Продолжение. Предыдущую публикацию можно прочесть, перейдя по этой ссылке
Утром 11 октября 1941 года остатки Передового сводного отряда отступили на позиции Ильинского сектора обороны. Один из курсантов – непосредственный участник тех событий в своём дневнике оставил следующую запись: «Первая курсантская рота, защищая мост через реку Шаню, попала в окружение и со значительными потерями вырвалась из вражеского кольца. Отступают все, моя рота тоже. Сколько фашисты забрали сегодня жизней, пока неизвестно. Но мы ничего не забудем, не простим. Отступили в район Ильинского сектора Малоярославецкого боевого участка»[1].
За пять дней упорных наступательных боёв передовые части немецкого 57-го моторизованного корпуса продвинулись вперёд по Варшавскому шоссе всего на 25 км. Для гитлеровских генералов – сторонников концепции «блицкрига», привыкших к стремительным перемещениям танковых и моторизованных частей, порой достигавших 50-60 км в сутки, подобное расстояние было мизерным и достойным порицания.
Ожидая скорого появления противника в непосредственной близости от западных окраин села Ильинского, генерал-майор В. А. Смирнов изыскивал возможности усиления данного участка. Неожиданно он получил категоричный приказ от командующего войсками Можайской линии обороны – выбить врага из Медыни, захваченной противником накануне.
Начальник Подольского пехотного училища (ППУ) не имел достаточных сил и средств, чтобы организовать надлежащую оборону Ильинского сектора, выделив при этом минимальный оперативный резерв. У генерала Смирнова не было никаких шансов и возможностей для того, чтобы освободить Медынь.
Исполняя приказ, он выделил для атаки восточных окраин города следующие части: 3-ю курсантскую роту ППУ (командир – старший лейтенант С. В. Кубарев), разведотряд 53-й стрелковой дивизии, а также подразделения 211-й и 213-й стрелковых дивизий, недавно вышедших из окружения[2]. Всего в составе этого сводного отряда числилось около 1000 человек, атаку которых поддерживали несколько танков из 17-й танковой бригады[3].
Медынь к тому моменту была занята двумя батальонами 3-й моторизованной дивизии. Немецкую пехоту, прочно засевшую на восточных окраинах Медыни, поддерживали артиллерийские и танковые подразделения[4]. По данным разведки Западного фронта в городе и его окрестностях к тому моменту находилось до двух вражеских пехотных полков и 50 танков[5].
Попытка отбить Медынь прогнозируемо окончилась неудачей и напрасными большими потерями. В числе убитых оказались старший политрук Ф. И. Лепёхин, старший лейтенант С. В. Кубарев, а также лейтенанты Баранов и П. С. Корж. Капитан Лаврентьев и старший лейтенант Максумов получили ранения. Из строя выбыли сразу пять командиров взводов.
Генерал танковых войск А-Ф. Кунцен – командир 57-го моторизованного корпуса предпринял попытку продвинуться по Варшавскому шоссе в направлении села Ильинского, задействовав два десятка танков и несколько бронетранспортёров. Эта атака была успешно отражена.
Во второй половине дня на командный пункт Ильинского сектора обороны прибыл передовой отряд 312-й стрелковой дивизии во главе с её командиром – полковником А. Ф. Наумовым. Буквально сходу вступив в командование Малоярославецким боевым участком, Александр Фёдорович физически не имел возможности, а главное – времени на перегруппировку личного состава, ознакомление с текущим положением дел в Ильинском секторе обороны и на проведение рекогносцировки. По этим причинам курсанты подольских училищ остались на занимаемых ими позициях, имея всё ту же главную боевую задачу – не дать противнику возможности прорваться через свои рубежи обороны.
Полковник Наумов распределил соединения своей 321-й дивизии, а также поступившие в его распоряжение части следующим образом. Ильинский сектор обороны был усилен батальонами 108-го запасного стрелкового полка и 301-м пулемётным батальоном.
Правый фланг позиций, занимаемых курсантами, – Боровское направление защищали 1083-й стрелковый полк, дивизион 859-го артиллерийского полка, отдельная танковая рота резерва дивизии и дивизион 12-го гвардейского миномётного полка (БМ-13 «Катюши»). Все эти части расположились вдоль рубежей, проходивших вдоль линии Павлищево – Рогозино – Федорино – Дылдино – Ищеино – Зеленино – Юрьевское.
На левом фланге курсантских позиций, прикрывая Калужское направление, вдоль линии Подсосено – Машкино – Бутырки – Рябцево оборону держали 1079-й стрелковый полк, две батареи 859-го артиллерийского полка, 303-й пулемётный батальон и 36-я огнемётная рота. «Южную группу» усилил 1081-й стрелковый полк. Все остальные подразделения составили резерв Малоярославецкого боевого участка[6].
В свою очередь командование группы армий «Центр» также произвело перегруппировку сил. 3-я моторизованная дивизия поступила в оперативное подчинение 57-моторизованного корпуса. В то же время 12-му армейскому корпусу из состава 2-й полевой армии предстояло в ближайшие дни изменить направление удара и наступать в обход левого фланга Малоярославецкого боевого участка на рубеже Полотняный Завод – Детчино.
В состав 12-го армейского корпуса на тот момент входили три дивизии: две пехотные – 31-я и 34-я, а также 29-я моторизованная[7]. Учитывая тот факт, что численность пехотных дивизий группы армий «Центр» к концу сентября 1941 года была доведена до 14,5-15 тыс. человек, а также принимая во внимание потери в предыдущих боях, общую численность личного состава 12-го армейского корпуса можно оценить приблизительно в 44 000 человек[8].
К вечеру 12 октября 1941 года части немецкого 13-го армейского корпуса из состава 2-й танковой группы захватили Калугу. Генерал-полковник Гейнц Гудериан направил свои танковые клинья на Тулу. Были созданы благоприятные условия для захода передовых отрядов 2-й танковой группы вермахта в тыл левому флангу Малоярославецкого боевого участка в направлении Детчино – Белоусово.
В течение 12-13 октября при постоянной поддержке авиации и артиллерии на Ильинский сектор обороны было предпринято несколько массированных атак силами двух дивизий: 19-й танковой и 3-й моторизованной. Южнее Варшавского шоссе – на рубеже Большая Шубинка – Малая Шубинка – Митрофаново наступали части трёх немецких полков 282-го, 283-го и 290-го из состава 12-го армейского корпуса.
Все эти атаки были отражены. Только 12 октября, наступая вдоль Варшавского шоссе, подразделения 57-го армейского корпуса вермахта потеряли не менее 100 человек убитыми, а также шесть танков[9]. Однако и потери гарнизона Малоярославецкого боевого участка оказались слишком ощутимыми. Больше всего раненых и убитых было среди курсантских рот и батарей, оборонявших Ильинский сектор.
Один из курсантов Подольского пехотного училища в своём дневнике 13 октября сделал следующую красноречивую запись, не нуждающуюся в дополнительных комментариях и пояснениях: «…Идёт бой. Стрельба, грохот танков, рассчитывать не на что, кроме винтовок и плеча товарища. Бомбят. Немцы сбрасывают на ребят с самолётов всё, что попадается под руку: бочки, обрубки металла. Звери! В мешке, который упал на нас сверху, оказался труп с запиской: «Вот вам председатель колхоза». Приложу все силы, чтобы доказать фашистской сволочи, на что способны советские солдаты»[10].
В ночь на 14-е октября ударили первые сильные заморозки. Раскисшая от недавних осенних дождей почва затвердела и окрепла, что значительно расширило возможности для использования немецким командованием большого количества танков и бронетранспортёров южнее и севернее Варшавского шоссе.
Утром в решающий прорыв были брошены части 19-й танковой дивизии вермахта (командир – генерал-лейтенант Отто фон Кнобельсдорф). В качестве усиления дивизии были приданы самые лучшие и мощные артиллерийские части 57-го моторизованного корпуса: два тяжёлых артиллерийских дивизиона – 300-й и 843-й, имевшие на вооружении 150-мм гаубицы, а также почти все орудия 3-й моторизованной дивизии. В общей сложности наступление на Ильинский сектор обороны поддерживали семь дивизионов немецкой артиллерии[11].
