Найти в Дзене
авверушкин

Цинхуа

Китайский кобальтовый фарфор Цинхуа: происхождение, характерные черты, причины популярности. Юлихун — другой тип монохромной подглазурной росписи; почему он не прижился. Доу Цай — соединение техник Цинхуа и У-Цай. Цинхуа 青花瓷 (кит. "синие цветы") — знаменитый китайский сине-белый фарфор, созданный в технике монохромной кобальтовой подглазурной росписи. Его родина — город Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси), время появления на свет — монгольское нашествие, династия Юань (1280–1368 гг.). Кобальтовый фарфор был и остаётся главной визитной карточкой китайской посуды; не будет преувеличением сказать, что он оказал решающее значение на видение керамистов во всём мире. Именно ему стремились подражать мастера из Нидерландов, Испании, Португалии, Британии, Франции, Германии, Швеции, Японии, Кореи на протяжении XVII–XIX веков. Дело в том, что именно синий тон, получаемый от взаимодействия жара печи с оксидом кобальта, ведёт себя наиболее предсказуемо. При обжиге черепка на большой температуре в 1350°
Оглавление

Китайский кобальтовый фарфор Цинхуа: происхождение, характерные черты, причины популярности. Юлихун — другой тип монохромной подглазурной росписи; почему он не прижился. Доу Цай — соединение техник Цинхуа и У-Цай.

Цинхуа 青花瓷 (кит. "синие цветы") — знаменитый китайский сине-белый фарфор, созданный в технике монохромной кобальтовой подглазурной росписи.

Его родина — город Цзиндэчжэнь (провинция Цзянси), время появления на свет — монгольское нашествие, династия Юань (1280–1368 гг.).

Кобальтовый фарфор был и остаётся главной визитной карточкой китайской посуды; не будет преувеличением сказать, что он оказал решающее значение на видение керамистов во всём мире. Именно ему стремились подражать мастера из Нидерландов, Испании, Португалии, Британии, Франции, Германии, Швеции, Японии, Кореи на протяжении XVII–XIX веков.

Почему Цинхуа — самая популярная техника росписи фарфора в мире

Дело в том, что именно синий тон, получаемый от взаимодействия жара печи с оксидом кобальта, ведёт себя наиболее предсказуемо. При обжиге черепка на большой температуре в 1350°С все остальные краски текут и неряшливо расплываются; синий же контур сохраняет свою выразительность, лишь слегка приобретая мягкий акварельный эффект (ср. красную и синюю подглазурную роспись):

Поскольку в XIII–XVI вв. китайцы использовали исключительно подглазурную роспись, и фарфор приходилось запекать вместе с краской при температуре, намного превышающей тысячу градусов, оксид кобальта оставался единственной альтернативой для красивого чёткого рисунка.

В дальнейшем европейцы, столкнувшись с изысканным китайским фарфором, похожим на просвечивающую ракушку*, захотели повторить эффект таинственного сияния этого хрупкого полупрозрачного материала. Причём подражание коснулось не только самого материала, но и его цветовой гаммы.

Надо сказать, что даже после внедрения в керамику надглазурной росписи, когда для формирования рисунка уже можно было пользоваться полным богатством цветовой палитры, сине-белый фарфор не спешил уступать свои позиции всеобщего фаворита. Он навсегда остался символом высокого стиля, аристократичной элегантности, диковинной утончённости.

*Европейский вариант слова "фарфор" (ит. porcellana, порт. porcelana, англ. porcelain, фр. porcelaine, голл. porselein, нем. porzellan) происходит от итальянского "porcellino" — "морская ракушка". Потому что своей тонкой полупрозрачной стенкой, хрупкостью, молочным цветом фарфор, привезённый Марко Поло из-за моря в 1290-х гг., напоминал венецианцам океанские дары — причудливые раковины.
Наименование же фарфора на русском, польском (farfura), турецком (farfur), арабском (faɣfûr) языках имеет тюркское происхождение — сюда этот товар попал по суше через Великий Шёлковый путь. Дословный перевод с китайского на персидский означает "сын неба" (то есть императорский, ибо право пользоваться фарфором в Китае в те времена имел только император, его семья и аристократия).

Происхождение Цинхуа

Цинхуа есть результат тесного взаимодействия ближневосточной, кочевой и китайской культур.

Сама идея монохромной сине-белой росписи первоначально была подсмотрена у персов; из-за монгольского нашествия эта характерная особенность исламской посуды была принудительно занесена в Китай и, закрепившись на почве Поднебесной, обрела самостоятельное значение.

Китайцы не просто позаимствовали оттенки и формы орнамента иранской сине-белой посуды, они вдохнули туда новый смысл.

Так, персидский белый тон, средоточие тайны, ясности и чистоты, они дополнили значениями бессмертия, гармоничного Дао, непознаваемого мира богов. А синий цвет, символ неба, мира и приобщения к учению ислама, обрёл одежды справедливости, знания и высшей мудрости. Зонирование поверхности росписи и сюжетные медальоны тоже перекочевали из минакари в Цинхуа, претерпев значительные изменения: замысловатые узоры и узлы (поскольку в исламе запрещены изображения живых существ) упростились по форме, но усложнились по смыслу. Китайцы стали активно использовать в своей росписи изображения растений, животных, исторических персонажей и бытовых сюжетов.

Так Цинхуа обрёл самостоятельное значение и индивидуальную ценность.

Характерные черты Цинхуа 青花瓷

-5
  1. Роспись синим по белому.
  2. Сочные краски, насыщенные оттенки синего.
  3. Красивый внешний вид: гладкая блестящая поверхность, изящная форма, благородное содержание.
  4. Сложность рисунков, изысканность орнамента.
  5. Ярусность рисунков (обозначенные границы тематических зон, сюжетные медальоны).
  6. Богатый ассортимент тем: цветы (чаще всего — пионы, лотосы, хризантемы), растения (чаще всего — сосна, слива, бамбук), животные (чаще всего — драконы, фениксы, олени, единороги, цилини), рыбы, времена года, элементы У-Син, императоры, полководцы, красавицы, мудрецы, святые, буддистские символы, фольклорные персонажи, надписи и знаки иных культур (тибетской, монгольской, арабской, фарси).
  7. Последовательное распределение росписи: главный герой на переднем плане, второстепенные персонажи на заднем, фон.
  8. Богатство орнамента: спирали, волны, завитки, знаковые узоры элементов У-Син, облака и проч.
  9. Зоны орнаментов плотно прилегают друг к другу, но выглядят гармонично и слаженно.
  10. В Эпоху Юань Цинхуа отличается массивным черепком и крупностью изделий (вазы, блюда, кувшины), рисунок при этом сложен и изыскан. После XV века черепок становится тоньше, форма — меньше и проще, рисунок — примитивнее и схематичнее. Из фарфора Цинхуа выполняются уже мелкие предметы: чайная посуда, предметы кабинета, курильницы, аксессуары для умывания и т.д.

Именно фарфор Цинхуа династии Юань (XIII–XIV вв.) считается самым изысканным, благородным и знаменитым; в течение империи Мин (XIV–XVII вв.) рисунок и форма сине-белой керамики значительно упрощаются, а к династии Цин (XVII–XX вв.) так и вовсе подходят к простому, утрированно-бытовому виду.

Среди прочего, это связано с расширением целевой аудитории фарфора: если до XIV века такими предметами мог пользоваться только император и его семья, то к XVI веку этим правом уже обладала и аристократия. Потом же фарфор мог купить абсолютно любой, имеющий достаточные для покупки средства.

Юлихун 釉里红 как альтернатива Цинхуа

Помимо синей подглазурной техники росписи в Китае эпохи Юань существовала и другая — красная. В отличие от кобальтового фарфора, она встречается намного реже.

Это связано с тем, что подглазурная роспись оксидом меди Юлихун 釉里红гораздо более капризная и требовательная: ей требуется равномерный прогрев печи, она легко течёт и уходит в чёрный оттенок при малейшем нарушении условий обжига. Хотя, к слову, она же даёт и максимальную амплитуду оттенков: от медного и тёмно-красного до ярко-рыжего и зеленоватого.

Предметов Юлихун до нашего времени сохранилось немного, но все они представляют собой огромную культурную ценность и являются примером величайшего керамического мастерства, несмотря на свой грубоватый небрежный вид. Самыми драгоценными являются экспонаты, сочетающими в себе сразу несколько видов монохромной подглазурной росписи Цинхуа-Юлихун (см. последнее фото галереи).

Дополнение Цинхуа: Доу Цай 斗彩

Доу Цай (досл. "борющииеся цвета") — техника росписи в эпоху династии Мин, сочетающая в себе подглазурную синюю роспись Цинхуа с надглазурной цветной росписью У-Цай зелёным, красным, синим, фиолетовым и жёлтым. Изделия, подвергавшиеся двойному обжигу, становились прочными, яркими, незабываемыми.

Цинхуа заложил основы для дальнейшего развития китайского фарфора в Цзинчэчжэне. Это коснулось как цветовой гаммы глазурей и рисунка на керамике, так и тем росписи, и украшений (резьбы, гравировки, лепнины и т.д.)

Материал составлен на основе лекций чайной школы Евгения Кашкалова.