Теплый осенний день, суливший лишь спокойное возвращение домой, вдруг прервался. Он ехал с дачи, думая о том, как хорошо бы провести вечер за книгой, когда из кустов внезапно вынырнула машина с мигалками. И маша полосатой палкой выбежал инспектор.
– Зафиксировано превышение на радаре. У вас было 92 км/ч при ограничении 60. При движении по протоколу. Давайте права, страховку, документы на автомобиль, быстро и отработанно проговорил инспектор.
Виктор Николаевич, будучи водителем с 30-летним стажем, знал свои привычки за рулем: скорость он никогда не превышал, особенно на пустой трассе, где спешка ни к чему. Его старенькая «Лада» и сама по себе не любила скорость.
– Молодой человек, это какая-то ошибка. Моя скорость максимальная 65 км/ч. У вас, наверное, прибор неисправен, спокойно ответил Виктор Николаевич, сняв очки и посмотрев прямо в глаза инспектору.
Молодой человек, которому судя по всему, не исполнилось и 30 лет, хмыкнул.
– Ошибки быть не может, гражданин водитель. Вот, смотрите, радар показывает вашу скорость. Составляем протокол по статье 12.9 КоАП РФ. За превышение скорости на 32 км/ч предусмотрен штраф от 1000 до 2000 рублей.
– Хорошо. Тогда покажите мне ваш прибор и сертификат на его поверку. Сколько времени назад ваш радар проходил калибровку? Вы ведь знаете, что замеры, сделанные на приборе без актуальной поверки, являются недействительны.
Виктор Николаевич вытянул из кармана телефон и включил камеру. Инспектор замер. Такой поворот событий ему явно не понравился. Но быстро взял себя в руки:
– Сейчас, конечно, покажу. Только давайте без нервов. А вы, между прочим, зря так остро реагируете. Могли бы всё уладить на месте. Но раз хотим по закону будем по закону.
Он вытащил из машины лист с данными радара. Виктор Николаевич внимательно присмотрелся: сертификат действительно был, но вот дата проверки прибора вызвала подозрения.
– Инспектор, у вас, кажется, прибор не проходил проверку уже больше года. Вы знакомы с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ? Там четко указано, что доказательства, полученные с использованием технических средств без установленного порядка поверки, не могут быть использованы при рассмотрении дела. Это означает, что ваш протокол будет недействителен в суде, – сказал он, уже зная, что слова инспектору явно не нравятся.
Молодой человек повернулся, но продолжал стоять на своем: – Вы же понимаете, что и в суде не всё так просто. К тому же, я составлю протокол на месте, а потом посмотрим, что будет. Или вы хотите потратить несколько месяцев на рассмотрение в суде?
– Составьте, но учтите: в случае подачи заведомо недостоверных сведений вы нарушите статьи 19.1 КоАП РФ. Это уже злоупотребление полномочиями, и я подам жалобу не только в суд, но и в прокуратуру. Уверены, что оно вам нужно?
Инспектор замялся, явно не ожидая такой уверенности от человека старше 50 лет. Он привык, что возрастные водители соглашаются на его требования, чтобы избежать лишних хлопот. Молодые ещё могут посопротивляться, а вот пожилые чаще всего молча платят. Но Виктор Николаевич оказался не из тех.
– Да что вы мне тут рассказываете! Раздраженно выдохнул инспектор. Ладно, проезжайте! Но в следующий раз будьте внимательнее!
Однако Виктор Николаевич не спешил уезжать. – Погодите-ка. Прежде чем я уеду, мне хотелось бы ещё уточнить: почему вы изначально предложили «уладить всё на месте»?
Вы ведь знаете, что это может быть расценено как коррупционное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 КоАП РФ? Вы очень серьезно считаете, что водитель, знающий свои права, согласится на такое предложение?
Инспектор побледнел.
– Слушайте, да езжайте уже, не усложняйте! – бросил он и вернулся к своей машине.
Виктор Николаевич сел в машину и ждал. Это была не первая подобная ситуация за последние годы. Он знал: его возраст часто становится «сигналом» для нечистоплотных инспекторов, которые уверены, что такие, как он, будут бояться качать права.
Но он никогда не боялся. Знал законы, а если чего-то не понимал, то долго разбирался.Сколько тех, кто не знает, что приборы, фиксирующие правонарушения, должны регулярно проверять, что закон всегда находится на стороне водителя, если инспектор действует с нарушениями?
Виктор Николаевич думал об этом весь путь домой. Он не считал себя героем. Он просто был человеком, который не привык молча соглашаться с несправедливостью.