Предварительно ключевые позиции Малоярославецкого боевого участка, особенно ДОТы и ДЗОТы, подверглись нескольким налётам пикирующих бомбардировщиков Ю-87 «Штука». Непосредственно атаку главной ударной силы 19-й танковой дивизии – 27-го танкового полка и 74-го моторизованного пехотного полка поддерживали три дивизиона 19-го артиллерийского полка, а также 23-й дивизион зенитной артиллерии (орудия калибра 88-мм)[12].
Путем сосредоточения и концентрации огня тяжёлой артиллерии, а также в результате успешных действий бомбардировочно-штурмовой авиации противнику удалось разрушить значительную часть ДЗОТов. Немецкие танки и мотопехота вклинились в оборону курсантов в районе деревень Большая и Малая Шубинка на несколько километров. Поздним вечером 14 октября Большая Шубинка была занята силами двух пехотных батальонов и 15 танков.
Теперь над Ильинским сектором обороны нависла реальная угроза флангового окружения. Немецкое командование в течение ближайших часов могло приступить к накапливанию и сосредоточению сил для нанесения удара в обход центрального сектора с юго-западного направления.
Раним утром 15 октября генерал-майор В. А. Смирнов поставил перед командиром 3-го курсантского батальона ППУ – капитаном Г. А. Бабаковым задачу выбить врага из Большой Шубинки. К тому моменту в 3-м батальоне из 500 человек в строю оставалось 180[13]. В качестве усиления Григорию Афанасиевичу Бабакову были приданы две роты 1-го курсантского батальона ППУ, которые возглавили капитан Г. Г. Черныш и старший политрук Д. А. Курочкин.
Несмотря на проявленный героизм, отвагу и мужество, подольским курсантам, наступавшим при поддержке всего двух 45-мм артиллерийских орудий, а также нескольких станковых и ручных пулемётов, не удалось полностью овладеть Большой Шубинкой и вновь закрепиться в ней. Этот эпизод показан в киноэпопее Юрия Озерова «Битва за Москву».
В ходе атаки, завершившейся жесточайшей рукопашной схваткой на окраине деревни, было уничтожено около 150 немецких солдат и офицеров[14]. Подольские курсанты отбили пять ДОТов, оттеснив противника на западную окраину деревни. Однако германское командование своевременно ввело в бой резервы, и вскоре курсанты сами оказались в окружении, из которого им пришлось прорваться, прокладывая себе путь штыками и гранатами[15]. Оба отважных командира – капитан Г. Г. Черныш и старший политрук Д. А. Курочкин погибли.
14-15 октября 1941 года стали днями массового героизма, отваги, беспримерного личного мужества и самопожертвования. Курсант Яков Бедягин, находясь в полном окружении, огнём из пулемёта уничтожил 17 гитлеровцев. До последней возможности сражались последние защитники ДОТа, которым командовал лейтенант И. У. Бычков. Он и два курсанта – Шерстюк и Николаенко, будучи неоднократно ранеными, продолжали отстреливаться до последних секунд своей жизни, уничтожив около 70 немецких пехотинцев.
В результате полученной контузии курсант Яков Гаврилов потерял зрение. Однако он категорически отказался покинуть поле боя, оставшись в одном из блиндажей, где снаряжал патронами пулемётные диски и ленты. Курсант Александр Иванов, назначенный на должность снайпера, за три дня боёв вывел из строя 93 германских солдат и офицеров.
Курсант Иван Симонов при помощи зенитно-пулемётной установки сбил немецкий самолёт. Спустя несколько часов, он же с двумя своими сокурсниками забросал гранатами фашистских сапёров, которые пытали восстановить разрушенный мост через реку Лужу. В дальнейшем, получив сильную контузию и страдая от пульсирующей головной боли, Иван Симонов остался со своими товарищами на боевом рубеже.
Расчёт под командованием курсанта Юрия Добрынина подбил шесть вражеских танков и два бронетранспортёра, прорвавшихся в тыл Ильинского сектора обороны. Группа курсантов во главе с преподавателями инженерного дела – И. Б. Кайтмазовым и Г. И. Алексеевым уничтожила немецкие танки, выведенные из строя расчётом Юрия Добрынина, но ещё пригодные к ремонту. Один из фашистских танков – наименее поврежденный, с целым орудием, исправными приборами и прицелом, с запасом снарядов был отремонтирован и отогнан в расположение одного из курсантских батальонов. В дальнейшем этот танк использовался как неподвижная огневая точка[16].
Подобных примеров личного героизма, а также стойкости и отваги, проявленной отдельными группами курсантов и их командиров, в те дни было множество. К большому сожалению, многие из этих подвигов остались на долгое время забытыми, а сами герои в большинстве своём так и не получили заслуженных высоких наград.
Очень обидно и досадно, что многие отличившиеся в том бою курсанты и их командиры не получили хотя бы посмертно заслуженные ими ордена и медали! Ведь только артиллеристы Ильинского сектора обороны в первой половине дня 15 октября подбили и уничтожили 14 немецких танков, 10 машин и бронетранспортёров, а также истребили до 200 пехотинцев![17]
Чтобы окончательно сломить сопротивление Ильинского сектора обороны, немецкое командование привлекло значительные силы Люфтваффе. Только за светлую часть дня 15-го октября немецкая авиация, поддерживавшая наступление группы армий «Центр», совершила порядка 15 вылетов бомбардировочных и штурмовых эскадрилий. В каждом таком налёте участвовали от 20 до 25 вражеских самолётов, которые в общей сложности сбросили на позиции Малоярославецкого боевого участка свыше 500 тонн бомб различной мощности[18].
Начальник Подольского артиллерийского училища – Иван Семёнович Стрельбицкий позже вспоминал следующие подробности тех авиационных налётов: «За один день – 15 октября на позиции оборонительного участка вражеская авиация произвела 14 налётов, в каждом из которых участвовало 20-25 бомбардировщиков. В перерывах между налётами вели обстрел [наших] позиций миномёты и пушки. В результате бомбёжек и обстрелов вся земля в нашем расположении превратилось в хаотично изрытое поле»[19].
Офицеры и курсанты Передового сводного отряда (источник: Панков Д. Д. Подольские курсанты в битве за Москву. – М.: Издательский дом «Московия», 2008. С. 25-30):
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] - Подольские курсанты. Письмо с фронта // Сборник статей и архивных материалов «Ильинские рубежи» / Сайт некоммерческого партнёрства «Ковчег». URL: http://www.eco-kovcheg.ru/ilinskie_rubezhi-01.html (дата обращения 28.04.2025).
[2] - Панков Д. Д. Подольские курсанты в битве за Москву. – М.: Издательский дом «Московия», 2008. С. 32.
[3] - ЦАМО РФ. Ф. 219. Оп. 679. Д. 30. Л. 226.
[4] - NARA. T 312, R 150, F 7689795.
NARA – Национальный архив США, содержащий наиболее полное собрание оригинальных немецких штабных и оперативных документов периода Второй Мировой войны. Описи были составлены сотрудниками American Historical Association на основании подлинников немецких документов, захваченных частями армии США на территории оккупированной Германии в 1944-1948 гг.
[5] - ЦАМО РФ. Ф. 219. Оп. 679. Д. 30. Л. 226.
[6] - Боевой приказ штаба 312 стрелковой дивизии № 6 от 11.10.1941 г. // ЦАМО РФ. Ф. 1620. Оп. 1. Д. 3. Л. 24;
- Карта Малоярославецкого укрепрайона // ЦАМО РФ. Ф. 450. Оп. 11158. Д. 77;
- Наумов А. Ф. На Варшавском шоссе / литературная запись П. Якушева. – Алма-Ата: Казахстан, 1968. С. 13-14.
[7] - Хаупт В. Сражения группы армий «Центр». Взгляд офицера вермахта. – М.: Яуза, Эксмо, 2006. С. 21;
- Манштейн Э. Утерянные победы. – М.: ACT; СПб: Terra Fantastica, 1999. С. 724.
[8] - ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2511. Д. 222. Л. 11-12;
- ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2513. Д. 87. Л. 73-74;
- Артёмов В. Немцы в Калужской области // Сборник статей и архивных материалов «Ильинские рубежи» / Сайт некоммерческого партнёрства «Ковчег». URL: http://www.eco-kovcheg.ru/ilinskie_rubezhi-06.html (дата обращения 01.01.2025).
[9] - Панков Д. Д. Подольские курсанты в битве за Москву. – М.: Издательский дом «Московия», 2008. С. 37.
[10] - Подольские курсанты. Письмо с фронта // Сборник статей и архивных материалов «Ильинские рубежи» / Сайт некоммерческого партнёрства «Ковчег». URL: http://www.eco-kovcheg.ru/ilinskie_rubezhi-01.html (дата обращения 28.04.2025).
[11] - Исаев А. В. Чудо под Москвой. – М.: Яуза, 2019. С. 112.
[12] - Прорыв Можайской линии обороны (Воспоминания военнослужащих 74-го моторизованного полка 19-й танковой дивизии вермахта) // Сборник статей и архивных материалов «Ильинские рубежи» / Сайт некоммерческого партнёрства «Ковчег». URL: http://www.eco-kovcheg.ru/ilinskie_rubezhi-03.html (дата обращения 28.04.2025).
[13] - Панков Д. Д. Подольские курсанты в битве за Москву. – М.: Издательский дом «Московия», 2008. С. 41.
[14] - Телегин К. Ф. Действия МВО и Московской зоны обороны по защите Москвы // Вопросы истории, 1971. – № 12. С. 21.
[15] - Малоярославец в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Сборник статей и архивных материалов «Ильинские рубежи» / Сайт некоммерческого партнёрства «Ковчег». URL: http://eco-kovcheg.ru/ilinskie_rubezhi-18.html (дата обращения 28.04.2025).
[16] - Панков Д. Д. Подольские курсанты в битве за Москву. – М.: Издательский дом «Московия», 2008. С. 38-39, 43;
- Подольские курсанты. Письмо с фронта // Сборник статей и архивных материалов «Ильинские рубежи» / Сайт некоммерческого партнёрства «Ковчег». URL: http://www.eco-kovcheg.ru/ilinskie_rubezhi-01.html (дата обращения 28.04.2025);
- Меркулов Н. И. Бессмертный подвиг Подольских курсантов // Сборник статей и архивных материалов «Ильинские рубежи» / Сайт некоммерческого партнёрства «Ковчег». URL: http://www.eco-kovcheg.ru/ilinskie_rubezhi-08.html (дата обращения 28.04.2025).
[17] - Стрельбицкий И. С. На Варшавском шоссе: документальная повесть. – М.: ДОСААФ, 1979. С. 88.
[18] - Артёмов В. Немцы в Калужской области // Сборник статей и архивных материалов «Ильинские рубежи» / Сайт некоммерческого партнёрства «Ковчег». URL: http://www.eco-kovcheg.ru/ilinskie_rubezhi-06.html (дата обращения 28.04.2025).
[19] - Стрельбицкий И. С. На Варшавском шоссе: документальная повесть. – М.: ДОСААФ, 1979. С. 85-86.
Полностью публикацию «Как это было на самом деле. Подвиг подольских курсантов» можно прочесть, перейдя по указанным ссылкам:
Часть 1-я. Поднятые по боевой тревоге
Часть 2-я. Приказ – выстоять пять дней любой ценой!
Часть 3-я. Защищая до последней возможности Ильинский рубеж
Часть 4-я. Отступили непобежденными и несломленными…
Все присутствующие в статье упоминания и изображения символики Вермахта, частей СС, NSDAP, а также прочих военных, идеологических и политических структур нацисткой Германии, а равно цитирование высказываний военно-политических руководителей, самых разных представителей и современников Третьего рейха используются в данной публикации исключительно в историческом контексте и ознакомительных целях, а потому не являются и не могут служить какими-либо аспектами и элементами какой бы то ни было политической пропаганды, идеологии или агитации.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников Яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)