В декабре 2024 года был объявлен тендер на строительство первого в мире морского судоходного тоннеля, призванного соединить два залива в самом узком месте полуострова Стад. Длина сооружения составит 1,7 км, высота — 49 м, ширина — 36 м. После открытия нового водного пути отпадет необходимость делать крюк в 56 км. Хотя проект, о котором в Норвегии мечтают давно, в первую очередь предназначен не для сокращения длины маршрута, а для повышения безопасности. Дело в том, что море в этих местах неспокойное — из-за частых штормов приходится ограничивать движение судов, что сказывается на доставке грузов. С открытием же тоннеля давняя проблема будет решена.
Впервые о необходимости проложить путь через полуостров Стад заговорили еще в XIX в. Правда тогда, в 1870-х, предлагалось несколько иное решение — железнодорожный тоннель. Суда планировали переправлять на специальных вагонах. Но реализовать задумку в то время не удалось. На протяжении всего 20 столетия вопрос неоднократно поднимался властями и перевозчиками. Однако реальные подвижки в данном направлении начались лишь в 2010-х, когда была разработана концепция судоходного тоннеля и доказана экономическая целесообразность проекта. Последний включили в Национальный транспортный план. Правда, мнения относительно его необходимости разошлись.
В 2020-м реализовать эту инициативу пообещали в течение пяти лет. Однако работы, в том числе из-за бюрократических проволочек, так и не были начаты в озвученные сроки. Теперь старт кампании намечен на 2026-й, при условии, что в ходе конкурса удастся выбрать подрядчика. В Норвежской береговой администрации (Norwegian Coastal Administration — NCA) заявили, что к концу октября были завершены предварительные мероприятия, включая выкуп земель. В NCA уверены, что на участие в тендере поступит много заявок, так как для некоторых компаний проект может стать имиджевым, учитывая, что подобных сооружений в мире еще не строили.
Стоит отметить, что судоходные тоннели известны как минимум с 17 столетия — в 1670-х такой объект появился во Франции на канале, который соединяет реку Гаронна со Средиземным морем. Как отмечает в своей книге «Современные технологии комплексного освоения подземного пространства мегаполисов» В. И. Теличенко, в Европе уже в XIX в. существовало свыше сотни судоходных тоннелей различной длины. Одним из самых протяженных считается тоннель канала Сен-Кантен, оборудованный контактной сетью. Подробнее об этом уникальном объекте можно прочитать по ссылке ниже.
Однако будущий норвежский объект станет именно первым морским тоннелем. Чтобы его прорубить, потребуется удалить не менее 3 млн куб. м горной породы. Проект, завершить который теперь планируют к 2031 году, оценивается в $460 млн. Движение в Stad Ship Tunnel будет односторонним. Пропускная способность объекта составит 100 судов в сутки, что с учетом нынешнего трафика более чем достаточно.