Вы наверняка читали книги, фанфики или ориджиналы, написанные от первого, третьего, а иногда даже от второго лица. Но задумываетесь ли вы сильно над этим, когда пишете собственные истории?
В этой статье я разберу фокализацию — выбор точки зрения, через которую подается история.
1️⃣Точка зрения всезнающего автора / надежный рассказчик
Один из самых распространенных способов ведения повествования. Вы можете описывать мысли и чувства всех героев, обстановку, события, происходящие в разных местах одновременно. Вы — создатель этого мира, и, естественно, вы знаете о нем все.
Вы ничего не утаиваете от читателя, объясняете происходящее и даже даете моральную оценку тем или иным действиям персонажей, что может создавать комфортную атмосферу, без треволнений и лишнего беспокойства.
Однако это же мешает создать полное погружение читателя в переживания героя, ведь все эмоции расписаны, переживания зафиксированы и места для развития ситуации в воображении не остается. Также это в большей степени (если не полностью) убивает всю интригу.
✔️Г.Г. Маркес «Сто лет одиночества»
2️⃣ Ненадежный рассказчик
Прием, рассчитанный на критически мыслящего читателя, который сможет, не взирая на такое повествование, понять истинный его смысл. Рассказчик в данном случае может утаивать факты, искажать события, и только по «зацепкам» читатель сможет об этом догадаться.
Новичку достаточно трудно будет разработать такую своеобразную шараду, которая бы тянулась от начала и до конца, сохраняя некую завесу тайны.
✔️В. Набоков «Лолита», фильм «Американский психопат», Агата Кристи «Убийство Роджера Экройда»
3️⃣ Точка зрения главного героя
Повествование ведется от первого лица, от лица главного героя произведения. В этом случае читатель более охотно сопереживает герою, идет с ним рука об руку на протяжении всей истории, слышит его мысли и видит его внутреннюю борьбу.
Однако то, что остается вне поля зрения персонажа, читателю недоступно. Он не сможет узнать, что происходит за закрытыми дверями, о чем думают остальные персонажи (если только главный герой не телепат или менталист). И это существенно ограничивает свободу автора.
Хотя можно использовать знания героя, приобретенные уже впоследствии: «знал бы я тогда, что…»
✔️Д. Сэлинджер «Над пропастью во ржи», Г.Р. Хаггард «Дочь Монтесумы»
4️⃣ Рассказ от второго лица
Редкий и непростой способ повествования («ты выходишь на залитую солнцем поляну, она навевает приятные воспоминания из детства, отчего ты улыбаешься»).
Такой текст довольно тяжело построить так, чтобы он выглядел целостным и увлекательным, а не состоял из одних лишь действий.
Однако при правильном подходе это может оказаться сильным приемом вовлечения читателя в сюжет, ведь сам читатель, по сути, становится героем, с которым и происходят события произведения.
5️⃣ Внешнее повествование
В данном случае автор описывает только внешние атрибуты сцены, поведение героев, но не их мысли («он вышел на залитую солнцем поляну, улыбнулся и сорвал пучок цветов»).
Здесь не затрагивается внутреннее наполнение персонажей и мотивы их действий. Читатель должен сам сделать выводы на основании показанных ему картин.
➖➖➖
Также по-своему мощным инструментом является повествование от третьего лица, и об этом я расскажу во 2-й части.
◊ Сиерра