосъемки. И эта камера записывает видео в качестве 4K со скоростью 30 кадров в секунду. На первый взгляд, это не так уж плохо. Но это камера профессионального класса с высоким ценником. Пользователи ожидают, что в этой ценовой категории будет больше одного варианта с видео 4K.
Полнокадровые беззеркальные камеры продвигаются вперед в области видео. Canon EOS R5 и Sony A1 имеют в стандартной комплектации запись видео в формате 8K. Это видеосъемка кинематографического качества от потребительской полнокадровой модели. Они также предоставляют возможность выбора различных частот кадров и режимов съемки.
Среднеформатные камеры также сильно отстают в режимах серийной съемки. Вам повезет, если скорость серийной съемки достигнет 5 кадров в секунду. Это исключает их использование для спортивной или экшн-съемки.
Высокое разрешение снимков означает, что размер файла изображения очень большой. А это значит, что на их обработку уходит больше времени, чем на обработку изображений с меньшим разрешением. Тем не менее, существует множество полнокадровых камер, которые делают снимки с высоким разрешением и имеют быструю серийную съемку.
Если мы посмотрим на те же беззеркальные модели, то Canon EOS R5 дает 20 кадров в секунду. А Sony A1 дает 30 кадров в секунду с 50-мегапиксельной матрицей. Преимущество беззеркальных фотоаппаратов заключается в использовании электронного затвора. При серийной съемке полнокадровая камера выходит на первый план.
Кому стоит использовать среднеформатную камеру?
Среднеформатные камеры позволяют получать изображения высочайшего качества. Они практически не имеют себе равных по качеству изображения, включая работу при слабом освещении и динамический диапазон. Но кроме съемки фантастических фотографий они мало на что способны. Так для кого же они предназначены?
Среднеформатные камеры предназначены для фотографов, которые ставят качество изображения превыше всего. Они предназначены для фотографов, которые могут позволить себе не торопиться с каждым снимком. Они используются для точной и продуманной съемки.
Фотографы-пейзажисты любят среднеформатные камеры. Изысканная детализация и динамический диапазон среднеформатных камер идеально подходят для жанра пейзажа. Дополнительный вес является недостатком, когда приходится добираться до места съемки. Но пейзажные фотографы часто используют штативы, поэтому вес не является проблемой во время съемки.
Среднеформатные камеры также популярны среди фотографов-портретистов. Им нравится качество изображения для создания насыщенных и откровенных портретных фотографий. Возможность малой глубины резкости - еще один бонус для портретистов. Кроме того, они используют штативы в своих студиях.
Художественные фотографы - еще одна группа, использующая возможности среднего формата в своей фотографии. Все, что они делают, спланировано и продумано. Их работа направлена на красоту изображения. И эта философия идеально подходит для среднеформатных камер.
Хотя эти группы часто используют среднеформаты, ограничения удерживают других фотографов. Они не подходят для спортивных фотографов из-за веса и низкой скорости серийной съемки. Они слишком большие и тяжелые для уличных фотографов. И у них нет необходимых функций, чтобы понравиться фотографам дикой природы.
Вердикт: средний формат против полного кадра
Мы видим невероятные показатели разрешения современных полнокадровых камер. Разрешение сенсора некоторых из них достигает 40 или 50 мегапикселей. Sony A7R IV даже имеет сенсор с разрешением 61 Мп. Но они все еще не могут сравниться со среднеформатными камерами более высокого класса. Fujifilm GFX 100s имеет сенсор с разрешением 100 Мп.
Но так ли необходим этот уровень разрешения? В большинстве случаев нет. В среднеформатных камерах разрешение и качество изображения превыше всего. Они имеют высокое разрешение в ущерб другим характеристикам, что делает их ограниченными камерами.
Среднеформатные камеры - это специализированные машины. Вы не можете сомневаться в их возможностях по качеству изображения. Их любят фотографы, снимающие пейзажи, портреты и произведения изобразительного искусства. Но они бесполезны для фотографов в других областях, таких как спортивная и уличная фотография.
Битва между среднеформатными и полнокадровыми камерами сводится к тому, что вам нужно. Нужно ли вам такое разрешение? И готовы ли вы потратить на это большие деньги?
Полнокадровые камеры - это более совершенные аппараты, в которых есть функции, способные удовлетворить практически всех. Они также стоят недешево. Но полнокадровые камеры - это универсальные аппараты с отличными характеристиками для разных видов фотографии. Среднеформатные камеры - это специализированное оборудование для фотографов узкого профиля.
Автор статьи: Кристофер Брайан-Смит
Еще больше интересных статей читайте в нашей группе и на сайте www.pano-maker.ru
Если вам понравилась статья, ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал!